Знания, не рождённые опытом, матерью
всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Концепция модернизации современного образования предусматривает ориентацию содержания на личность учащегося, его обновление, нормализацию учебной нагрузки, её индивидуализацию.
Обновление образования сегодня требует от педагога знания тенденций инновационных изменений в системе педагогической технологии.
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Такую возможность для ученика и учителя даёт технология личностно-ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
От учителя требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы. Одной из продуктивных технологий, позволяющих развивать творческий подход к обучению, является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется на интеграцию фактических знаний (порой путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Метод проектов вызывает вполне заслуженный интерес со стороны педагогической науки и практики и является неотъемлемым дидактическим средством образования. Этот метод (известный также и как метод проблем) впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком, учеником философа и педагога Джона Дьюи, в 20-е годы XX века. У.Килпатрик предлагал выстраивать систему обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и способности. По мнению У.Килпатрика, проблема, взятая из реальной жизни и значимая для ученика, мотивирует его на получение новых знаний и самостоятельный поиск информации больше, чем иные методы, применяемые на уроках.
В России идеи проектного обучения разрабатывались практически параллельно с исследованиями зарубежных педагогов. Так, в 1905 году под руководством С.Т.Шацкого была создана группа педагогов-исследователей, активно использовавших этот метод в практике преподавания. Препятствием широкому распространению метода стало его осуждение в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б). С этого момента в России не предпринимались попытки использовать метод проектов в практике работы школ. В зарубежной же школе этот метод активно и успешно развивался в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения реальных проблем. Многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академической подготовкой и формированием прагматических умений, отдали предпочтение именно методу проектов.
В последнее время метод проектов становится не просто популярным, но и “модным”, в результате чего едва ли не каждое самостоятельное действие ученика называют проектом - идет ли речь о каком-либо внеклассном мероприятии, работе, просто о работе учащихся в группе. На самом деле данный метод представляет собой конкретную педагогическую технологию — четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности ученика и учителя. Метод подразумевает ситуацию неопределенности в познавательном процессе, для разрешения которой у учащихся нет известных средств и необходимого опыта.
У.Килпатрик определил сущность данного подхода как метод “...целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке”. Даже в этой неполной и слишком общей характеристике предлагаемого метода учебной деятельности наблюдается попытка автора осуществить переход к новой педагогической альтернативе: от слушания и пассивного восприятия информации — к действию и получению новых знаний через опыт учебного экспериментирования, от запоминания и простого воспроизведения учебного материала — к критическому и творческому осмыслению окружающей действительности, от простого следования инструкциям учителя - к осознанному и естественным образом организованному познавательному поиску.
В рамках процесса обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как “обучение через делание”, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Опираясь на теоретическое наследие вышеуказанных педагогов, я в своей работе применяю методы проектной деятельности учащихся. В течение ряда лет мною были адаптированы различные педагогические приемы организации научного исследования учащихся. Эти приемы можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Учитывая особенности дифференцированного подхода к обучению учащихся и особенности метода проектирования, я выработала систему поэтапной подготовки проекта, формы деятельности учителя и учащихся на различных этапах.
I этап. Подготовка проекта.
На данном этапе самым важным моментом является выбор темы. Для того чтобы выбрать тему проекта, необходимо ответить на вопросы:
- для чего создаётся проект?
- как в дальнейшем будет использоваться?
- кому он адресован?
Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна для учащихся. Я предлагаю несколько подходов в выборе темы проекта.
1. Определение темы проекта на основе практики.
Например, изучая тему “Реакция рынка на изменение спроса и предложения”, ученики 9 класса выполняли проект под названием “Динамика цен на потребительские товары”. В этой теме учащиеся на основе статистических материалов получали информацию о росте цен на товары и услуги за определенный период времени и её обрабатывали. Ряд собранных данных вызвали у учащихся неподдельный интерес, так как они смогли оценить в действительности механизмы рынка.
2. Междисциплинарное исследование.
Сотрудничество с учителями истории и географии способствовало выбору темы проекта “Экономика Орловской области в зеркале статистики”, который предполагал использование материала по истории, географии и экономике Орловщины за 2005-2007 годы. В данном проекте учащиеся должны были показать взаимосвязь различных аспектов развития Орловской области.
3.Предметно-объектный принцип.
Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.
Например, объектом исследования проекта “Влияние конкуренции на деятельность фирм” являлись формы предпринимательской деятельности. Предметом данного исследования стали такие формы объединения, как товарищества и акционерные общества.
Следует отметить, что на данном этапе я учитываю интерес, доступность темы для учащихся и личностное отношение детей к выбранной проблеме. По времени этот этап самый короткий, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
II этап. Планирование и организация деятельности.
На этом этапе я определяю группы по направлениям деятельности и предлагаю свои идеи относительно источников информации.
Например, в изучении механизма формирования рыночных цен я рекомендую учащимся познакомиться с работой Т.Ю.Матвеевой, И.Н.Никулиной “Основы экономической теории”, просмотреть статьи в журналах “Экономическое образование”, “Спрос”. Для проекта “Экономика Орловской области в зеркале статистики” я совместно с учителями истории, географии, обращаю внимание на необходимость изучения материалов по истории Орловской области: статистических сборников, областных газет, краеведческих изданий. Работа с литературой требует от учащихся сформированных навыков в сборе и анализе полученной информации.
Кроме того, учащиеся самостоятельно вырабатывают план действий, определяют роли участников, способы сбора и анализа информации, форму отчётов. На данном этапе планирование может быть последовательным или параллельным, роль учителя заключается в корректировке деятельности учащихся.
III этап. Исследование.
На этом этапе я предлагаю использовать следующие технологии и методы самостоятельной работы учащихся: опросы, интервью, наблюдения.
Учащиеся обсуждают альтернативные пути решения задач проекта, выбирают оптимальный вариант хода проекта и поэтапно выполняют исследовательские задачи.
Например, в работе над проектом “Динамика цен на потребительские товары”, цель которого, наблюдение за изменением цен на товары, входящие в “потребительскую корзину”, учащиеся 9 класса проанализировали факторы, влияющие на это изменение, и последствия для семейного бюджета, из этого вытекающие.
В своей работе они использовали следующий метод – фиксировали цены на продовольственные товары в один и тот же день месяца в одних и тех же торговых точках. Результаты заносили в тетрадь и в ходе работы отображали на графике. В качестве примера такой работы обратимся к наблюдениям за изменением цены на литровую бутылку растительного масла “Золотая семечка”:
- 5 февраля 2007г.- 32.90
- 5 марта 2007г – 32.90
- 5 апреля 2007г. – 32.90
- 5 мая 2007г. – 33.00
- 5 сентября 2007г.- 45.50
- 5 октября 2007г. – 49.50
- 5 ноября 2007г. – 49.90
График с этими данными выглядит следующим образом:
Следует отметить, что объектом наблюдения учащихся могут быть и курсы иностранных валют, и коммунальные услуги, и проезд на транспорте, и оплата телефона, и цены на бензин, и многое другое. Полученные результаты в дальнейшем применяются мною совместно с учащимися при изучении различных тем, например, при изучении проблем рыночного ценообразования, закона спроса и предложения, вопросов, связанных с формированием доходов населения.
В работе над проектом “Экономика Орловской области в зеркале статистики”, учащаяся изучала материалы прессы за определённый период, строила диаграммы, гистограммы, выявляла динамику роста промышленного производства и его темпы.
Используя проектную технологию, я сделала вывод, что данная форма работы позволила учащимся овладеть навыками работы в творческой группе, сформировать конструктивное решение, выработать индивидуальный, аналитический взгляд на полученные знания. Таким образом, учащиеся смогли отойти от привычных схем и научились работать самостоятельно.
IV этап. Презентация проекта.
Этот этап необходим для завершения работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Я предлагаю различные формы представления результатов:
- устный отчет;
- письменный отчет;
- отчет - резюме;
- компьютерная презентация;
- эссе.
Например, по результатам подготовленного проекта “Банки в действии” учащиеся 10 класса представили компьютерную презентацию, которая мною используется во внеурочной деятельности. Наиболее часто используемой формой защиты проекта является устный отчёт, так он не требует специальных условий для презентации и вырабатывает у учащихся навыки публичного выступления.
На этапе презентации я отрабатываю с учащимися умения кратко излагать свои мысли, логически выстраивать сообщения, изготавливать наглядный материал. Я считаю, что очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в общую копилку. Мною ведутся записи по результатам деятельности учеников на отдельных этапах проекта. Я оцениваю не объём освоенной информации, а применение информации для достижения поставленной цели. Общая оценка проекта складывается из суммы отдельных результатов учащихся. В качестве экспертов я привлекаю педагогов школы, одноклассников. Кроме того, каждый участник проекта учится самооценке. Причём коллективные проекты можно оценить индивидуально, так как личный вклад каждого учащегося в общий проект может быть различным.
В итоге проводимой работы удалось добиться определённых результатов. Я использую метод проектов в работе с учащимися средней школы. В 5-6 классах дети выполняют небольшие мини - проекты (“Бизнес крокодила Гены”, “Как организовать семейный праздник”), в 7-8 классах учащиеся выбирают следующие темы: “Сколько стоит ремонт детской комнаты”, “Сколько стоит рациональное питание”. В связи с переходом школы на предпрофильное обучение учащиеся 9-х классов выполняют проекты не только в рамках учебного предмета экономики, но и на элективных курсах. Кроме того, некоторые проекты учащихся становятся основой для рефератов при итоговой аттестации. В старшей школе выпускники выбирают темы проектов в соответствии с будущей профессиональной направленностью и подготовкой к итоговой аттестации: “Темпы инфляции за период 2004-2006 годы”, “Страхование населения”, “Монополия на конкурентном рынке”…
На протяжении нескольких лет мои учащиеся становятся победителями общешкольного конкурса предметных проектов. В 2005-2006 учебном году ученица 10-го класса стала победителем 3-го городского конкурса исследовательских работ учащихся.
В заключении отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний и умении самостоятельно анализировать ошибки, снимается страх “плохой оценки”, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении.