Цели:
- расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности людей за состояние окружающей среды;
- формировать умение взаимодействовать в группе;
- воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани;
- прививать любовь к природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани;
- накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой;
- развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедиа оборудование;
- магнитофон, фонограмма «Шум деревьев»;
- карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края;
- страницы-заготовки для книжки-картинки «По страницам Красной книги Кубани»;
- работы учащихся по данной теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит фонограмма «Шум деревьев». На фоне музыки учитель читает стихотворении:
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
– Ребята, чтобы наш урок прошел интересно и успешно, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.
II. Повторение изученного материала
Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме. Работать вы будете в группах. (Ребята рассаживаются в четыре группы по 6 человек). В процессе урока каждая группа будет получать задание. А начнем мы наш урок с повторения.
1-е задание. Расшифруйте названия рек Краснодарского края. «Кресс-кросс».
Б | А | К | В | П | Д | У | Р | У | П |
Е | О | У | У | Ф | Х | А | Х | К | Н |
Й | П | Б | Ю | С | Т | Л | А | Б | А |
С | Б | А | Я | С | О | Ч | И | Ю | Ц |
У | С | Н | Б | Е |
Л |
А |
Я |
Е |
Я |
Г | П | Ь | Г | П |
Ш |
А |
Д |
А |
Ю |
Каждая группа записывает на листочках названия рек. Затем дети поочередно читают. Чья группа узнает больше названий? На экране высвечиваются названия всех семи рек.
2-е задание. Следующее задание поможет нам узнать тему нашего урока. На экране – карточки с изображениями животных и растений Кубани.
– Ребята, назовите изображенных здесь животных и растения нашего края. Если вы назовете правильно, карточка перевернется. На обратной стороне будут написаны слова из пословицы. Перевернув все карточки, мы сможем прочитать всю пословицу. (Приложение)
№1 мать-и-мачеха (охранять)
№2 олень (природу)
№3 пшеница (значит)
№4 дикий кабан (охранять)
№5 шиповник (Родину)
Открывается пословица: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Мы живем в богатой стране, среди красивой природы. Сможем ли мы, люди, жить без природы? Человек – часть этой природы, наиболее разумная ее часть. Человек может уничтожить или сберечь свой дом – природу. Какие права есть у природы? И есть ли они вообще?
III. Изучение нового материала
1.
– К чему призывает нас получившаяся пословица?
– Какие природоохранные организации вы
знаете? (Заповедник, заказник, национальный
парк).
– А что еще создано людьми для защиты прав
природы, для ее охраны и сбережения? (Красная
книга.)
– Красный сигнал смертельной опасности – это
призыв к разуму и совести каждого.
Учитель показывает на слайде «Красную книгу
Краснодарского края.
К концу урока каждая группа должна сделать
свою книжку-картинку «По страницам Красной книги
Кубани».
На столе у каждой группы стоит табличка с
темой.
1-я группа – «Растения Красной книги»
2-я группа – «Млекопитающие Красной книги»
3- я группа – «Птицы Красной книги»
4-я группа – «Насекомые Красной книги»
В центре класса стоит стол. На нем лежат карточки с изображением и описанием животных и растений Красной книги.
2. Учащиеся читают стихотворение:
1. Нам всем очень тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем,
2. Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся Кубанью
И Отечество любим.
3. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о растениях и животных, которые требуют нашей помощи и защиты. Они уже занесены в Красную книгу Краснодарского края.
4. Сначала давайте поговорим о растениях. Посмотрите на экран. Вы видите зашифрованные названия растений Красной книги. Расшифруйте их и вы узнаете, какие растения просят у нас помощи. (Приложение)
На экране:
СИПЖЕКНОДН (подснежник кавказский)
ЯЛИЛИ (лилия кавказская)
СОТЛО (лотос орехоносный)
ФАШНАР (шафран прекрасный)
ИТС (тис ягодный)
ОНИП (пион тонколистный)
И еще одно замечательное растение – цезарский гриб.
Учащиеся работают с картами Краснодарского края.
5. Просят у нас защиты самые маленькие представители фауны – насекомые.
Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения. (Приложение)
Сколия-гигант
Самое крупное насекомое отряда Перепончатокрылых. Все тело и конечности черные. Крылья темно-желтые. Взрослые особи питаются нектаром и пыльцой. Летает в течение всего лета и большую часть жизни проводит в почве в поиске личинок жуков. В Краснодарском крае распространен повсеместно на полянах, опушках, склонах балок.
Толстун степной
Крупное насекомое бронзово-черного цвета. Крылья у него отсутствуют. В пищу потребляют злаки, иногда – животную пищу. Встречаются в июне. В Краснодарском крае встречается в Анапском районе.
Усач альпийский
Тело серое, густо покрытое чуть голубоватыми волосками. Развивается в древесине бука, реже дуба, ясеня, ив. Личинки жука выгрызают ходы в древесине. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон, в Гуамском ущелье.
Жук-олень
Окраска тела коричневато-черная.верхние челюсти самцов имеют крупные размеры и напоминают рога оленя. Жуки выходят в мае. После откладки яиц большинство жуков отмирают, но отдельные встречаются до ноября, питаясь соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. В Краснодарском крае распространен в равниной части и в поясе смешанных лесов.
Учащиеся работают с картами Краснодарского края.
IV. Физкультминутка
Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок, отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг
писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«папа», «мама», «дом», «трава» – за окном у нас
видна.
За окно ты посмотри, что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки
открывать.
– Но в нашей помощи нуждаются не только маленькие представители животного мира. Ее просят и большие, но такие беззащитные животные.
V. Игра «Угадай животное по описанию»
Описание может читать либо учитель, либо подготовленные ученики. (Приложение)
Зубр
Крупное животное с длиной тела до 3,5м и высотой в холке до 2м. передняя часть выше за счет спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы. А подбородок оканчивается бородой. Живет небольшими группами, объединяясь в стада по 20-30 животных только зимой. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике.
Выдра кавказская
Относительно крупное животное с туловищем до 70см и хвостом до 45см. ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. Питается рыбой, лягушками и другими водными мелкими животными, нападает на птиц и грызунов. В Краснодарском крае обитает в притоках левобережья Кубани. Встречается во многих речках Черноморского побережья.
Перевязка
Зверек с длинным гибким туловищем, внешне похожий на хорька. Хвост длинный и пушистый. На небольшой голове широко расставленные, округлые уши. Питается мышевидными грызунами. В Краснодарском крае обитает в степной зоне.
Рысь
Животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. По бокам большой округлой головы удлиненные волосы образуют своеобразные бакенбарды. Охотится в сумерках и ночью. Питается мышевидными грызунами, зайцами. Встречается в горных районах.
Учащиеся работают с картами Краснодарского края.
– Ребята, представителей какой группы животных мы еще не назвали? Конечно птицы. Посмотрите на изображения птиц, занесенных в Красную книгу нашего края. Выполнив задание каждой птицы, мы сможем узнать как она называется.
№1. Задача: Автомобиль двигался со скоростью
70км/ч. Какое расстояние он проделает за 8 часов?
№2. Разберите по составу слово: кормушка.
№3. Найдите периметр и площадь прямоугольника со
сторонами 6см и 8см.
№4. Определите падеж имен существительных:
подъехал к деревне, расцвели на окраине, висит на
стене, улыбнулся от радости. (Приложение)
БЕРКУТ, ЧЕРНЫЙ АИСТ, РОЗОВЫЕ ПЕЛИКАНЫ, КАВКАЗСКИЙ
ТЕТЕРЕВ.
Учащиеся работают с картами Краснодарского края.
VII. Итог урока
– Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями флоры и фауны. Которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. А сейчас каждая группа подойдет к столу, выберет нужные ей карточки для своей Красной книги и сделает свою небольшую книжку-картинку «По страницам Красной книги Кубани». Давайте посмотрим. Что у вас получилось.
Группа учащихся читает стихотворение «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»
1-й чтец:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на зоре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2-й чтец:
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно б взмывали в высь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
3-й чтец:
А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4-й чтец:
Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
5-й чтец:
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
6-й чтец:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.