Младший школьный возраст характеризуется необходимостью вхождения ребенка в новый для него мир отношений в связи со сменой ведущего вида деятельности. Ребенок переходит от свободного проявления своих потребностей к обязательной, общественно значимой деятельности, обретая новые права и возможности активного развития и саморазвития при ведущей роли учебного труда.
В начальной школе ведущая роль принадлежит предметно – информационному и деятельностно – коммуникативному блокам, что позволяет учащемуся в полной мере освоить содержание ценностно – ориентационной составляющей приобретаемых знаний и навыков.
Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями: проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона; проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками; умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми.
В начальной школе обеспечивается развитие базовых основ логического мышления в процессе постоянного совершенствования наглядно – образного и наглядно – действенного мышления обучающихся.
Образовательная программа УРЦ включает в себя четыре школы: школа открытий, школа общения, школа взросления и школа выбора. Основными методами организации деятельности учащихся на разных этапах образования в нашем образовательном учреждении являются:
- Поисково-исследовательский метод;
- Исследовательский метод;
- Проектно-исследовательский метод;
- Проектный метод.
Учащиеся 1 – 4 классов относятся к школе открытий где, помимо основной учебной деятельности, они занимаются разгадыванием загадок окружающего мира. А ведущими видами деятельности являются исследования и коммуникация.
Основными задачами на ступени начального общего образования являются:
- создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- выработка желания и умения учиться, готовности к образованию и самообразованию в основном звене школы;
Эти задачи являются важными не только при организации образовательного процесса, но и при организации воспитательного процесса. Каждая из данных задач нашла своё место в игре – экспедиции “Школа волшебников”.
Исходя из этого целью ДО в начальных классах является:
Создание условий для развития у учащихся исследовательских умений, толерантности, ответственности за коллективную и собственную деятельность, умения взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
- Организовать с учащимися квази – исследовательскую деятельность посредством кружковой работы.
- Воспитывать у учащихся терпимое отношение к себе и к окружающим на основе организации общих дел.
- Развивать чувство ответственности за коллективную и собственную деятельность при решении общих задач.
- Создать условия для развития умения взаимодействовать друг с другом при помощи телесного общения.
Принципы ДО:
- Свободный выбор учащимися видов и сфер деятельности.
- Поисково – исследовательская основа образовательного процесса.
Направления работы ДО:
- художественно – эстетическое.
- поисково – исследовательское.
- физкультурно – спортивное.
В “Школе “волшебников” дети, по замыслу автора, открывают для себя и сверстников “тайны” вещей, природы, “тайны” человека и “тайны” времени.
Открытие “Школы волшебников” предполагается проводить после праздника букваря, т. к. к этому моменту дети полностью адаптируются к условиям школьной жизни, и внеклассная деятельность может являться средством, повышающим интерес к школе.
Данная игра – экспедиция в каждом классе проходит в несколько этапов. На празднике в честь открытия “Школы “волшебников” ученики знакомятся с Волшебницей, роль которой предлагается исполнить старшекласснице. Начиная с этого момента, Волшебница играет ведущую роль до окончания экспедиции – игры. Для создания атмосферы таинственности учащиеся получают задания в письме от Волшебницы.
На открытии “Ш.В.” ребятам вручается атрибут в виде нагрудного знака, выполненного из атласной ленты голубого цвета в форме цветка. Данный атрибут является неотъемлемой частью всего проекта, он удостоверяет, что его владелец является учеником “Школы Волшебников”. (Приложение №1)
В 1 классе для усиления интереса учащихся к игре имеет смысл последующим этапам присваивать “волшебные” названия.
1 этап. Волшебство фантазии.
Заданием 1 этапа может быть выполнение рисунка, на котором дети смогут изобразить образ “Школы “волшебников”. На этом этапе могут проявить свои способности дети, которые любят и умеют рисовать. Предполагается, что здесь дети могут учиться выражать свои идеи и фантазии через рисунок. В результате любой деятельности, которую совершают ученики “Школы “волшебников”” получается тот или иной “продукт” их деятельности. На 1 этапе таким “продуктом” может быть выставка рисунков, оформленная учениками старшего возраста.
2 этап. Волшебство таланта.
Одной из задач игры является создание условий для самопроявления качеств личности учащихся, под этим подразумевается, что возможность проявить себя представится каждому ребёнку.
На 2 этапе предлагается проявить свои возможности детям. Которые любят и умеют петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т. д.
Для этого предлагается проведение в школе фестиваля детского творчества, к которому учащиеся готовятся заранее. Продуктом этого этапа может стать концерт, на котором выступят ученики “Школы волшебников”. Приветствуется, если свои таланты продемонстрируют родители и классные руководители.
3 этап. Волшебство здоровья.
На данном этапе свои возможности и способности могут проявить дети, которые любят заниматься спортом. На 3 этапе предлагается проведение спортивных соревнований с привлечением родителей. Таким соревнованием может быть спортивный и весёлый конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья!”.
Предполагается, что такое мероприятие позволит детям увидеть своих родителей в ином качестве, а родителям предоставит возможность дополнительного неформального общения с детьми.
4 этап. Закрытие “Школы волшебников” до следующего учебного года.
Предлагается провести этот этап в виде праздника, на котором будут подведены итоги, проделанной работы. Здесь же детям предлагается задание на лето, которое принесёт волшебница. Задание заключается в ведении дневника волшебника, в который нужно записывать всё интересное, что дети увидят летом ( свои впечатления от поездок с родителями, от новых игр со сверстниками, свои творческие находки: стихи, рассказы, рисунки и т. д.)
Закончить это мероприятие предлагается исполнением ребятами гимна “Школы волшебников”. (Приложение №2)
2 класс
Открытие “Школы волшебников” во 2 классе предлагается проводить на 2 – 3 неделе учебного года для того, чтобы учащиеся постепенно входили ритм школьной жизни.
Игра – экспедиция для учащихся 2 класса представляет собой знакомство с “тайнами”, которые они могли бы познать. Для второклассников игра также проходит в несколько этапов, где ребятам предоставляется возможность для самопроявления и развития творческих способностей, а также коммуникативных навыков.
На мероприятии открытия “Школы волшебников” предлагается разыграть сценку с похищением волшебницы, в ходе которой дети узнают, что её похитили “тёмные силы”, владеющие различными тайнами. Для того чтобы освободить волшебницу, им предстоит узнать эти “тёмные силы” и тайны, которыми они владеют.
1 этап.
Общение волшебницы с учащимися происходит с помощью писем, которые им необходимо хранить. Для этого нужно в своём кабинете оформить “Уголок волшебника”, где бы мог находиться почтовый ящик и конверт для хранения писем, а также информация о классе (рассказы, фотографии и т. д.)
За выполненное в срок задание, волшебница награждает класс “золотой” звездой, которая также должна храниться в “Уголке волшебника”. Оформление же такого уголка и является первым заданием в новом учебном году.
2 этап
На 2 этапе игры учащимся предлагается разгадать название первых тёмных сил, которые владеют тайной природы. Ребята получают письмо от волшебницы, в котором говорится об одном из явлений природы (например, буря) и предлагается в качестве задания составление кроссворда об явлениях природы ( кроссворды могут составляться как по подгруппам, так и целым классом), где одним из зашифрованных слов будет слово буря.
Предполагается, что, выполняя данное задание, учащиеся смогут развивать свои коммуникативные навыки, а также навык коллективного творчества.
Полученный кроссворд ребята с помощью учителя отправляют волшебнице.
Позднее эти работы будут представлены на мероприятии, посвящённом “освобождению” волшебницы.
Таким образом, учащиеся узнают, что существуют некие тайны природы, которые в последствии они могут раскрыть.
3 этап.
На данном этапе учащимся предлагается, используя навык совместного творчества, разгадать следующую тёмную силу, владеющую тайной вещей.
Задание может включать в себя выполнение творческой работы. Например, вспомнив колдунью, которая превратила в вещи людей в сказке “Красавица и чудовище”, нарисовать её портрет на бумаге большого формата (А2).
Полученный продукт также пересылается волшебнице для сохранения его к презентации всех работ.
4 этап.
На 4 этапе ребятам предлагается разоблачить тёмную силу, владеющую тайной времени. Для этого им необходимо прочитать “Сказку о потерянном времени” и с её помощью расшифровать предложенную шифровку (шифр букв может быть произвольным), в которой, и указано название этих тёмных сил.
Предполагается, что на данном этапе учащиеся учатся умению выделять главное, в каком либо тексте, а также умению сравнивать и анализировать, доказывать свою точку зрения и т. д.
5 этап.
Данный этап предлагается проводить в виде обобщающего мероприятия, на котором второклассники представят выполненные ими, для спасения волшебницы, работы. На этом же мероприятии им предлагается разгадать название последних тёмных сил, владеющих тайной человека.
Учащиеся делятся на классы (если класс один, то на группы) и из, заранее подготовленных частей картинки, собирают и склеивают, потрет Бабы Яги.
Затем им предлагается с помощью учителя обосновать, почему именно этот сказочный герой владеет тайной человека, после чего классы делятся своими соображениями со всеми присутствующими.
Кульминацией такого праздника может быть появление волшебницы, которая благодарит детей и вручает им золотые звёзды за её спасение.
6 этап – это время раскрытия одной из тайн. Ведь для того, чтобы стать “волшебником”, необходимо владеть всеми четырьмя тайнами.
Учащимся предлагается с помощью совместного обсуждения выбрать ту тайну, которая, по их мнению самая интересная на данном этапе обучения.
Свой выбор им необходимо оформить в виде письма и отправить его волшебнице.
Организатор игры, основываясь на выбор ребят, предлагает им то или иное задание связанное с выбранной ими тайной.
7 этап.
Закрытие “Школы волшебников” в данном учебном году.
На этом этапе подводятся итоги, выполненных заданий. Ребятам заранее предлагается подготовить какой либо номер, в котором бы отражалось наиболее понравившееся им задание.
На данном этапе присутствует волшебница, которая вручает учащимся памятные дипломы и присуждает им звание “Бакалавр волшебных наук”.
3 класс
Проведение игры – экспедиции в 3 классе направлено непосредственно на раскрытие тех тайн, которые были выявлены в процессе игры во 2 классе
В зависимости от особенностей класса игра “Школа волшебников” может быть закончена именно в 3 классе. Это может произойти в связи с тем, что учащиеся быстро и лаконично справятся со всеми заданиями данного большого этапа игры, тогда в конце учебного года они получат звание “Помощник волшебника” и смогут, будучи уже учениками 4класса, исполнять роль вожатых для младших учеников.
1 этап.
Первым этапом игры - экспедиции “Школа волшебников” в 3 классе также можно считать открытие игры, которое может проходить как отдельно для учащихся 3 классов, так и совместно с другими классами.
На данном мероприятии ребята получают задание от волшебницы, в котором им предлагается выбрать ту или иную тайну для раскрытия. Свой выбор им необходимо оформить в виде письма, в котором будут даны объяснения их выбора. Письмо необходимо отправить в установленный срок, например в течение 3 дней.
2 этап.
В зависимости от выбора класса организаторы продумывают дальнейшие задания.
Например, при выборе тайны вещей можно предложить учащимся “экспедицию” в библиотеку, где они могут предложить свою помощь в реставрации книг.
Следующим заданием в раскрытии этой тайны можно предложить подготовку подарков, сделанных своими руками, для детей из дома ребёнка или учащихся младших классов. Задания должны включать в себя элементы исследования, а конечный результат должен быть очевиден для участников данного проекта. Количество этапов игры зависит от количества заданий и времени, рассчитанного на их выполнение.
После раскрытия всех тайн, учащиеся получают звание “Помощник Волшебника” и могут быть привлечены к организации игры с младшими классами.
В процессе раскрытия “тайн” учащиеся знакомятся с элементами исследовательской деятельности и к началу 5 класса имеют начальное представление о проведении исследовательской и проектировочной деятельности.
В УРЦ игра – экспедиция “Школа волшебников” была начата в 2003/ 04 учебном году. По истечении трёх лет можно говорить о некоторых результатах данного проекта. Положительным результатом игры можно считать активное (100%) участие детей в данном виде воспитательной деятельности. По проектам учащихся начальной школы в УРЦ расписаны лестничные марши и стены школы. Такие проекты разрабатывали учащиеся 4 класса.
В этом учебном году “Школа волшебников” поменяла свой статус. К тем видам деятельности, которыми занимались учащиеся, добавилась кружковая деятельность и “ШВ” вылилась в более масштабную форму организации воспитательного процесса.
Теперь, основываясь на образовательную программу школы, учащиеся начальных классов занимаются квази – исследовательской деятельностью в рамках многодневной игры – экспедиции “Академия волшебства”.
“АВ.” включает в себя несколько факультетов: логико - математический, филологический, краеведческий, художественно – эстетический и факультет прикладной информатики. Учащиеся, принимающие активное участие в работе факультетов, в течение учебного периода занимаются постановкой проблемы, ищут пути её решения, исследуют, делают выводы. В рамках математического факультета для учащихся 1 – 2 классов проводится шахматный всеобуч, способствующий развитию логического мышления, на художественно – эстетическом факультете ребята учатся взаимодействовать друг с другом с помощью танца и основ актёрского мастерства, развивают наглядно – образное мышление во время занятий декоративно – прикладным творчеством. В рамках краеведческого факультета с помощью поисково-исследовательской деятельности учащиеся расширяют свой кругозор о родном крае, на факультете прикладной информатики учащиеся 4 классов учатся оформлять выводы, сделанные в процессе исследования, с помощью современной мультимедийной техники.
В каникулярное время все “научные работники” участвуют в симпозиумах, конференциях, семинарах, коллоквиумах с целью презентации, выполненной работы, а также планируют свою дальнейшую деятельность.
“АВ.” имеет следующую структуру:
Учащиеся:
- 1 классов – аспиранты;
- 2 классов – бакалавры;
- 3 классов – магистры;
- 4 классов – кандидаты волшебных наук, зам. Деканов, в конце 4 класса - профессоры волшебных наук.
Старшеклассники – учёный совет;
Учителя начальных классов – деканы;
Педагог – организатор – ректор, Волшебница, которая выступает учредителем Академии волшебства.
В рамках “АВ” действует попечительский совет, членами которого являются родители. Родителям в данной программе ДО отводится немаловажная роль. Они выступают в качестве главных помощников учащимся – помогают в организации экскурсий, ищут возможности для решения материальных проблем (ксерокопирование, сканирование и т.д.), принимают участие в симпозиумах.
Учёный совет совместно с ректором и учредителем разрабатывают тематику поисково-исследовательской деятельности, участвуют в организации и проведении общих мероприятий. Деканы и зам. деканов организуют исследовательскую деятельность с учащимися. Кандидаты волшебных наук осуществляют консалтинговую деятельность по подготовке к презентациям.
В конце учебного года проводится общее мероприятие с участием всех “научных работников”, где подводятся итоги года и каждый ученик награждается дипломом, в котором ему присваивается новая учёная степень.
Основными задачами на ступени начального общего образования являются:
- воспитание долга, ответственности в учебной и семейно – бытовой деятельности, общение с разными людьми;
- создание условий для проявления инициативности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- выработка желания и умения учиться, готовности к образованию и самообразованию в основном звене школы.
Предполагается, что результаты обучения в “АВ” могут быть следующими:
- умение определять в типичных ситуациях особенности поведения людей из ближайшего окружения, используя знания основных моральных трудовых, эстетических норм и правил;
- проявление чувства долга, ответственности при общении с близкими людьми, сверстниками, педагогами;
- умение обосновывать мотивы своих поступков в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила;
- умение демонстрировать начальные навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной успешной деятельности с учётом требований ближайшего окружения;
- умение обосновывать цели и задачи осуществляемой деятельности на основе умелого сочетания личных интересов и потребностей семьи и школы;
- умение признавать недостаточность своих знаний для решения отдельных проблемных ситуаций и искать необходимую достоверную информацию;
- умение выдвигать и проверять предположения о возможном результате осуществляемых действий с учётом регулирующих норм и правил;
- иметь представление о способах планирования собственных действий на ближайшее будущее;
- умение контролировать исполнение собственного плана и регулировать деятельность в соответствии с изменяющимися условиями;
- открытие чувства “Мы”, проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;
- потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях, месте жительства, регионе;
- сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания.
Можно выделить некоторые качества, которые сформированы у учащихся 4 классов на сегодняшний день. У 80% учащихся сформировано умение обосновывать мотивы своих поступков в типичных жизненных ситуациях, опираясь на актуальные моральные, эстетические и трудовые нормы и правила, у 50% умение признавать недостаточность своих знаний для решения отдельных проблемных ситуаций и искать необходимую достоверную информацию, 100% учащихся имеют представление о способах планирования собственных действий на ближайшее будущее, около 60% учащихся умеют контролировать исполнение собственного плана и регулировать деятельность в соответствии с изменяющимися условиями. У учащихся явно проявляется чувство “Мы”, чувство коллективизма и умение согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих.
Приложение вы можете спросить у автора статьи.