Методическая разработка учебного итогового занятия в мастерской "Берестиночка" "В гостях у матрешки"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Задачи:

  • Обучающая:
  • Закрепить знания о работе с берестой, полученные ранее.
  • Научить поэтапной сборке изделия.
  • Развивающая:
  • Развитие творческих способностей.
  • Расширение кругозора.
  • Сохранение интереса к древнему ремеслу.
  • Воспитывающая:
  • Воспитывать аккуратность при выполнении изделия.
  • Эстетический вкус.
  • Умение создавать изделие по законам красоты и гармонии.
  • Дружелюбие, взаимопомощь.

Тип занятия: комбинированно-интегрированный, с последующей композиционной выставкой.

План проведения занятия:

1. Организационный этап.

  • Установление дисциплины.
  • Заполнение журнала.
  • Ход занятия (тема, задачи).

2. Проверочный этап.

  • Оценка домашнего задания.
  • Материалы, инструменты.

3. Подготовительный этап.

  • Историческая справка.
  • Гимнастика.
  • Анализ образца изделия.

4. Основной и контрольный этапы.

  • Выполнить за показом педагога поэтапную сборку изделия.
  • Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.
  • Исправление возможных ошибок.

5. Рефлекторный этап.

  • Оценить выполненное задание.
  • Сделать выводы об усвоении технологии.
  • Устный опрос.

6. Итоговый этап.

  • Подведение итогов урока (самооценка)
  • Выставка.
  • Уборка рабочего места.

Оборудование и материалы:

  1. Клей.
  2. Ножницы.
  3. Скрепки канцелярские.
  4. Булавки.
  5. Берестяные заготовки: юбочка, косынка, головка.
  6. Инструкционные карты.

Дидактический материал и оформление

  1. Кубы для выставки.
  2. Музыкальное оформление (танец “Неваляшки”).

Методические советы на подготовительный период

Перед открытым занятием проведена работа по сбору выставки матрешек, неваляшек, стихов, загадок, песен. Дети непринужденно, с большим увлечением, с чувством ответственности готовились к данному мероприятию, посещая библиотеки, музеи, детские сады, школы, собирая интереснейшие экспонаты и материалы.

Историческая справка

Нас здесь собрала, пригласила в гости матрешка.

Вот она стоит – новая, яркая, пахнущая свежим деревом и лаком. Какая у этой игрушки-матрешки может быть биография? Обычная деревяшка, выточенная на токарном станке, немного краски, умения и игрушка, как игрушка.

А нет, есть у этой куколки своя история. Много сказок, небылиц сошлись вместе, и родилась на свет игрушка матрешка.

Люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали то вышивкой, то резьбой, то тиснением, и обычное в обиходе изделие становилось редкой драгоценностью. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения до смерти. И только в 18 веке, наконец, осознали, какое это богатство – народные ремесла! Вот тогда и появилась на свет наша матрешка. Это произошло в 90-х годах 19 века.

В Московскую игрушечную мастерскую “ Детское воспитание” Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка – мудреца Фукурума. Очень необычна была эта игрушка! Она состояла из нескольких фигурок разного размера, вложенных одна в другую. Многие тогда заинтересовались этой игрушкой – ведь умельцев было “море”.

За дело взялся токарь по дереву Василий Звездочкин, который выточил из дерева похожие фигурки, вкладывающиеся одна в другую.

Подготовленные фигурки перешли в руки художника Сергея Малютина. Он расписал их под девочек. Головы прикрыл алыми платочками. Но как назвать куклу? Очень хотелось назвать русским именем. Дуняша? Маняша? Ариша? Матреша! И стали новые игрушки распространенными в 19 веке Матрешками. Матрешками и по сей день называют эти забавные игрушки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости нас зовут Матрешки!

Но наступил 20 век, и закрыли мастерскую “Детское воспитание”, а изготовление матрешек не прекратилось, оно стало продолжаться в Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. И были это все еще не такие яркие игрушки, а с простым рисунком, выжженным по дереву. Н все равно эти матрешки стоили дорого и пользовались огромным спросом. Их заказывали гости из Германии, Франции.

Но постепенно форма матрешек стала изменяться. Так в 1958 году появились на свет чудо-матрешки, которые умели издавать звук и при этом наклонялись, но не падали и назвали их – неваляшки.

Наклонилась Неваляшка
Но упасть не упадет
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнет
В бок толкнет, играя он
И в ответ услышит звон.

Исполняется танец неваляшек.

Динь-дон, дили-дон,
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон,
Дили-дили-дили-дон.
Мы милашки, куклы неваляшки,
Куклы неваляшки, яркие рубашки.
Не спим не сидим
И ложиться не хотим.
Днем и ночью мы стоим
Очень весело звеним.
Ох раз, еще раз
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.

Кукол неваляшек придумал мастер Иван Мошкин, положив внутрь куклы груз, который не позволял кукле падать. Матрешка-неваляшка – это девочка, а как назвать куклу мальчика? Вот тогда и дали имя – Ванька-встанька.

Шли годы. Матрешки заняли твердое место в жизни России. Мастерские по изготовлению игрушек открывались в Нижегородской губернии, Московской, городе Семенове, Полховском Майдане, Крутце. Матрешками стали украшать предметы обихода, кухонную утварь, копилки,

Шкатулки, шашки, свистульки.

Выпуск матрешек не прекращается в нашей стране и по сей день. И все они по-своему интересны и неповторимы. Весь мир облетела наша русская матрешка. Слава о ней гремит по планете. И редко кто, приезжая в Россию в гости из-за рубежа, покидая нашу страну, не увозит с собой славную, милую игрушку-сувенир, приносящий людям радость и счастье – матрешку.

Практическая часть урока

Для изготовления берестяной матрешки необходимо заготовить шаблоны из бумаги для эскиза рисунка и выкройки всех берестяных частей.

Рисунок методом тиснения, резьбы и вышивки переносится на берестяное изделие (сарафан, платочек). Голова игрушки изготавливается методом скручивания берестяной ленты-лычки и оформляется росписью (с помощью художника).

Перед тем как производить сборку заготовленных по выкройкам частей фигурок, познакомимся с последовательностью работы.

  1. Нанести клей на голову матрешки тонким слоем.
  2. Надеть косыночку, соблюдая симметрию (прижать крепко).
  3. Перехлестнуть концы косынки (склеить).
  4. Отложить для просушки.
  5. Нанести клей на край сарафана.
  6. Свернуть “кулек” (подогнать).
  7. Крепко сжать склеиваемые части (скрепкой).
  8. Проклеить основание головы.
  9. Вставить голову в сарафан (закрепить).
  10. Промаслить изделие.

Все детали сувенира скрепляются клеем ПВА или Притт.

Во время практической части урока педагог подходит к каждому учащемуся, помогая, подбадривая, немного выделяя лидеров, не обидев отстающих детей.

В рабочей обстановке педагог методом собеседования задает вопросы по пройденному материалу.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой –
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
-Сколько вас? – У них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!