Урок-исследование "Природа и проблемы Байкала"

Разделы: География


Учебно-воспитательные задачи урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о природе и проблемах Байкала;
  • продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков пользования учебником, тематическими картами, словарями, справочниками;
  • способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательностью, самостоятельностью, взаимопомощью;
  • продолжить развитие у учащихся аналитических, оценочных и речевых умений;
  • способствовать формированию у учащихся экологического и экономического сознания, эмоционального отношения к экономическим и экологическим проблемам страны.

Оборудование:

  • настенные тематические карты России: физическая, тектоническая, климатическая, экономическая карта, экологические проблемы России;
  • атласы, учебники, справочники;
  • проектор;
  • рабочие места учащихся (Microsoft Excel, локальная сеть).

Межпредметные связи:

  • география (6,8 класс – озёра);
  • биология (органический мир (эндемики));
  • экология (природное равновесие).

План проведения урока:

  1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока.
  2. Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.
  3. Работа в группах.
  4. Отчёты групп.
  5. Работа класса по выявлению причин загрязнения и путях решения экологических проблем Байкала.
  6. Контроль за знаниями учащихся.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока.

Ребята! На прошлом уроке мы изучили с вами природу гор Южной Сибири. Мы отметили, что горы являются водоразделом многих рек, есть здесь и озёра, самым замечательным из которых является Байкал.

Вот что говорил о Байкале Л. С. Берг – один из ведущих географов современности: “Байкал является чудом природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громадной славой, как великое сибирское озеро Байкал”.

А сколько песен и стихов сложено о Байкале. Давайте совершим путешествие к берегам этого озера, полюбуемся замечательными картинами природы.

(С помощью мультимедийного проектора показываются картины природы Байкала (Приложение №1) ученик в это время читает стихотворение)

Стихотворение М. Сергеева “Байкал”:

Лесистых гор полуотвалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной.
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,

И птицы, - сосны над обрывом,
И дикий ветер – баргузин -
Всё это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

Учитель: В чём же необычность , исключительность Байкала? Этому мы и посвящаем сегодняшний урок “Природа и проблемы Байкала” (тема и цель записаны на доске).

Цель урока: выявить особенности природы Байкала и проблемы озера (если таковые имеются).

Учитель: Как же мы будем выявлять особенности природы и проблемы? Михаил Пришвин в своё время сказал: “ … Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища сохранять – их надо открывать и показывать”. Вот мы сегодня и будем с вами “открывать и показывать”. Форма проведения урока – урок-исследование.

2. Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.

Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает задание:

Геологи, сейсмологи

  1. Определите особенности географического положения озера Байкал.
  2. По тематическим картам атласа определите, когда и как образовалась озёрная котловина Байкала.
  3. Какое несоответствие существует между возрастом и внешним видом прилегающих к Байкалу территорий?
  4. Представляет ли уникальную ценность озеро Байкал с геологической и тектонической точки зрения? Своё мнение поясните.

Климатологи

1. Сравните климат побережья озера с климатом прилегающих к озеру территорий пояса гор

Показатели Побережье озера Пояс гор
Температура января    
Температура июля    
Осадки    
Давление    
Ветер    

2. Исследователи высказывают различные предположения о влиянии площади озера на окружающую территорию:

а) озеро не влияет на окружающую территорию;
б) озеро влияет на окружающую территорию;
в) окружающая территория влияет на климат озера.

Выскажите свою гипотезу по данному вопросу.

3. Изменился бы климат Южной Сибири, если бы Байкала не существовало?

Гидрологи

  1. Используя карты атласа и справочную литературу, определите размеры озёрной котловины и запасы воды в ней.
  2. Определите степень солёности в сравнении с другими водоёмами (например, с озером Балхаш). Определите причину в разности солёности.
  3. Расскажите о свойстве воды Байкала (температура, прозрачность, чистота).
  4. Назовите причины чистоты Байкала.
  5. Представляет ли озеро уникальность с точки зрения гидрологов?

Биологи

1. За долгие годы существования Байкала воды, растительный и животный мир создали природное равновесие. Какие составные части этого равновесия вы можете определить, в чём их взаимосвязь?

а) Какое количество видов растений и животных живут в Байкале?
б) Какие виды называют эндемичными?
в) Расскажите о некоторых необычных представителях Байкала.
г) Существует ли взаимосвязь между живыми организмами озера? живой и неживой природе.
д) Сделайте вывод: уникален ли органический мир Байкала и почему?

Экологи

Озеро Байкал в настоящее время заметно пострадало из-за хозяйственной деятельности человека.

1. Какие виды хозяйственной деятельности и как повлияли на состояние Байкала?

Виды хозяйственной деятельности Проблемы
1.  
2.  
3. и т. д.  

2. Сделайте вывод об экологическом состоянии природы Байкала.

Экономисты

Рассмотрите экономическую карту Южной Сибири и ответьте на вопросы:

  1. Какие отрасли экономики получили своё развитие вблизи озера Байкал?
  2. Смогли бы эти отрасли развиваться, если данного озера здесь бы не было?
  3. Какую роль играет озеро Байкал в развитии экономики Южной Сибири?

3. Работа в группах.

4. Отчёты групп.

Каждой группе предоставляется время для отчёта. В ходе отчёта заполняется таблица “Природа и проблемы Байкала”.

Таблица “Природа и проблемы Байкала”.

Особенности природы Природные ресурсы Проблемы Пути решения
1) уникальность озёрной котловины;

2) оказывает значительное влияние на окружающую территорию, климат;

3) самое глубокое и чистое озеро мира;

4) уникален органический мир.

водные;

рекреационные;

рыбные;

эстетические (писатели, поэты, композиторы);

биологические.

- загрязнение вод;

- вырубка лесов вокруг;

- исчезновение эндемичных видов растений и животных;

- загрязнение берегов.

- знание экологических законов (надо учиться);

- повышать культуру туристов;

- ограничить лов и промысел;

- сократить строительство, сделать экологически чистым;

- создание заповедной зоны.

Первая и вторая колонки таблицы заполняются во время отчётов геологов, сейсмологов, климатологов, гидрологов, биологов. Третья колонка заполняется во время выступления экологов и экономистов.

Ученик читает первую часть стихотворения Андрея Вознесенского “Озеро”:

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.
Я на себе чувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
“Байкал – заповедная совесть страны”.
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории -
“Эти, Байкал загубили которые”?

5. Работа класса по выявлению причин загрязнения и путях решения экологических проблем Байкала.

Четвёртая колонка таблицы заполняется после фронтального обсуждения вопроса: “Как помочь уникальному Байкалу?”

Учитель: Кто может помочь Байкалу?

По предложениям учащихся:

  • правительство (разработка законов);
  • местная власть (соблюдение законов и правил);
  • рабочие любой отрасли народного хозяйства с экологическим мышлением;
  • учёные;
  • экологически грамотные туристы.

Ученик читает первую часть стихотворения Андрея Вознесенского “Озеро”:

Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа -
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.

6. Контроль за знаниями учащихся.

Учащиеся на рабочих местах в Microsoft Excel в заготовленных учителем документах воспроизводят таблицу по памяти (лист1) и отправляют выполненную работу по сети в указанную учителем папку на его рабочем месте. Учитель открывает на своём рабочем месте работы учащихся с уже выставленными оценками (лист3). Оценки выставляются с помощью компьютерной программы (скрытой от учащихся – лист 2). Работа этой программы была предусмотрена учителем при составлении документов для учащихся на их рабочих местах.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы познакомились с природой и проблемами Байкала. Почему нас – микулинцев волнует эта проблема? (Учащиеся называют ряд проблем:

  • Байкал уникален, он – наша гордость;
  • Байкал один из многих озёр, которые нуждаются в охране (Арал, Каспий, Балтийское море);
  • У нас нет крупных озёр в области, но есть мелкие: Круглое, Соколовское и другие, которые тоже нуждаются в охране и защите, так же как и местные реки: Шоша, Лама, Лобь и другие.

Все большие проблемы возникают из-за нерешённости мелких, вырастающих в “снежный ком”. Мы же можем вести борьбу за чистоту наших морей и океанов с ручья Зверинец, который несёт свои воды в реку Шоша, а та, в свою очередь, в реку Волга и далее к великому Каспию.