Воспитание у детей начальной экологической культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Я, Чернова Людмила Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад компенсирующего вида № 312” Октябрьского района г. Красноярска, который предназначен для детей с туберкулезной интоксикацией.

Целью дошкольного учреждения является проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение туберкулёзных заболеваний у детей с малыми и затихающими формами туберкулёза, на создание условий для физического, личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема – сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые появляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании с неразрывностью с ней.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдение за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями и животными в уголке природы.

Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в образовательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия в дальнейшем становятся постоянной летней забавой детей. Некоторым дошкольникам ничего не стоит оторвать крылья, затем ноги, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательно-образовательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни…

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

На протяжении многих лет, работая в рамках “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.С.Комаровой, В.В.Гербовой, отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают правила экологически-безопасного поведения в природе, отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника.

Наше дошкольное учреждение, для детей, инфицированных туберкулезом, находится в одном из экологически чистых районов г. Красноярска “Ветлужанка”. Здесь ребенок дышит чистым воздухом, постоянно контактирует с природой, у него есть возможность заниматься физической культурой – ходить на лыжах, кататься на коньках и т.д., тем самым повышать уровень своего здоровья.

Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: “Воспитание у детей начальной экологической культуры”.

Главной целью моей деятельности является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ.

Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
  • укрепить здоровье, расширить двигательный опыт, повысить уровень физических кондиций.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:

Комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы для детей старшего возраста.

В наблюдении за объектами, использую так же просмотры иллюстраций, прослушивание музыки, чтение и беседы по прочитанным художественным произведениям, загадки, потешки.

Оформлен “Экологический уголок” для самостоятельно-природоведческой деятельности дошкольника:

  • уголок “Растишка” (выращивание, пересадка, лечение растений);
  • уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
  • уголок “Дары природы” (выставка детского творчества из природного материала);
  • фотостенд “Юный эколог” (фотовыставка о проделанной работе по изученной теме)

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

На участке детского сада создана “Тропа здоровья”

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр такие, на которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, более интересными для детей.

В результате данной деятельности, совместно с детьми, используя опыт других детских садов, разработала и реализую экологический проект “Наше дерево”.

Результаты проекта фиксируются в дневнике “Наша береза” в форме рисунков, фотографий, минисочинений, схем, стихов, загадок, гербария.

Проблема – деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Цели проекта:

  • наблюдение за изменениями жизни дерева в разные сезоны года.
  • поддерживать естественный интерес ребенка к природе.
  • укрепить здоровье, расширить двигательный опыт ребенка.

Задачи:

  • учить устанавливать простые связи между изменениями в живой и неживой природе;
  • развивать умственные операции сравнения и обобщения; интерес ко всему живому, окружающему нас; любознательность, наблюдательность, фантазию;
  • формировать навык пользования моделями в практической деятельности;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляют мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к природе, к своему здоровью. Родители в свою очередь активно принимают участие в подготовке и проведении познавательно-практических занятий, фотовыставках, конкурсах “Страна фантазий” на лучший макет или поделку из бросового природного материала.

В рамках экологического проекта “Наше дерево”, родители помогают в создании картотеки загадок, стихов, рассказов, иллюстраций о “Русской березке”. В воскресные дни организовываем походы в лес, зимой на лыжный стадион “Ветлужанка”, где не только любуемся красотой нашей красавицы-природы, но и укрепляем здоровье ребенка через естественные силы природы, гигиенические факторы окружающей среды и физические упражнения.

Результатом своей работы считаю следующее:

В группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе – 93%

Знают основные потребности растений и животных (тепло, свет, вода, пища) – 91%

Знают характерные особенности времен года, В процессе наблюдений замечают сезонные изменения в природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельности живых объектов – 89%.

С удовольствием принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка. Дети замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней.

Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся. Обратит внимание на просящего, сумеет убедить упрямого.