Цели:
- приобщение младших школьников к русскому фольклорному искусству;
- воспитание уважения к русскому слову, обогащение словарного запаса учащихся.
ХОД ПРАЗДНИКА
Выходят Потешницы в русских костюмах.
– Здравствуйте, дорогие гости! Низкий поклон! (кланяются) Всем почет и уважение. Я - Потешница Дарья, я – Потешница Марья.
Дарья: Собрались мы позабавиться да потешиться.
Марья: Поиграть, пошутить, посмеяться.
Дарья: Смеха вам, веселья да радости.
Марья: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Дарья: Давно мы вас ждали – поджидали, праздник не начинали.
Марья: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
Дарья: Перво-наперво отгадайте-ка наши загадки.
Марья: «Морщинистый Тит всю деревню веселит» (Гармонь, баян)
Дарья: «В лесу выросло, из лесу вынесло, в руках плачет, а кто слушает, скачет» (Рожок, дудочка)
Марья: «В лесу тук-тук. В избе ляп-ляп. В руках дзынь-дзынь. На полу топ-топ» (Балалайка)
Дарья:
«Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная стоит» (Печка)
Марья:
«Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась и в лес».
А это кто? (Сорока)
Входит Коробейник.
Коробейник:
«Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки.
Чечетки в трещетки.
Чайки в балалайки.
Кукушки в колотушки.
Скворцы в бубенцы.
Две синички-крошки заиграли в ложки,
Играют, играют, всех потешают».
Дети берут инструменты в коробе у Коробейника. Поют песню «Посею лебеду на берегу и играют на инструментах.
Дарья: Вот спасибо. Потешили вы нас. И мы вас песней удивим. А ну-ка мои помощники выходите, запевайте. (Поет с ребятами песню с инсценированием «Как на тоненький ледок»).
Марья: Вы про Иванушку, а мы вам про блины.
(Исполняют песню «Блины» с инсценированием. Помогает другая группа ребят).
Дарья: Красна песня ладом, а сказка складом.
У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена – в саду клены,
У Алены – дуб зеленый,
У Марины – куст малины,
У Арины – две рябины,
У Тараски – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Марья:
Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.
Дарья: Сказке конец.
Марья:
А кто слушал,
Тот молодец.
Дарья: И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
Марья: Да, покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.
Вместе: Вот вам и не осталось. Ну-ка, помощники, мы отдохнем, а вы нас позабавьте – потешьте.
(Дети начинают соревноваться, кто интереснее позабавит).
1 группа ребят:
1 ребенок: Ехала деревни мимо мугчиха. Вдруг из под собаки лают ворота.
2 ребенок:
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Избы убежали
Из деревни вон.
Все вместе:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха.
Чи-ки, чи-ки, ах-ха-ха.
На самом деле чепуха.
2 группа ребят:
1 ребенок:
Это братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
2 ребенок:
Кнут схватил собаку парить мужика.
А мужик со страху влез на ворота.
3 ребенок: Деревня закричала: «Озеро горит, сено со дровами тушить пожар спешит».
МИНИ-СЦЕНКИ:
1 группа ребят:
– Здоров, кума!
– Да на рынке была.
– Никак глуха?
– Купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять рублей дала.
2 группа ребят:
– Андрейка, сыночек, ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А ещё хочешь?
– Хочу.
Потешницы: Дружно смеялись, дружно и в круг вставайте.
Игра «Баба-Яга»
По считалке выбирается Баба-Яга. Затем рисуется круг. Баба-Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Затем Потешница Марья говорит слова:
На плетне зеленый крюк,
На крюке висит сундук.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг рассыпался сундук,
Все рассыпалось вокруг.
После её слов ребята бегают вокруг круга и дразнят:
Баба-Яга,
Костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Пошла на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку –
Испугала зайку.
Пошла гулять в сад –
Рассмешила всех ребят.
Пошла в огород –
Рассмешила весь народ.
(Баба-Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет запятнанного и внесет в круг, но сам при этом не будет запятнанным, тот становится новой Бабо-Ягой. Игра проходит в два кона).
Дарья: Интересно, а кто кого переговорить сумеет?
(Соревнуются дети из обеих групп).
1 группа: Петр Петру пек пироги.
2 группа: Шёл косой козёл с косой.
1 группа:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
2 группа:
За пять мышей
Берут пять грошей.
За мышей поплоше –
Берут по два гроша.
1 группа: Босой Сысой сено косит косой.
2 группа:
Носит Сеня в сени сено.
Спать на сне будет Сеня.
Марья: Мастера скороговорить соревновались. Певцы тоже. И веселье наше мы закончим пляской «А я по лугу».
(С пляской дети поют и затем садятся на свои места).
Потешницы (обращаясь к ребятам): Спасибо, ребята, что вы пришли к нам на праздник.
Дарья: Делу время – потехе час.
Марья: Конец – всему делу венец.
Примечания:
Класс делится на две группы. В роли Потешниц – мамы. Потешницы, Коробейник, дети – в русских национальных костюмах.
Тексты песен
«А я по лугу» (русская народная песня) А я по лугу, Я с комариком (2 раза) «Как на тоненький ледок» Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Он упал да лежит, Скоро к Ване подбежали, |
«Посею лебеду на берегу» (русская народная песня) Посею лебеду на
берегу (2 раза) Сама по воду пойду я с ведром, (2 раза) Погорит ведь лебеда вся без воды, (2 раза) «Блины» В квашне новой растюрили, Моя старшая сестрица На поднос она кладет |
Используемая литература:
- Чудесный короб. Составление, запись и обработка Г.Науменко. М.: Детская литература, 1981.
- Тридцать три пирога. Составил М.Булатов. М., 1973.
- Русский детский фольклор. Составил М.Н.Мельников. М., 1987.