Учебно-воспитательные задачи урока:
- расширить и углубить знания учащихся о природе и проблемах Байкала;
- продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков пользования учебником, тематическими картами, словарями, справочниками;
- способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательностью, самостоятельностью, взаимопомощью;
- продолжить развитие у учащихся аналитических, оценочных и речевых умений;
- способствовать формированию у учащихся экологического и экономического сознания, эмоционального отношения к экономическим и экологическим проблемам страны.
Оборудование:
- настенные тематические карты России: физическая, тектоническая, климатическая, экономическая карта, экологические проблемы России;
- атласы, учебники, справочники;
- проектор;
- рабочие места учащихся (Microsoft Excel, локальная сеть).
Межпредметные связи:
- география (6,8 класс – озёра);
- биология (органический мир (эндемики));
- экология (природное равновесие).
План проведения урока:
- Вступительное слово учителя, постановка цели урока.
- Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.
- Работа в группах.
- Отчёты групп.
- Работа класса по выявлению причин загрязнения и путях решения экологических проблем Байкала.
- Контроль за знаниями учащихся.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока.
Ребята! На прошлом уроке мы изучили с вами природу гор Южной Сибири. Мы отметили, что горы являются водоразделом многих рек, есть здесь и озёра, самым замечательным из которых является Байкал.
Вот что говорил о Байкале Л. С. Берг – один из ведущих географов современности: “Байкал является чудом природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громадной славой, как великое сибирское озеро Байкал”.
А сколько песен и стихов сложено о Байкале. Давайте совершим путешествие к берегам этого озера, полюбуемся замечательными картинами природы.
(С помощью мультимедийного проектора показываются картины природы Байкала (Приложение №1) ученик в это время читает стихотворение)
Стихотворение М. Сергеева “Байкал”:
Лесистых гор полуотвалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной.
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы, - сосны над обрывом,
И дикий ветер – баргузин -
Всё это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Учитель: В чём же необычность , исключительность Байкала? Этому мы и посвящаем сегодняшний урок “Природа и проблемы Байкала” (тема и цель записаны на доске).
Цель урока: выявить особенности природы Байкала и проблемы озера (если таковые имеются).
Учитель: Как же мы будем выявлять особенности природы и проблемы? Михаил Пришвин в своё время сказал: “ … Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища сохранять – их надо открывать и показывать”. Вот мы сегодня и будем с вами “открывать и показывать”. Форма проведения урока – урок-исследование.
2. Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.
Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает задание:
Геологи, сейсмологи
- Определите особенности географического положения озера Байкал.
- По тематическим картам атласа определите, когда и как образовалась озёрная котловина Байкала.
- Какое несоответствие существует между возрастом и внешним видом прилегающих к Байкалу территорий?
- Представляет ли уникальную ценность озеро Байкал с геологической и тектонической точки зрения? Своё мнение поясните.
Климатологи
1. Сравните климат побережья озера с климатом прилегающих к озеру территорий пояса гор
Показатели | Побережье озера | Пояс гор |
Температура января | ||
Температура июля | ||
Осадки | ||
Давление | ||
Ветер |
2. Исследователи высказывают различные предположения о влиянии площади озера на окружающую территорию:
а) озеро не влияет на окружающую территорию;
б) озеро влияет на окружающую территорию;
в) окружающая территория влияет на климат озера.
Выскажите свою гипотезу по данному вопросу.
3. Изменился бы климат Южной Сибири, если бы Байкала не существовало?
Гидрологи
- Используя карты атласа и справочную литературу, определите размеры озёрной котловины и запасы воды в ней.
- Определите степень солёности в сравнении с другими водоёмами (например, с озером Балхаш). Определите причину в разности солёности.
- Расскажите о свойстве воды Байкала (температура, прозрачность, чистота).
- Назовите причины чистоты Байкала.
- Представляет ли озеро уникальность с точки зрения гидрологов?
Биологи
1. За долгие годы существования Байкала воды, растительный и животный мир создали природное равновесие. Какие составные части этого равновесия вы можете определить, в чём их взаимосвязь?
а) Какое количество видов растений и животных
живут в Байкале?
б) Какие виды называют эндемичными?
в) Расскажите о некоторых необычных
представителях Байкала.
г) Существует ли взаимосвязь между живыми
организмами озера? живой и неживой природе.
д) Сделайте вывод: уникален ли органический мир
Байкала и почему?
Экологи
Озеро Байкал в настоящее время заметно пострадало из-за хозяйственной деятельности человека.
1. Какие виды хозяйственной деятельности и как повлияли на состояние Байкала?
Виды хозяйственной деятельности | Проблемы |
1. | |
2. | |
3. и т. д. |
2. Сделайте вывод об экологическом состоянии природы Байкала.
Экономисты
Рассмотрите экономическую карту Южной Сибири и ответьте на вопросы:
- Какие отрасли экономики получили своё развитие вблизи озера Байкал?
- Смогли бы эти отрасли развиваться, если данного озера здесь бы не было?
- Какую роль играет озеро Байкал в развитии экономики Южной Сибири?
3. Работа в группах.
4. Отчёты групп.
Каждой группе предоставляется время для отчёта. В ходе отчёта заполняется таблица “Природа и проблемы Байкала”.
Таблица “Природа и проблемы Байкала”.
Особенности природы | Природные ресурсы | Проблемы | Пути решения |
1) уникальность озёрной котловины; 2) оказывает значительное влияние на окружающую территорию, климат; 3) самое глубокое и чистое озеро мира; 4) уникален органический мир. |
водные; рекреационные; рыбные; эстетические (писатели, поэты, композиторы); биологические. |
- загрязнение вод; - вырубка лесов вокруг; - исчезновение эндемичных видов растений и животных; - загрязнение берегов. |
- знание экологических законов (надо
учиться); - повышать культуру туристов; - ограничить лов и промысел; - сократить строительство, сделать экологически чистым; - создание заповедной зоны. |
Первая и вторая колонки таблицы заполняются во время отчётов геологов, сейсмологов, климатологов, гидрологов, биологов. Третья колонка заполняется во время выступления экологов и экономистов.
Ученик читает первую часть стихотворения Андрея Вознесенского “Озеро”:
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.
Я на себе чувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
“Байкал – заповедная совесть страны”.
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории -
“Эти, Байкал загубили которые”?
5. Работа класса по выявлению причин загрязнения и путях решения экологических проблем Байкала.
Четвёртая колонка таблицы заполняется после фронтального обсуждения вопроса: “Как помочь уникальному Байкалу?”
Учитель: Кто может помочь Байкалу?
По предложениям учащихся:
- правительство (разработка законов);
- местная власть (соблюдение законов и правил);
- рабочие любой отрасли народного хозяйства с экологическим мышлением;
- учёные;
- экологически грамотные туристы.
Ученик читает первую часть стихотворения Андрея Вознесенского “Озеро”:
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа -
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.
6. Контроль за знаниями учащихся.
Учащиеся на рабочих местах в Microsoft Excel в заготовленных учителем документах воспроизводят таблицу по памяти (лист1) и отправляют выполненную работу по сети в указанную учителем папку на его рабочем месте. Учитель открывает на своём рабочем месте работы учащихся с уже выставленными оценками (лист3). Оценки выставляются с помощью компьютерной программы (скрытой от учащихся – лист 2). Работа этой программы была предусмотрена учителем при составлении документов для учащихся на их рабочих местах.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Мы познакомились с природой и проблемами Байкала. Почему нас – микулинцев волнует эта проблема? (Учащиеся называют ряд проблем:
- Байкал уникален, он – наша гордость;
- Байкал один из многих озёр, которые нуждаются в охране (Арал, Каспий, Балтийское море);
- У нас нет крупных озёр в области, но есть мелкие: Круглое, Соколовское и другие, которые тоже нуждаются в охране и защите, так же как и местные реки: Шоша, Лама, Лобь и другие.
Все большие проблемы возникают из-за нерешённости мелких, вырастающих в “снежный ком”. Мы же можем вести борьбу за чистоту наших морей и океанов с ручья Зверинец, который несёт свои воды в реку Шоша, а та, в свою очередь, в реку Волга и далее к великому Каспию.