Цель: выстраивание модели деятельности педагогов школы по формированию толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания школьников.
Задачи:
- Выработка критериев сформированности толерантности учащегося школы.
- Выявление проблем школьной практики по формированию указанного качества у школьников.
- Формирование модели совместной деятельности по формированию толерантности у школьников.
Форма проведения: круглый стол
Участники: учителя, педагоги, родители, Этап подготовки:
- Методический совет дает задания педагогам
подготовить выступления по семи направлениям в
соответствии с числом принципов толерантности:
- Уважение человеческого достоинства всех без исключения; людей (администрация).
- Уважение различий (классные руководители).
- Понимание индивидуальной неповторимости (социальный педагог)
- Взаимодополняемость как основная черта различий (представители Совета родителей).
- Взаимозависимость как основа совместных действий (представители школьного самоуправления).
- Культура мира (учителя истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, английского языка).
- Классные руководители проводят опрос учащихся (“недописанный тезис”, “ассоциативный текст”) и осуществляют первичный анализ полученных результатов.
- Социальный педагог осуществляет анкетирование
родителей учащихся на тему
“Формирование толерантности в семье”. - Инициативная группа обобщает полученную
информацию и составляет таблицы и
диагностические карты, выявляющие уровень заявленного показателя для субъектов образовательного взаимодействия в школе.
Оформление педсовета:
Стенд “Мысль в подарок”:
“Правила могут быть писанными и неписанными; правду не запишешь, она не выражается ни в заповедях, ни в кодексах, ни в правилах поведения и даже не в обычаях. Но она есть” (Соловейчик).
Вопросы к педагогическому совету:
- Что, на Ваш взгляд, в характере учителя должно быть на первом месте: толерантность, знания, авторитет, строгость?
- Каковы признаки толерантности учителя?
- Каковы условия, способствующие формированию толерантности у учащихся?
- Каков алгоритм деятельности педагога по выполнению этих условий и формированию толерантности у учащихся?
- В чем должна заключаться поддержка родителей в формировании толерантности детей?
Ход педагогического совета
Вступительное слово директора школы.
Обосновывается актуальность избранной темы педсовета, формулируется цель, определяется образ желаемого результата коллективного мыслетворчества модель совместной деятельности по формированию толерантности у учащихся.
Формируются смешанные группы для выполнения творческих заданий, озвучиваются правила игры.
Сообщение зам. директора по воспитательной работе на тему: “Толерантность как ключевое понятие и подходы к ее формированию”.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский- неизменный министр иностранных дел: при Наполеоне, Людовике XVII и тд)
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе в расовой дискриминации, преследованиях по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Русский глагол “терпеть” имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее содержание своего отношения (“я его еле терплю”), никак не меняющее самой позиции нетерпимости....
В Декларации принципов толерантности толерантность, определяется: как “...уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности”.
Понятие толерантности Слайд №3
Проявлениями антитолерантности в России являются религиозная фобия, этнофобия (кавказофобия, антисемитизм и ксенофобия). Основную опасность в нашей стране представляет расизм, проводимый и поддерживаемый некоторыми представителями публичной власти и официальными лицами. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание (ст. 4 Декларации принципов толерантности). В связи с этим огромная ответственность ложится на учителей, задача которых состоит в систематическом и рациональном обучении учащихся толерантности.
Цель и задачи воспитания толерантности вытекает из самого определения Слайд №4;5
Подходы к воспитанию толерантности, критерии и показатели. Слайд №6;7.
Принципы толерантности закреплены в
законодательных актах и провозглашены в
международных декларациях (Всеобщая декларация
прав человека Международный пакт о гражданских
политических правах, Конвенкция о защите прав
человека). Конституция РФ прописывает позиции,
касающиеся толерантности в ст. 136 и 282 Слайд №8
Функции Толерантности Слайд
№9,10,11
Для этого образовательное и воспитательное взаимодействие должно быть направлено на создание условий для формирования у питомцев, навыков независимого мышления, критического осмысления реалий и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Педагоги, в свою очередь, должны: искать и осваивать новые образовательные технологии, предусматривающие формирование открытости к восприятию других культур, уважительного отношения к окружающим, готовности к предупреждению и разрешению конфликтов ненасильственными методами.
Для выявления наших школьных проблем в контексте заявленной темы педсовета мною проведён опрос учащихся по методике “Недописанный тезис” Слайд №13 анализируется полученная информация (полярные мнения, наиболее часто встречающиеся, ответы, единичные, но интересные мнения),
Вот некоторые из наиболее типичных ответов: . “Хорошая школа - это требовательные, но понимающие учителя, воспитанные дети, заботливые родители”, “Для меня хорошая школа - это классные специалисты, умеющие дать ответ на “учебный” и “жизненный” вопрос старшеклассников”, “Я не люблю школу, потому что здесь не любят меня”, “Я люблю школу, но одноклассники меня не понимают”. главное резюме в которой,“Хороший учитель должен относиться к ученикам как к своим детям”).
В основе презентуемой информации - опыт формирования толерантности воспитанников интересные методические “находки”. В их числе шуточные предписания учителям “Как делать не надо” и т.д.
Рефлексия игра Слайд №14
Задание группам
Дайте ответы на вопросы: Каковы факторы препятствующие формированию толерантности учеников нашей школы? Время на работу 15-17 мин. Форма представления информации -“ромашка”, на бумажных лепестках которой участники групп пишут свои варианты. В ходе представления мнений лепестки последовательно отрываются и звучат пояснения. Лепестки прикрепляются на доске, эксперты обобщают мнения и резюмируют их в коротком выступлении.
Выступление родителей.
Они представляют проект “Как сделать родителей союзниками школы?”
Примерные формы работы по формированию толерантности Слайд №15
Толерантность глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм, приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием худож.литературы, кинофильмов, организацией диалоговой формы работы.
Например игра : “Цветок толерантности”, “Дерево толерантности” на лепестках пишут предложения и свое видение о толерантном отношении в обществе. слайд №15
Решение педагогического совета:
1. Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.
2. Провести классные часы и родительские собрания на тему формирование толерантных отношений .
3. Подготовить и сдать конспект урока или разработку воспитательного мероприятия (коллективного дела) отражающих методические подходы к формированию толерантности у учащихся.
4. Осуществлять мониторинг межличностных отношений для дальнейшей индивидуальной работы по формированию комфортного пребывания в школе.
5. Психолого-социальной службе школы разработать критерии толерантности школьника.
Обзор литературы по теме педагогического совета:
- Дебаты: учебно-методический комплект.- М.: Бонфи, 2001.
- Толерантность: дорога к миру / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - Бонфи, 2001.
- Мы - сограждане/ Сер. Толерантность: объединяем усилия. -М.: Бонфи, 2002.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Сер.Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002.
- Открывшаяся страница (урок толерантности) // “Библиотека в школе”: Приложение к газете “Первое сентября” № 19. - М., 2001.
- Журнал “Классный руководитель” №4 2006 г/