Пояснительная записка
Процесс информатизации общества, связанный с
развитием информационных и коммуникационных
технологий, ставит перед современным учеником
задачу рационализации деятельности на основе
достижений информатики.
Информатика в настоящее время – развитая
наукоемкая сфера деятельности, связанная с
передачей, хранением, преобразованием и
использованием информации преимущественно с
помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к
превращению в фундаментальную отрасль научного
знания об информационных процессах в природе и
обществе, реализующую системно-информационный
подход к познанию окружающего мира.
Информационная компонента становится ведущей
составляющей технологической подготовки
человека, в какой бы сфере деятельности ему ни
пришлось работать в будущем. Информатика – один
из немногих инновационных и востребованных
предметов школьной подготовки, приближающих
учащихся к жизни и запросам современного
общества.
Электив «Тайны компьютера» для учащихся 9 класса
общеобразовательной школы направлен на решение
важнейшей задачи современного образования –
формирование личности школьника, готового к
жизни в современном информационном
обществе.
Данный курс, имея практическую
направленность, учит эффективно использовать
универсальные базы наглядных медиа-обьектов
(фото-, аудио-, видео- иллюстрации,
анимационные модели, интерактивные панорамы,
таблицы, географические карты, хронологические
шкалы и т.д.) в качестве наглядных и
аудиовизуальных пособий при подготовке домашних
заданий различных дисциплин школьной программы.
Назначение курса – формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации.
Дидактические цели курса: оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий, как метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д.
Цели практической подготовки учащихся состоят в том, чтобы, используя возможности данного электива, способствовать формированию:
- навыков работы с большими объемами информации;
- умений и навыков критического мышления;
- навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- умений поиска информации в справочных материалах на электронных носителях;
- навыков формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
- мотивации к учению в целом и к данному курсу в частности.
Учебный тематический план (9 часов)
№ урока |
Тема урока |
Количество |
1. |
Компьютерные друзья ученика. | 1 |
2. |
Как установить обучающую программу на компьютер. | 1 |
3. |
Правила работы с электронными энциклопедиями. | 1 |
4. |
Работа с универсальными электронными энциклопедиями. | 1 |
5. |
Работа с художественными электронными энциклопедиями. | 1 |
6. |
Работа с музыкальными электронными энциклопедиями. | 1 |
7. |
Работа с научно-техническими электронными энциклопедиями. | 1 |
8. |
Электронные тесты, правила пользователя. | 1 |
9. |
Практическая работа. | 1 |
Содержание и методические рекомендации к курсу
Курс «Тайны компьютера» дает представление о познавательных и образовательных мультимедиа-изданиях, развивающих и обучающих программах, интерактивных уроках по разным школьным дисциплинам, позволяет ученику научиться пользоваться данными, представленными на электронных носителях, для подготовки домашнего задания, докладов, рефератов, что способствует развитию познавательных способностей учащихся, знакомству с компьютерной техникой, формированию элементов информационной культуры.
Тема 1. Компьютерные друзья ученика
Знакомство с понятием познавательные и образовательные мультимедиа-издания, развивающие и обучающие программы, интерактивные уроки. Обзор школьной медиатеки. Практические рекомендации по использованию ИКТ при изучении различных предметов школьного курса при помощи интерактивных методик обучающего мультимедиа-курса.
Тема 2. Как установить обучающую программу на компьютер
Инсталляция и деинсталляция программы на компьютер. Разные способы установки. Использование автозапуска. Минимальные системные требования. Соотношение с конфигурацией вашего компьютера.
Тема 3. Правила работы с электронными энциклопедиями
Правила пользователя при работе с электронной энциклопедией на CD-ROM. Сходства и отличия в работе с электронным и печатным справочно-энциклопедическим изданием. Возможности электронной энциклопедии.
Тема 4. Работа с универсальными электронными энциклопедиями
Работа с электронной энциклопедией на CD-ROM на примере универсальной "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия". Принципы работы и использования проигрывателя Windows Media Player для работы с энциклопедиями. Отличия CD и DVD дисков.
Тема 5. Работа с художественными электронными энциклопедиями
Работа с художественной электронной энциклопедией на CD-ROM на примере энциклопедии «Шедевры русской живописи». Положительные стороны работы с электронными энциклопедиями данного вида. Просмотр изображений на компьютере. Принципы работы программы просмотра изображений ACDSee 6.0.
Тема 6. Работа с музыкальными электронными энциклопедиями
Работа с музыкальной электронной энциклопедией на CD-ROM на примере интерактивной энциклопедии классической музыки. Использование проигрывателя Windows Media Player. Воспроизведение звуковых компакт-дисков. Копирование и вставка звуковых фрагментов в доклад.
Тема 7. Работа с научно-техническими электронными энциклопедиями
Работа с научно-технической электронной энциклопедией на CD-ROM на примере интерактивной энциклопедии науки и техники «От плуга до лазера». Отличия от универсальных электронных энциклопедий.
Тема 8. Электронные тесты, правила пользователя
Подготовка учащихся к использованию электронных тестов в процессе подготовки к урокам. Как работать с тестами в разных программах (Excel, Power Point, Word). Использование готовых текстовых заданий по различным предметам школьной программы.
Тема 9. Практическая работа
Подготовка небольшого доклада, используя
энциклопедии школьной медиатеки.
(Тема подбирается заранее учителем, исходя из
интересов учащегося)
Литература для учителя:
- В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 480с.
- Э. Виллет, С. Каммингс. Библия пользователя. – М.: Диалектика, 2002 – 848с.
- В.Т. Безручко. Практикум по курсу «Информатика». Word, Excel. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 544с.
- Microsoft Windows 2000 Professional. Шаг за шагом: Практ. пособ./Перевод с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 2000 – 304с.
- О.А. Житкова, Е.К. Кудрявцева. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. (Тематический контроль по информатике) – М.: Интеллект-Центр, 2003 – 80с.
- М. Хэлворсон, М. Янг. Эффективная работа: Office XP. – СПб.: Питер, 2003 – 1072с.
- К. Стинсон, К. Зихерт. Эффективная работа с Windows 2000 Professional. – СПб.: Питер, 2000 – 864с.
Электронно-информационные ресурсы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (2 СD), 2001. Москва. G&M
- Энциклопедия классической музыки. (CD), 2001. Москва. Новый диск.
- От плуга до лазера. (CD), 1998. Москва.
- Шедевры русской живописи. (СD), 2001. Москва. G&M
Литература для учащихся:
- Иванова И.А. Практикум по информатике. 9 класс. – Саратов; Лицей, 2004 г. – 80 с.