Урок "Насекомые"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”
  • развивать внимание, память, мышление, расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь “Окружающий мир” Поглазова О.Т.,
  • карточки с заданиями,
  • презентация по теме: “Насекомые”,
  • индивидуальные пособия с изображениями животных.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд. Отгадайте следующие загадки:

-Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик).

- Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар).

- На болоте обитает
И лягушек поедает.
(Цапля).

- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка).

- На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это?
(Стрекоза).

- Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает.
(Муравей).

- Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.
(Пчела).

- Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил.
(Шмель)

Прочитайте по вертикали тему урока ( Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять знания и умения по данной теме.

  1. Самостоятельное выполнение практической части.

-Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (животные). Какое из них лишнее? Почему? (Цапля-птица). Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (шесть ног и т.д.).

-Насекомые - самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых. На уроках окружающего мира мы тоже делаем открытия, познаём мир. Вот и проверим эти знания. Возьмите карточки с заданиями. Работаем парами. Послушайте задание (Дети рассажены по рядам в соответствии с уровнем успеваемости). Приступили к выполнению. Проверка (по рядам, у учителя на доске изображения карточек).

  1. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

  1. Воспроизведение ранее полученных знаний.

- Природа создала неисчерпаемый источник красоты и вдохновения. Многие поэты, писатели и художники изображали насекомых в своих произведениях. И мы сегодня поговорим о детских произведениях, в которых авторы упоминают насекомых, либо представляют главными героями.

-Назовите известное вам произведение с участием насекомых (“ Стрекоза и Муравей” ).

- Давайте посмотрим как представляют эту басню ваши товарищи.

Инсценировка басни “ Стрекоза и Муравей”.

-Назовите главных героев басни. Кому из них вы симпатизируете? Почему? Какие чувства у вас вызывает Стрекоза?

-Вы увидели этих насекомых глазами И. А. Крылова, а какими же они предстают в мире животных? Послушаем сообщения (на экране изображения стрекозы и муравья).

-Какие ещё произведения о насекомых вы знаете?

“ Сказка о царе Салтане.”

-Где встречаются насекомые?
-Сколько насекомых действует в сказке?
( 3 – комар, муха, шмель.)

Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.

Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился.

Вмиг обрызгала всего:
Тут он очень уменьшился
Шмелём князь оборотился.

- А это произведение вы обязательно узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.

-Какие ещё насекомые, помимо мухи, участвуют в сказке?

-Что вы знаете о мухе?

-А вот в учебнике на странице 32 ещё одна особенность этого насекомого отмечена.

Откройте учебник.

- Что изображено рядом с мухой?

-Как вы думаете почему?

-Об этой особенности даже есть шуточное стихотворение. Давайте прочитаем его.

( Читают несколько человек.)

Муха – чистюха.

Жила – была Муха – чистюха
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и в смоле.
В пятницу – в простокваше,
В компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: “ Я больше не в силах!
Ужжасно – жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!”
(Из Яна Бжехвы, Б. Заходер).

-Чем грозит такое поведение мухи?

-Что надо делать?

(Убирать еду со стола, накрывать пищу.)

-На верхнем рисунке показана ещё одна особенность этого насекомого. Какая?

(Высокая скорость.)

-Переходим к заданию № 9. Нам необходимо поселить на дубовый лист насекомых, выбрав их из животных, которые лежат в конверте. Будьте внимательны, иначе какое-то несчастное насекомое может не попасть вместе со всеми.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Посмотрите на это прекрасное творение природы. И помните, всё что нас окружает надо беречь. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков. А нам пора подводить итоги нашего урока.

( На доске схема.)

Я умею: отличать насекомых от других животных.

Я знаю: что такое насекомое, представителей насекомых, их особенности и т.д.

  1. Анализ и оценка итогов работы.

-Кто сегодня отлично работал на уроке?

-Кто отдал все силы?

-А кто ещё лучше будет работать на следующих уроках?

-Кому ребят можно сказать спасибо?

-Молодцы!

-Всем спасибо за работу на уроке!