Цели урока:
- познакомить детей с природным явлением “молния”, правилами поведения во время грозы;
- расширить интерес к познанию окружающего мира;
- развивать и понимать окружающий мир, осмысленно применять полученные знания на практике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением молний.
- Карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Разминка.
- Устройство для запасания электричества. (Аккумулятор)
- Универсальный вид энергии. (Электричество)
- Мелко размолотая “каменная мука”. (Глина)
- Какая сила держит корабль на плаву. (Выталкивающая)
- Природная форма неорганических веществ. (Минералы)
- Движение электронов по проводу. (Электрический ток)
- Устройство, в котором зарождается ток. (Генератор)
3. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку.
Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Молния)
4. Знакомство с новым материалом.
- Что такое молния? (Явление природы)
Инсценирование стихотворения.
Говорила туча туче:
-Прочь с дороги пар летучий!
Ты не видишь – я спешу.
Налечу и сокрушу!
Раскатился смех в ответ:
- Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой –
И простишься с головой!
Не пугай на этот случай
У меня заряд гремучий.
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
Почернели обе тучи,
Лбы что каменные кручи.
И как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг все потемнело.
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая всё кругом,
Тут сверкает, блещет там –
Трах! – и небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля?!
- От чего получается гром? (Рассуждение детей)
-Почему во время грозы вспышка молнии сопровождается раскатами грома?
Молния – это природный разряд электричества. Этот разряд вызывает колебания воздуха, которые человек воспринимает, как звуки грома
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество.
Молния – это гигантская электрическая искра.
Она нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным и раздается гром.
-Какие еще бывают молнии? (Сообщения учеников).
Сообщение 1.
Молния – вечный источник подзарядки электрического поля Земли. Поэтому в хорошую погоду электрический конденсатор- Земля – разряжается, а при грозе заряжается.
К мысли, что природа молнии электрическая, впервые в18 веке пришел великий русский ученый М. Л. Ломоносов.
Каждый, кто видел молнию, заметили, что это не яркосветящаяся прямая линия. Поэтому процесс образования проводящего канала называют ступенчатым.
Ученые различают несколько видов молнии: линейные – лентообразные (прил.1), реже шаровые (прил.2). Но само распространенные – линейная – молния между небом и землей.
Замечено, что грозы “тяготеют” к заповедным местам, лесам и горам с чистым воздухом.
Молнии, как известно, приносят и пользу. Они очищают и освежают воздух. В своём стремительном полёте молнии успевают “выхватывать” из воздуха за год миллионы тонн азота. Очень легко и свежо дышится после грозы.
- А когда можно наблюдать молнию?
-Почему зимой грозы очень редки?
(Высказывание детей)
Сообщение 2.
Ф. И. Тютчев написав “Люблю грозу в начале мая. Когда весенний первый гром…” знал, что зимой гроз почти не бывает. Чтобы образовалось грозовое облако, необходимы восходящие потоки влажного воздуха. Концентрация насыщенных паров растет с повышением температуры и максимальна летом. Разница температур, от которой зависят восходящие потоки воздуха, тем больше, чем выше температура у поверхности земли, так как на высоте на несколько километров его температура не зависит от времени года. Интенсивность восходящих потоков максимальна тоже летом. Поэтому и грозы чаще летом, а на севере, где и летом холодно грозы редко бывают.
В грозу сначала видишь молнию, а потом слышишь удар грома, потому что свет распространяется быстрее звука.
Во время грозы электричество может проскакивать между облаком и земной поверхностью. Возникает сильная вспышка света, называемая молнией, от которой может вспыхнуть все то, во что она ударит.
Молния всегда выбирает самый короткий путь к земле. Вы идёте по лесу. Вокруг прекрасные стройные деревья, но некоторые из них сильно изуродованы. Почему? (Ответы детей)
- Да, это похозяйничала молния.
- В какие же породы деревьев молния ударяет чаще всего?
(В высокие дубы и тополя, попадает также в ель и сосну, реже в акацию)
Почти никогда не трогает клен и орешник. Почему?
Сообщение 3.
-Установлено, что в нормальных условиях атмосфера заряжена положительно, а земля с растениями – отрицательно. В зависимости от структуры растения имеют различную электропроводимость. “Уязвимость” дуба, тополя, хвойных пород связана с их структурой и глубоким залеганием корневой системы, что значительно уменьшает сопротивление и этим как бы притягивает молнии.
Ударившая в дерево молния может поразить человека (Прил.3)
Сообщение 4.
Разновидность молний – шаровая. Представляет она собой яркий светящийся шар диаметром 5-20см. Цвет у нее бывает самый разнообразный – белый голубоватый, красноватый, золотистый с фиолетовой каймой.
Зарождается она обычно в конце грозы. Появившись внезапно, без шума, она так же тихо может угаснуть, но иногда огненный шар взрывается с сильным грохотом, причиняя разрушения. Шаровая молния “любит” посещать помещения. Она часто проникает внутрь домов, через печечные трубы, открытые двери и форточки. Если молния влетела, и вы были дома нельзя делать резких движений и убегать.
Шаровые молнии, которые разделяются на несколько мелких молний. Наблюдались шаровые молнии, из которых при взрыве выскакивали молнии меньшего размера. Шаровая молния возникает после линейной .
Очевидцы шаровой молнии, наблюдавшие их на близком расстоянии, сообщали, что большого тепла молнии не излучали.
При взрыве шаровой молнии наблюдатели указывают на производимые ей большие разрушения. Разрушения производятся не большой энергией, а большой мгновенной мощностью шаровой молнии.
Шаровая молния иногда убивает животных и людей. Известно, что живые организмы хорошо проводят электрический ток.
-Ежедневно на земном шаре бывает до 44 тысяч гроз, это около 2000 в час, и в каждую секунду жители в разных областях Земли видят около 100 молний.
Молнии, как правило наблюдаются летом. Однако в странах с влажным климатом и тёплыми зимами можно видеть молнии и в зимние месяцы.
Самое “грозовое” место на нашей планете – остров Ява. Молнии там сверкают 322 дня в году.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Где же молния опаснее всего?
-Если вы оказались в открытом поле во время грозы, остановитесь где-либо в низине, канаве, яме, но не прячьтесь под одиночными деревьями, избегайте глинистой почвы, поскольку глина обладает большой электропроводностью.
-Хорошим укрытием служит шалаш, изба.
-Опасно находиться в воде или поблизости от нее.
-Перед грозой необходимо убрать антенны переносных радиоприемников и устранить сквозняки в помещениях.
Работа в парах
На столах листы с заданиями. Подчеркните верные утверждения.
Признаки приближения грозы:
- Облака громоздятся в виде гор и башен. (Да)
- Резко усиливаются радиопомехи. (Да)
- Сильно печёт солнце. (Нет)
- Заря имеет красноватый оттенок. (Да)
- Моросит дождь. (Нет)
- Ветер резко меняет направление. (Да)
- Солнце мутное, спряталось за облачную пелену, душно, “парит”. (Да)
- Дует легкий ветерок. (Нет)
- Чувствуешь влажный воздух. (Да)
Проверка. На доске записаны правильные ответы.
- Соедините понятие со значением.
Молния Бурное ненастье с дождем, громом.
Гроза Природное явление, которое встречается в при-роде каждый год. Гигантские искры возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков.
Громоотвод Эффективное средство защиты от молнии.
Шаровая Состояние атмосферы в определенном месте, в определенное время.
Погода Молния, которая образуется в результате распада на отдельные участки.
7. Итог урока.
- Что такое молния?
- Что нового узнали на уроке о молнии?
Я хочу поблагодарить ….
Мне было интересно …
Мне показалось важным …
8. Домашнее задание.
Найти интересный материал о молнии.