Обобщение знаний об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,
  • совершенствовать умения распознавать части речи,
  •  формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных, определять род, число и падеж имен прилагательных, выполнять морфологический разбор и разбор по составу
  • формировать чувство красоты, гармонии, любви к природе.

Оборудование:  аудиозапись, магнитофон,  DWD, телевизор, перфокарты, картины о весне.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

Учитель. К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок обобщения совместно с 4 классом.   Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Цель урока – посмотреть, что плохо усвоено, над, чем нужно поработать, а также выявить знатоков темы. А какой темы, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его …

2. Повторение об имени прилагательном

Учитель. Что такое имя прилагательное?

Дети: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое?

Учитель. Как изменяется имя прилагательное?

Дети: Имена прилагательные изменяются по родам, числам (3 класс) и падежам (4 класс).

Учитель. Как называется изменение имени прилагательного по числам и падежам?

Дети: Изменение имен прилагательных по числам и падежам, называется склонением. (4 класс)

Учитель. Какова роль имён прилагательных в речи?

Дети: Имена прилагательные украшают нашу речь …

Учитель. Посмотрите на картину. Какое время года изображено на ней? Составьте словосочетание с именем прилагательным на тему «Весна». (Картины весны) Ученики 4 класса должны использовать в предложении однородные члены.

Учитель. Запишите словосочетания «прил. + сущ.»

Дети. Голубое  небо, яркое солнце, перелётные птицы …

Учитель. Какое окончание написали у имени прилагательного? 

Учитель. Как можно проверить написание безударных окончаний прилагательных?

Дети: Чтобы проверить безударное окончание прилагательных, нужно задать вопрос.

3. Обобщение изученного материала

Сильный ветер вдруг подул, 
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

а)  Используя правило, вставьте окончания в следующие словосочетания.

Работа по карточкам. Проверка. 4 класс проверяет карточки 3 класса, карточки 4 класса проверяет учитель.

б)   Игра  «Угадай слово».

Учитель. Какие слова зашифрованы: ая, ое, ой, ий,  ые? Приведите примеры. Распределите эти окончания по группам. Почему вы так распределили.

Дети: Окончания -ое, -ее – средний род;  -ая, -яя – женский род; -ой, -ый – мужской род; -ие, -ые – множественное число.

4.   Физминутка

Свободные движения под аудиозапись «Оранжевая песня».

– Назовите словосочетания с прилагательным «оранжевая».

На доске записаны словосочетания: Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевые песни.

– Определите морфологические признаки.

5.  Распознавание имён прилагательных в речи

а) Просмотр фрагмента  мультфильма «Принцесса и людоед».

Учитель. Какие имена прилагательные вы услышали?

Дети: Ужасная, прекрасная.

Учитель. Как называются эти имена прилагательные?

Дети: Эти слова называются антонимы.

Учитель. Что такое антонимы?

Дети: Это слова противоположные по смыслу.

Учитель: Какая орфограмма встретилась в этих словах? Запишите эти имена прилагательные в тетрадь.

б) Работа по карточкам.

Учитель. Возьмите перфокарты и выполните задание:

3 класс: Запишите антонимы к данным словам.

густой –                                             ранняя –
горький –                                           веселый –
широкий –                                         письменный –

4 класс: запишите антонимы, поставив их в родительный падеж, ед. ч.

густой –                                             ранняя –
горький –                                           веселый –
широкий –                                         письменный –

(Проверка в парах)

Учитель: Почему слова распределены в 2 столбика?

Дети: В первом столбике орфограмма «парные звонкие и глухие согласные в корне  слова ». Во втором столбике слова с непроизносимыми согласными.

Учитель: Как проверить данные орфограммы?

Дети: Чтобы проверить парные или непроизносимые согласные надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

в)  Образование имён прилагательных. Разбор по составу.

Учитель: Решите задачу: присоединить (приставка) + слагаемое (корень) +  первая буква алфавита + писатель (суффикс) + сонный (суффикс) + знакомое (окончание).

Учитель: Какое слово получилось?

Дети: Прилагательное.

Учитель. Как образуются новые имена прилагательные?

Дети: Имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов.

Учитель. Назовите суффиксы имён прилагательных.

Дети: -овот--н-, -еньк, -лив

Учитель: Образуйте от заданных слов с помощью суффиксов имена прилагательные: слива, красныйдоброта, берёза.

Учитель. Разберите слова по составу: маленький, смешной, безморозный.

6. Физминутка для глаз

7. Составление текста

Учитель. Прочитайте предложение, записанное на карточке. Какой части речи не хватает в предложениях? Подберите имена прилагательные и запишите их.

По окончании работы дети выходят к доске и прикрепляют карточки с помощью магнитов.

Учитель: Составьте из этих предложений текст. Прочитайте текст. Какой это текст: повествование или описание?

Дети: Это текст описание, потому что в нем описывается весна.

Учитель. Как можно озаглавить текст?

Весна, но холодно. Погода ясная. Небо … … .  … облака плывут по небу. Дует ….  ветерок и покачивает  ….  ветви деревьев. Везде лужи …. воды и     ….       сугробы снега. А на душе радостно, потому что весна наступила.

8. Самостоятельная работа

1) В 4 предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. (3 класс), выполните синтаксический разбор предложения (4 класс).
2) Выполните морфологический разбор 1 имени прилагательного из текста.

(Один ученик работает у доски.)

9. Итог урока. Рефлексия

Учитель. О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

– Ученики 3 класса, что нового вам предстоит узнать в 4 классе?
– Ученики 4 класса, скажите, что самое трудное было для вас в этой теме? Чтобы вы посоветовали ученикам третьего класса.
– Кто, по-вашему, является знатоком данной темы?

10. Домашнее задание. Напишите отзыв о нашем уроке, используя как можно больше прилагательных.

Приложение