Научить детей читать и писать – задача не из
легких. И не всем детям легко и просто даются эти,
по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок
может быть во многом умнее и талантливее
сверстников – и делать самые невероятные, с
точки зрения родителей или учителя, ошибки при
чтение и письме. Например, пропускать буквы: чсы-часы;
писать все слова или предлоги со словами
слитно; из одного слова сделать два: ок и но
– окно и т.п.
К сожалению, многие родители, а иногда и учителя
относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем
случае учитель рекомендует родителям писать с
ребенком больше диктантов. И тогда наступает
трудный период и для родителей, и для детей. У
ребенка возникает негативное отношение к письму,
к предмету, к школе. Чтобы избежать это,
проанализируйте ошибки ребенка. Если такие
«нелепые» ошибки не случайны, а повторяются
регулярно, то ребенку необходимо обратиться за
консультацией к логопеду.
Ошибки в чтении и письме могут быть единственной
проблемой ребенка, а могут сопровождаться
плохо развитой устной речью-бедным словарем,
нарушением грамматического строя,
несформированностью логико-грамматических
отношений. В этом случае невозможность дать
развернутый грамотный устный ответ ведет
к неуспеваемости ребенка по так называемым
устным предметам. Плохая техника чтения не дает
вникнуть в содержание прочитанного, что влечет
за собой неправильное решение математических
задач. Словом, к середине II класса ребенок уже
может стойко отставать по всем предметам.
Многоразовые переписывание плохо выполненных
заданий, ежедневные тренировочные диктанты на
дополнительных занятиях лишь умножают неудачи
ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и
неприязнь к обучению в целом. Ребенок – логопат
нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в
специальных коррекционных заданиях,
подобранных с учетом конкретных нарушений
работы речевых и неречевых центров,
обеспечивающих речевую деятельность.
Поговорим о том, на что необходимо обратить
внимание учителю для своевременного выявления
детей с дисграфией. Чаще всего нарушения
письменной речи выявляются у детей с теми или
иными недостатками устной речи. Иногда к началу
обучения в школе эти недостатки уже
скорректированы, но при письме проявляются в
различных специфических ошибках. Рассмотрим
наиболее часто встречающиеся из них:
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии – это акустическая дисграфия
Проявляются в заменах букв, соответствующих
фонетически близким звукам. При этом в устной
речи звуки произносятся правильно. Чаще всего
заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:
свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты
и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ,
ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в
неправильном обозначении мягкости согласных на
письме вследствие нарушения дифференциации
твердых и мягких согласных ( «писмо»,
»лубит», «лижа») Частыми ошибками являются
замены гласных даже в ударном положении,
например о-у (туча-«точа»), е-и (лес-«лис»)
Смешение букв, когда пишущий выделил в составе
слова определенный звук, но для его
обозначения выбрал несоответствующую букву,
может быть вызвано также нестойкостью
соотнесения звука и буквы, когда еще не
упрочилась связь между значением и зрительным
образом буквы.
Перед тем как перейти к следующему типу ошибок,
хочется заметить, что даже в таком неполном
анализе представлено множество ошибок из тех,
которыми пестрят тетради неуспевающих
школьников. У всех этих ошибок один источник –
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, т.е.
нарушение восприятия, анализа и синтеза звуков
речи и несоотнесение звука и соответствующей
буквы.
В программе II класса предусмотрен раздел
«Звуко-буквенный анализ», изучение которого
помогло бы многим школьникам. К сожалению, этот
раздел, трудный для многих детей, учителями
воспринимается как второстепенный, и они
стараются быстрее «Проскочить» трудную для
детей тему. В результате к III классу дети уже не в
состоянии объяснить, чем отличается звук от
буквы, глухой согласный от звонкого, а гласный
от согласного звука. Стойкое неумение слышать
и выделять звуки в потоке речи, соотносить их
с буквами и как следствие многочисленные
«глупые» ошибки в тетрадях – вот плата за
игнорирование важности навыков звуко-буквенного
анализа слова. Следующий тип ошибок обычно
называют аграмматизмами.
Аграмматическая дисграфия
Она связана с недоразвитием грамматического
строя речи: морфогических, синтаксических
обобщений. На уровне предложения аграмматизмы на
письме проявляются в искажении морфологической
структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула
– «нахлестнула», козлята – «козленки»);
изменении падежных окончаний («много
деревов»); нарушении предложных конструкций (над
столом – «на столом»); изменении падежа
местоимений (около него – «около ним»);
числа существительных («дети бежит»); нарушении
согласования («бела дом»); отмечается также
нарушение синтаксического оформления речи, что
проявляется в трудностях конструирования
сложных предложений, пропускать членов
предложения, нарушении последовательности слов
в предложении.
Все рассмотренные выше ошибки связаны с
недостаточным развитием устной речи ребенка. Но
нарушения письменной речи – это одно из
проявлений системного нарушения,
затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд
важных не речевых функций, особенно двигательные
функции руки и слухомоторную координацию.
Задержка или искаженное развитие этих
функций так же приводят к возникновению
специфических ошибок в письменной речи младших
школьников.
Оптическая дисграфия связана с
недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и
синтеза, пространственных представлений и
проявляться в заменах и скажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные
рукописные буквы: состоящие из одинаковых
элементов, но различно расположенных в
пронстранстве (в-д, т-ш); включающие
одинаковые элементы, но отличающиеся
дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м).
К оптической дисграфии относится и
зеркальное письмо, которое иногда отмечается у
левшей, а так же при органических поражениях
мозга.
Смешение букв по кинетическому сходству
Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка:
о-а
б-д в-д и-у л-м и-ш н-ю а-д р-н н-п р-п р-г в-б П-Т У-Ч в-с Г-Р Н-К В-Д ч-ъ |
Важную и, к сожалению, отрицательную роль
играет в этом неправомерное методическое
требование безотрывного письма с самых первых
недель обучения. Графических упражнений для
отработки поэлементного написания букв
предлагается мало, и времени, отведенного для
этих упражнений, явно недостаточно. Таким
образом, не вырабатывается умение остановиться
до совершения ошибки, поправиться в процессе
письма. С переходом на стадию связного письма
убыстряется темп и увеличивается объем
письменных работ, что соответственно вызывает и
рост количества смешений букв. И хотя
подобные ошибки не вызваны нарушением
произношения или незнанием правил орфографии, их
нельзя рассматривать как безобидные «описки».
В заключение хочется еще раз отметить что
перечисленные выше ошибки при чтении и письме
возникают у учеников не от лени,
невнимательности или недоучивания
орфографических правил. Такие ошибки появляются
вследствие неправильного или недостаточного
развития зон головного мозга, контролирующих
речевые и неречевые процессы в ходе чтения и
письма. Внимательны доброжелательный педагог
вовремя сумеет разглядеть эти специфические
проблемы, оказать своему ученику
психологическую поддержку и дать совет
родителям, как вести себя с ребенком и где искать
помощи в трудной ситуации. Это поможет школьнику
избежать психологического дискомфорта от
неудач, с которыми сам он справиться не в
состоянии, и получить так необходимую ему
квалифицированную помощь учителя-логопеда.