Необходимым условием духовного богатства личности является воспитание разносторонних эстетических потребностей. Поэтому я ставлю следующие задачи в области эстетического воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Прежде всего: развитие у каждого школьника способности восприятия эстетических явлений в искусстве и в действительности. Я учу детей видеть прекрасное и безобразное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Нужно, чтобы дети все понимали и чувствовали, и умели в той или иной форме выражать свое отношение к этим явлениям. Воспитание такой способности способствуют формированию у детей высокого и требовательного художественного вкуса и глубокого проникновения в идейно-художественную сущность произведения искусства и красоту действительности.
Вторая задача эстетического воспитания — это научить наших детей не только необходимости объяснять мир, но и научить понимать эстетические явления искусства и жизни. Их нужно научить изменять мир, и не просто перестраивать его, а творить «по законам красоты». Решение двух первых задач влечет за собой воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, моральных качеств, творческих способностей личности. Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах, и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны, операционные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п.
Среди форм восприятия существует форма, важная
для процесса чувственного познания именно
произведения искусства. Она характеризуется
большей активностью, организованностью,
осмысленностью и более творческим характером,
чем другие формы восприятия — это наблюдение.
Наблюдение может различаться в зависимости от
конкретной задачи:
- Наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства.
- Наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета.
- Наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
Некоторые особенности эстетического восприятия, характерные для младшего школьника.
Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир, как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.
Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполниться новым содержанием.
Несмотря на ряд положительных преобразований, в том возрасте, есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре, то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака. И поэтому, учитывая особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности.
Чтобы развивать у детей эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающей действительности, внести черты целостности и гармонии в мироощущение детей, я использую различные технологии. «Технология» — это особая наука, где знания тесно переплетаются с умением и способностью что-то делать руками. Это монотипия и интегрированные занятия. Применяя такую технологию, я развиваю у детей воображение, эстетический вкус, творчество, фантазию. Дети учатся видеть в своих творческих работах и на иллюстративном и демонстрационном материале гармонию цветов и линий, у них пробуждается интерес к окружающей природе. Интегрированные занятия в группе продленного дня связывает с уроками музыки, рисования, чтения.
Так, например, в процессе урока рисования дети изучают строение объектов, изображение, форму, светотени, вместе с тем познают законы красоты, которые содержатся в форме, пропорциях и цвете. Я же использую на клубных часах и индивидуальной работе с детьми монотипию, где воспитываются эстетические качества детей. Так на уроках чтения стихотворений А.С. Пушкина, посвященных осенней, зимней, весенней, природе, отмечаю, какими, например словами поэт отметил красоту природы, или включаю музыку соответствующей тематике, как воспитатель ГПД с детьми иду после этого на прогулку, где дети ощущают и видят красоту осенней природы, красоту белоснежной пушистой зимы, нежно-зеленой весны, ощущают прохладу и свежесть осеннего дня, первое пробуждение природы, тепло весеннего солнца на своем лице. Вот тут-то и идет обогащение чувств детей: они становятся более полными, глубокими, идет эстетическое восприятие действительности.
По эстетическому воспитанию в нескольких направлениях — это искусство, где у детей идет формирование важнейших сторон психической жизнеэмоцианальной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Из практики своей работы я заметила, что ближе всего и доступнее для детей шестилетнего возраста народно-прикладное искусство. Изучая с детьми народное творчество, я обратила внимание, что народная игрушка ближе к детям, она доступнее им в изготовлении, а яркость ее росписи привлекает детей. Они видят при рассматривании разную гамму и сочетание цветов, они с удовольствием лепят ее и расписывают. Она доставляет им радость и удовлетворение. Дети эмоционально рассказывают о ней, показывают своим родителям.
Экскурсии, где дети собирают осенние листья, наблюдают за деревьями в зимнем уборе, за оттенками талого снега весной, а затем передают все уведенное в рисунках, составляют различные композиции из природного материала, рассматривают и видят результаты своего труда, восхищаются им. Используя такую форму работы, я воспитываю у детей эстетический вкус, учу любить и беречь природу родного края.
Организация фотовыставок, где дети видят красоту края, где они живут и сравнивают природу севера с природой материка. Видят различия в строении деревьев, в цвете листвы и форме растений и т. д.
Участие детей в оркестре, приучает их к собранности, внимательности, яркая живая музыка вызывает желание петь, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку.
Работа с природными материалами — поделка рамочек, панно, лепка, развивает у детей фантазию, творчество, мелкие мышцы кисти, что не маловажно при обучении детей письму.
Игры-драматизации. Эта форма работы помогает детям выразить и осмыслить свои впечатления. Ребята видят на сцене и «добро» и «зло», сопереживают героям.
По развитию эстетических чувств я использую занимательный математический материал. Он содействует развитию познавательной деятельности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, способствуют формированию волевой, мотивационной сферы личности школьника. Музыка, стихи, песни, атрибуты, праздничное оформление доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.
Приложения:
- Занятия по развитию гармоничной личности (Приложение 1);
- Сказка-оперетта "Волк и семеро козлят" (Приложение 2);
- Сценки (Приложение 3);
- Развлечения (Приложение 4);
- Развлечение "Что такое хорошо, а что такое плохо?" (Приложение 5).