Цели:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,
- совершенствовать умения распознавать части речи,
- формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных, определять род, число и падеж имен прилагательных, выполнять морфологический разбор и разбор по составу
- формировать чувство красоты, гармонии, любви к природе.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, DWD, телевизор, перфокарты, картины о весне.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Учитель. К нам на урок пришли гости,
повернитесь, поздоровайтесь.
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок
обобщения совместно с 4 классом. Откройте
тетради, запишите число, классная работа.
Цель урока – посмотреть, что плохо усвоено, над,
чем нужно поработать, а также выявить знатоков
темы. А какой темы, вы узнаете, прослушав
стихотворение.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его …
2. Повторение об имени прилагательном
Учитель. Что такое имя прилагательное?
Дети: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое?
Учитель. Как изменяется имя прилагательное?
Дети: Имена прилагательные изменяются по родам, числам (3 класс) и падежам (4 класс).
Учитель. Как называется изменение имени прилагательного по числам и падежам?
Дети: Изменение имен прилагательных по числам и падежам, называется склонением. (4 класс)
Учитель. Какова роль имён прилагательных в речи?
Дети: Имена прилагательные украшают нашу речь …
Учитель. Посмотрите на картину. Какое время года изображено на ней? Составьте словосочетание с именем прилагательным на тему «Весна». (Картины весны) Ученики 4 класса должны использовать в предложении однородные члены.
Учитель. Запишите словосочетания «прил. + сущ.»
Дети. Голубое небо, яркое солнце, перелётные птицы …
Учитель. Какое окончание написали у имени прилагательного?
Учитель. Как можно проверить написание безударных окончаний прилагательных?
Дети: Чтобы проверить безударное окончание прилагательных, нужно задать вопрос.
3. Обобщение изученного материала
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
а) Используя правило, вставьте окончания в следующие словосочетания.
Работа по карточкам. Проверка. 4 класс проверяет карточки 3 класса, карточки 4 класса проверяет учитель.
б) Игра «Угадай слово».
Учитель. Какие слова зашифрованы: ая, ое, ой, ий, ые? Приведите примеры. Распределите эти окончания по группам. Почему вы так распределили.
Дети: Окончания -ое, -ее – средний род; -ая, -яя – женский род; -ой, -ый – мужской род; -ие, -ые – множественное число.
4. Физминутка
Свободные движения под аудиозапись «Оранжевая песня».
– Назовите словосочетания с прилагательным «оранжевая».
На доске записаны словосочетания: Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевые песни.
– Определите морфологические признаки.
5. Распознавание имён прилагательных в речи
а) Просмотр фрагмента мультфильма «Принцесса и людоед».
Учитель. Какие имена прилагательные вы услышали?
Дети: Ужасная, прекрасная.
Учитель. Как называются эти имена прилагательные?
Дети: Эти слова называются антонимы.
Учитель. Что такое антонимы?
Дети: Это слова противоположные по смыслу.
Учитель: Какая орфограмма встретилась в этих словах? Запишите эти имена прилагательные в тетрадь.
б) Работа по карточкам.
Учитель. Возьмите перфокарты и выполните задание:
3 класс: Запишите антонимы к данным словам.
густой – ранняя –
горький – веселый –
широкий – письменный –
4 класс: запишите антонимы, поставив их в родительный падеж, ед. ч.
густой – ранняя –
горький – веселый –
широкий – письменный –
(Проверка в парах)
Учитель: Почему слова распределены в 2 столбика?
Дети: В первом столбике орфограмма «парные звонкие и глухие согласные в корне слова ». Во втором столбике слова с непроизносимыми согласными.
Учитель: Как проверить данные орфограммы?
Дети: Чтобы проверить парные или непроизносимые согласные надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
в) Образование имён прилагательных. Разбор по составу.
Учитель: Решите задачу: присоединить (приставка) + слагаемое (корень) + первая буква алфавита + писатель (суффикс) + сонный (суффикс) + знакомое (окончание).
Учитель: Какое слово получилось?
Дети: Прилагательное.
Учитель. Как образуются новые имена прилагательные?
Дети: Имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов.
Учитель. Назовите суффиксы имён прилагательных.
Дети: -овот-, -н-, -еньк, -лив …
Учитель: Образуйте от заданных слов с помощью суффиксов имена прилагательные: слива, красный, доброта, берёза.
Учитель. Разберите слова по составу: маленький, смешной, безморозный.
6. Физминутка для глаз
7. Составление текста
Учитель. Прочитайте предложение, записанное на карточке. Какой части речи не хватает в предложениях? Подберите имена прилагательные и запишите их.
По окончании работы дети выходят к доске и прикрепляют карточки с помощью магнитов.
Учитель: Составьте из этих предложений текст. Прочитайте текст. Какой это текст: повествование или описание?
Дети: Это текст описание, потому что в нем описывается весна.
Учитель. Как можно озаглавить текст?
Весна, но холодно. Погода ясная. Небо … … . … облака плывут по небу. Дует …. ветерок и покачивает …. ветви деревьев. Везде лужи …. воды и …. сугробы снега. А на душе радостно, потому что весна наступила.
8. Самостоятельная работа
1) В 4 предложении выделите грамматическую
основу и надпишите части речи. (3 класс), выполните
синтаксический разбор предложения (4 класс).
2) Выполните морфологический разбор 1 имени
прилагательного из текста.
(Один ученик работает у доски.)
9. Итог урока. Рефлексия
Учитель. О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
– Ученики 3 класса, что нового вам предстоит
узнать в 4 классе?
– Ученики 4 класса, скажите, что самое трудное
было для вас в этой теме? Чтобы вы посоветовали
ученикам третьего класса.
– Кто, по-вашему, является знатоком данной темы?
10. Домашнее задание. Напишите отзыв о нашем уроке, используя как можно больше прилагательных.