Информационные технологии на уроках русского языка в начальной школе "Слова-предметы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить со словами, обозначающими предметы, учить правильно находить слова – предметы и задавать к ним вопросы кто? и что?, разделять слова – предметы на “живые” и неживые”; развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, карточки с загадками.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

1. Работа с “устойчивыми выражениями” (Слайд 2)

-Посмотрите на экран. Что изображено? Какое действие произошло? Что сделала девочка? (Села льву на хвост)

- Как можно это выразить словами? Что означает выражение “Сесть на хвост”.

-Вспомните, какие “устойчивые выражения” нам уже знакомы?

2. Игра “Парные согласные”. Фронтальная работа с классом. (Слайд 3)

 

-Помогите Маше и Мише разобраться с парными согласными. Вставьте пропущенную букву.

-Как проверить правильность выполнения задания? (Подобрать проверочное слово)

III. Минутка чистописания.

глаз нос дуб круг

-Что общего у всех слов? (Состоят из одного слога, на конце слова – глухая согласная)

(Запись слов с соблюдением правил каллиграфии и правильного соединения букв. Мотивация к соблюдению правил каллиграфии в течение всего урока)

-Ребята, мы с вами повторили некоторые правила. Давайте вспомним, какие? (Глухие согласные на конце слова, правила каллиграфии, устойчивые выражения, слоги)

-В этих заданиях остался один нераскрытый вопрос, на который пока мы ответить не можем, поэтому к этим заданиям мы ещё вернемся в конце урока.

VI. Новая тема.

1.Введение в тему урока через знакомство с новым словарным словом. (Слайд 4)

Загадка.

Я важный и сочный
У меня красные щёчки
(Помидор)

-Что означает слово “помидор”? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)

-Поставьте ударение в слове.

-Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)

-Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.

-Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)

-Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.

-Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные)

Продолжи сказку (Слайд 5. Запоминание написания слова)

- В одном помидоре жили – были два семечка Пом и Дор …

Звуко – буквенный анализ слова (Слайд 6)

-Сколько слогов в слове помидор?

-Какой слог ударный?

-Назовите количество гласных и согласных звуков.

-Сравните количество букв и звуков в слове.

-Охарактеризуйте каждый звук и назовите, каким цветом обозначим его при составлении схемы.

(Для проверки правильности ответа, учитель “щёлкает мышкой” после ответа ученика)

Образование новых слов (Слайд 7)

-Как вы думаете, что зашифровано на этой картинке? (слова)

-Назовите получившиеся слова.

(Помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры, помидорка)

Слова – синонимы (Слайд 8)

-Как называют сок, выжатый из помидоров? (Томатный сок)

-Томат и помидор – это один и тот же овощ?

-Какой делаем вывод?

Вывод: томат и помидор – слова-близнецы.

Работа с устойчивыми выражениями. (Слайд 9)

-Когда человек плачет или кричит, что происходит с цветом его лица? (У него краснеет лицо)

-Кто может сказать, как говорят в таком случае?

-Ещё в каком случае можно так сказать? (Когда стыдно)

Знакомство со словом – предметом (Слайд 10)

-Задайте вопрос к слову “помидор”. Что? – помидор.

-Можно ли сказать, что помидор – это предмет? Докажите.

Вывод: слово помидор – это слово-название предмета.

-Назовите предметы, которые вас окружают.

-Попробуйте задать вопросы к своим словам.

-На какие группы их можно разбить? (одни обозначают живые предметы, а другие – неживые)

-Какие предметы можно назвать “живыми”?

-На какой вопрос они отвечают? (кто?)

- Какие предметы можно назвать “неживыми”?

-На какой вопрос они отвечают? (что?)

- К какой группе можно отнести слово – предмет “помидор”? (Что? – помидор, “неживое” слово – предмет)

-Приведите свои примеры.

-Итак, что мы можем сказать о сказанных словах?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет.

Запись слова “помидор” в словарики.

2. Знакомство с обозначение слов – названий предметов при помощи схемы.

-Слова – названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? или что? обозначаем так:

 

 А на письме подчеркиваем одной линией.

Слайд 11.

-Назовите предмет, задайте к слову вопрос. Как подчеркнем?

(Примерные ответы детей: кто? – девочка, это “живое” слово – предмет, подчеркиваем одной линией. И т. д.)

3.Игра “Забей гол!” (Слайд12)

 

 - Назовите полученные слова (Мел, мал, мыл, мил). Записать полученные слова.

-Найдите среди полученных слов слово-предмет.

-Как определили?

(Слово мел отвечает на вопрос что? значит, обозначает предмет)

Подчеркните среди записанных слов слово – предмет (Мел).

V. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы над новой темой.

1.Распознавание слов – предметов.

(Слайды 13 – 16)

-Помогите Мише правильно разгадать загадки Маши. Эти загадки очень хитрые, поэтому Миша допустил ошибки.

 Помидор большой и спелый -
Посмотри, какой он … белый.

-Какого цвета помидор? (Красный)

-Какие слова – предметы встретились в этой загадке? (что? - помидор)

Знает девочка любая,
Что морковка … голубая.

-Какая же морковка? (Оранжевая)

-Назовите слово – предмет (что? – морковка, кто? – девочка)

Ночью каждое оконце
Слабо освещает … солнце.

-Что светит ночью? (Луна)

(Слова – предметы: что? – луна, что? - солнце, что? - оконце)

Записать найденные слова – предметы в два столбика: в первый – отвечающие на вопрос кто? во второй – на вопрос что?

VIII. Физкультминутка.

IX. Закрепление темы урока.

1. Работа по учебнику.

  • Рассмотрите иллюстрацию на с.14. Кто изображен?
  • Как называются слова, которыми вы назвали животных? (Слова – предметы).
  • На какой вопрос они отвечают? (кто? – это “живые” слова – предметы)
  • Запишите эти слова, придумайте ещё по одному своему слову.

2.Картинный диктант (Слайды 17– 18) Работа в парах над распознаванием слов – названий предметов. Взаимопроверка.

-Вставьте вместо картинки нужное слово и запишите полученные предложения.

-Назовите слова - предметы, задайте к ним вопрос? Определите, какие предметы “живые”, а какие - “неживые”. Подчеркните в предложениях слова – предметы.

3. Возвращение к этапу “Повторение пройденного”.

-Вернемся к заданиям, которые мы выполняли в начале урока.

Задание 1 – устойчивые выражения. (Переход к слайду 2 по кнопке в углу слайда 23)

-Найдите в полученном выражении слово – предмет (что? – хвост, “неживое” слово предмет)

Задание 2 – парные глухие согласные.

-Что можете сказать о полученных словах? (отвечают на вопрос что? “неживые” слова – предметы)

Аналогичная работа с минуткой чистописания.

X. Итог урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке? С каким “словами” познакомились?

-На какие группы их делили? Почему? Назовите слова – предметы, которые отвечают на вопросы кто? и что?

XI. Домашнее задание творческого характера.

Нарисовать предметы “живые” и “неживые”.