Урок по курсу "Кубановедение" в 4-м классе "Красная книга Кубани"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности  людей за состояние окружающей среды;
  • формировать умение  взаимодействовать в группе;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе   обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани;
  • прививать любовь к  природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани;
  • накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой;
  • развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиа оборудование;
  • магнитофон, фонограмма «Шум деревьев»;
  • карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края;
  • страницы-заготовки для книжки-картинки «По страницам Красной книги Кубани»;
  • работы учащихся по данной теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит фонограмма «Шум деревьев». На фоне музыки учитель читает стихотворении:

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

 – Ребята, чтобы наш урок прошел интересно и успешно, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

II. Повторение изученного материала

Сегодня наш урок будет проходить в   необычной форме. Работать вы будете в группах. (Ребята рассаживаются в четыре группы по 6 человек). В процессе урока каждая группа будет получать задание. А начнем мы наш урок с повторения.

1-е задание. Расшифруйте названия рек Краснодарского края. «Кресс-кросс».

Б А К В П Д У Р У П
Е О У У Ф Х А Х К Н
Й П Б Ю С Т Л А Б А
С Б А Я С О Ч И Ю Ц
У С Н Б

Е

Л

А

Я

Е

Я

Г П Ь Г

П

Ш

А

Д

А

Ю

Каждая группа записывает на листочках названия рек. Затем дети поочередно читают. Чья группа узнает больше названий? На экране высвечиваются названия всех семи рек.

2-е задание. Следующее задание поможет нам узнать тему нашего урока.  На экране – карточки с изображениями животных и растений Кубани.

– Ребята, назовите изображенных здесь животных и растения нашего края. Если вы назовете правильно, карточка перевернется. На обратной стороне будут написаны слова из пословицы. Перевернув все карточки, мы сможем прочитать всю пословицу.   (Приложение)

№1 мать-и-мачеха  (охранять)
№2 олень  (природу)
№3 пшеница  (значит)
№4 дикий кабан  (охранять)
№5 шиповник  (Родину)

Открывается пословица: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Мы живем в богатой стране,  среди красивой природы. Сможем ли мы, люди, жить без природы? Человек – часть этой природы, наиболее разумная ее часть. Человек может уничтожить или сберечь свой дом – природу. Какие права есть у природы? И есть ли они вообще?

III. Изучение нового материала

1.

– К чему призывает нас получившаяся пословица?
–   Какие природоохранные организации вы знаете?  (Заповедник, заказник, национальный парк).
– А что еще   создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения? (Красная книга.)
– Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.

Учитель показывает на слайде «Красную книгу Краснодарского края.
К концу урока каждая группа должна сделать свою книжку-картинку «По страницам Красной книги Кубани».
На столе у каждой группы стоит табличка с темой.

1-я группа – «Растения Красной книги»
2-я группа – «Млекопитающие Красной книги»
3- я группа – «Птицы Красной книги»
4-я группа – «Насекомые Красной книги»

В центре класса стоит стол. На нем лежат карточки с изображением и описанием животных и растений Красной книги.

2. Учащиеся читают стихотворение:

1. Нам всем очень тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем,
2.  Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся Кубанью
И Отечество любим.
3.  Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о растениях и животных, которые требуют нашей помощи и защиты. Они уже занесены в Красную книгу Краснодарского края.

4. Сначала давайте поговорим о растениях. Посмотрите на экран. Вы видите зашифрованные названия растений Красной книги. Расшифруйте их и вы узнаете, какие растения просят у нас помощи.  (Приложение)

На экране:

СИПЖЕКНОДН                 (подснежник кавказский)
ЯЛИЛИ                                (лилия кавказская)
СОТЛО                                (лотос орехоносный) 
ФАШНАР                            (шафран прекрасный)
ИТС                                      (тис ягодный)
ОНИП                                  (пион тонколистный)

И еще одно замечательное растение – цезарский гриб.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

5. Просят у нас защиты самые маленькие представители фауны – насекомые.

Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения.  (Приложение)

Сколия-гигант

Самое крупное насекомое отряда Перепончатокрылых. Все тело и конечности черные. Крылья темно-желтые. Взрослые особи питаются нектаром и пыльцой. Летает в течение всего лета и большую часть жизни проводит в почве в поиске личинок жуков. В Краснодарском крае распространен повсеместно на полянах, опушках, склонах балок.

Толстун степной

Крупное насекомое бронзово-черного цвета. Крылья у него отсутствуют. В пищу потребляют злаки, иногда – животную пищу. Встречаются в июне. В Краснодарском крае встречается в Анапском районе.

Усач альпийский

Тело серое, густо покрытое чуть голубоватыми волосками. Развивается в древесине бука, реже дуба, ясеня, ив. Личинки жука выгрызают ходы в древесине. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон, в Гуамском ущелье.

Жук-олень

Окраска тела коричневато-черная.верхние челюсти самцов имеют крупные размеры и напоминают рога оленя. Жуки выходят в мае. После откладки яиц большинство жуков отмирают, но отдельные встречаются до ноября, питаясь соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. В Краснодарском крае распространен в равниной части и в поясе смешанных лесов.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

IV. Физкультминутка

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок, отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«папа», «мама», «дом», «трава» – за окном у нас видна.
За окно ты посмотри, что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать. 

– Но в нашей помощи нуждаются не только маленькие представители животного мира. Ее просят и большие, но такие беззащитные животные.

V. Игра «Угадай животное по описанию»

Описание может читать либо учитель, либо подготовленные ученики.  (Приложение)

Зубр

Крупное животное с длиной тела до 3,5м и высотой в холке до 2м. передняя часть выше за счет спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы. А подбородок оканчивается бородой. Живет небольшими группами, объединяясь в стада по 20-30 животных только зимой. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике.

Выдра кавказская

Относительно крупное животное с туловищем до 70см и хвостом до 45см. ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. Питается рыбой, лягушками и другими водными мелкими животными, нападает на птиц и грызунов. В Краснодарском крае обитает в притоках левобережья Кубани. Встречается во многих речках Черноморского побережья.

Перевязка

Зверек с длинным гибким туловищем, внешне похожий на хорька. Хвост длинный и пушистый. На небольшой голове широко расставленные, округлые уши. Питается мышевидными грызунами. В Краснодарском крае обитает в степной зоне.

Рысь

Животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. По бокам большой округлой головы удлиненные волосы образуют своеобразные бакенбарды. Охотится в сумерках и ночью. Питается мышевидными грызунами, зайцами. Встречается в горных районах.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

– Ребята, представителей какой группы животных мы еще не назвали? Конечно птицы. Посмотрите на изображения птиц, занесенных в Красную книгу нашего края. Выполнив задание каждой птицы, мы сможем узнать как она называется. 

№1.  Задача: Автомобиль двигался со скоростью 70км/ч. Какое расстояние он проделает за 8 часов?
№2. Разберите по составу слово: кормушка.
№3. Найдите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 6см и 8см.
№4. Определите падеж имен существительных: подъехал к деревне, расцвели на окраине, висит на стене, улыбнулся от радости.  (Приложение)
БЕРКУТ, ЧЕРНЫЙ АИСТ, РОЗОВЫЕ ПЕЛИКАНЫ, КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ.

Учащиеся работают с картами Краснодарского края.

VII. Итог урока

– Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями флоры и фауны. Которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. А сейчас каждая группа подойдет  к столу, выберет нужные ей карточки для своей Красной книги и сделает свою небольшую книжку-картинку «По страницам Красной книги Кубани». Давайте посмотрим. Что у вас получилось.

Группа учащихся читает стихотворение  «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

1-й чтец:

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на зоре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

2-й чтец:

Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали в высь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!

3-й чтец:

А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?

4-й чтец:

Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.

5-й чтец:

Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?

6-й чтец:

Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.