Практические задания для подготовки к написанию сочинения-рассуждения ( часть С1 ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


I. Прочитайте текст и выполните задания.

“Шукшин был подобен русскому крестьянскому двойнику сына плотника из Галилеи, потому что одна его ладонь была намертво прибита гвоздями к деревне, другая – к городу. В среде интеллигенции он иногда мучительно чувствовал себя мужиком, среди мужиков – не менее мучительно – чувствовал себя интеллигентом. Но это ему давало право не идеализировать ни первых, ни вторых и чувство ответственности за оба слоя общества. Он писал: “Интеллигентный человек – явление редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – подпевать могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса “что есть правда?”, гордость… И – сострадание судьбе народа… Неизбежное, мучительное. Если всё это о человеке, то он и есть интеллигент” (“Монолог на лестнице”). Шукшин с потрясающей силой обнажал противоестественность, античеловечность сострадания к другим, волчью натуру тех, кто прячет хищничество под милыми улыбочками. Но он не хотел и приукрашивать и тех, кого он любит и жалеет. Из-за этого многие его не понимали. Шукшин признавался с горечью: “Как и у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Ругают. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки. Удивляет, конечно, известная категоричность, с которой требуют и ругают. Действительно, редкая уверенность в своей правоте. Но больше всего удивляет искренность и злость, с которой это делается!”

Но Шукшин устоял. Его не испортили ни бедная юность, ни прославленная зрелость. Он не соврал ни строчкой, ни кадром”.

(Евгений Евтушенко)

  1. Определите проблематику текста Е. Евтушенко. Сформулируйте основную проблему текста.
  2. На какие аспекты проблемы автор обращает наше внимание?
  3. Составьте комментарий к проблеме.

II. Согласны ли вы с утверждением В. Шукшина, что “Интеллигентный человек – явление редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – подпевать могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса “что есть правда?”, гордость… И – сострадание судьбе народа…”.

  1. Приведите аргументы в пользу согласия/ несогласия из жизненного опыта.
  2. Подберите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения, опираясь на авторитетные мнения.
  3. Как вы понимаете слова: “Он не соврал ни строчкой, ни кадром”?
  4. Почему автор после слова гордость поставил многоточие?

III. Согласитесь с приведённым тезисом или опровергните его.

  1. Любовь к Родине вытекает из воспоминаний детства, связана с воспоминаниями детства.
  2. Художественную литературу необходимо читать.
  3. Интеллигент обязан подпевать “сильному басу мира”.
  4. Сострадание должно быть человечным и естественным.

IV. В.М. Шукшин сказал: “Нравственность есть Правда”. Всегда ли человеку нужно говорить правду? Как вы понимаете выражение “ложь во спасение”? Выскажите своё мнение по этим вопросам, подбирая естественные доказательства, ссылаясь на авторитеты.

V. Прочитайте текст М.М. Пришвина и выполните задания.

Большинство ребят в лесу всеми силами стремятся показать свою власть над природой: ломают сучья, жгут смолу на деревьях, вбивают в живые стволы гвозди, разоряют гнёзда.

Но не следует, кажется мне, замечая порчу в лесах, обвинять только детей. Мы же все были детьми и по себе знаем, как хочется в детстве быть хозяином, имеющим власть над всем живущим в природе. Это чувство хозяина, у мальчиков особенно, - по-моему, врождённое чувство и очень хорошее. Беда только в том, что каждый маленький хочет быть хозяином природы только в своих интересах и оттого является для общества иногда и жестоким вредителем. Оттого не целиком на детей должен обрушиваться наш гнев.

(По М. Пришвину)

  1. Определите проблему текста.
  2. Приведите аргументы согласия/несогласия с автором.

VI. Прочитайте текст М.М. Пришвина и выполните задания.

Так в первый раз в своей жизни я увидел, как от солнечного луча заячья капуста складывается зонтиком, и самое главное, что всё после того и всё стало в лесу мне показываться такое, чего раньше я не видал. И оттого вокруг всё стало волшебным: мы все немного поэты в душе.

Довольно бывает какого-то листика капусты, чтобы повязка спала с глаз, и охотник с легавой собакой вошёл внутрь самой природы, и где-то в подмосковном лесу открылся ему волшебный лес, как открылся Тургеневу Бежин луг с чудесными мальчиками.

Такое “открытие мира” сопровождается, как и у путешественников в новые страны, неутолимым желанием поведать об этом другим людям и, наконец, когда собака подвела к выводку, превращается прямо в душевный пожар. Вот тогда, закончив охотничью операцию благополучно, Тургенев, усталый и счастливый, вгнездится в какую-нибудь мягкую моховую кочку, отдохнёт, вынет записную книжку и начнёт в ней давать сигналы другому человеку об открытии им нового мира. И этот человек в этом слове поэта получит сигнал и повернёт глаза в ту сторону, куда раньше не смотрел.

Так я понимаю поэзию как силу души человеческой, и знаю, что наши русские охотники почти все такие поэты в душе. Но редко, очень редко такой поэт в душе может заключить свою поэзию в словесные шлюзы и по этой реке направить, как настоящий поэт, к желанной цели свои корабли.

(М. Пришвин)

  1. Определите тему текста. Озаглавьте текст.
  2. Какова проблематика текста?
  3. Какова основная мысль?
  4. Какие микротемы мы видим в тексте? Оправданно ли членение на абзацы?

VII. Подберите аргументы к тезисам.

  1. “Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу”.(Конфуций)
  2. “Встретить мудрого, но не прибегнуть к его советам есть беззаботность”.(Конфуций)
  3. “Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей: кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих правдивость” (Конфуций)
  4. “Богатством обладать умело следует,
    А то иных богатство лишь уродует” (Менандр)

VIII. Поберите к каждому тезису аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

  1. Памятники старины необходимо беречь.
  2. Техника сделала могущественным каждое государство в отдельности и человечество в целом.
  3. Историю надо знать, чтобы не повторять ошибок прошлого.
  4. Телевидение – единственный источник информации, заслуживающий внимания.

IX. Найдите речевые ошибки в работе ученицы и исправьте их. (Стиль ученицы сохранён)

“Не зная прошлого, нельзя быть счастливым в настоящем”. Эти слова как нельзя лучше подтверждает М. Пришвин.

Какова связь между прошлым и настоящим? Как относятся люди не только к историческим памятникам, но и к вещам, за которыми велели присматривать? М.М.Пришвин написал, что царь, увидев полуразрушенный ботик Петра I, возмутился небрежным хранением остатков потешного флота. Не помог его указ. Не берегли при Петре I то, что сейчас считается памятью о временах великого царя, русского флота. Как и сейчас не бережём мы порой того, что создано прошлыми веками, настоящим.

Обращаясь к прошлому, писатель показывает, что происходит в настоящем. Можно сказать, что он не столько обращается, сколько умеет видеть в окружающих предметах их историю, умеет бродить взглядом не по оврагам, а по спелым полям, по ботику в том виде, каким он был при Петре I. Писатель умеет слушать и слышать слова Петра, то, как честила его баба, жавшая рожь, видеть Петра и переславских дворян. И мы вместе с художником уже не чувствуем границ времени: вот мы видим утренник, когда писатель ходил устраивать свою квартиру на ботике; а когда он переместился в эпоху Петра, сразу и не поймёшь. В этом, по М. Пришвину, и состоит счастье и одновременно священный долг человека: не чувствовать границ времени, чтобы не забывать о вещах, созданных им, охранять и оберегать их от разрушения, от ухода в безвестность. М.М. Пришвин сравнил ботик с мощами, подчёркивая, что он священен как вещь не только прошлого, но и настоящего.

И если бы не осталось в наше время людей, для которых это не просто культурное наследие, но и сделанная руками мастеров вещь, ещё хранящая их прикосновение, то многие не увидели бы красоту прошлого и настоящего.

Помнить, знать, оберегать не только историю, но и то, что нас окружает, призывают многие неравнодушные люди различных профессий. Д.С. Лихачёв посвятил этой проблеме немало публицистических очерков, представляющих собой глубокие раздумья неравнодушного человека. Одна из них – “Любовь, уважение, знание”. Это главное, на чём держится не только путь к сохранению культурного наследия, но и чувство сопричастности.

Видеть мир вокруг себя через призму времени – это талант, и развивать его должен каждый из нас. Зачем? Чтобы сохранить красоту и духовную наполненность, которые заключены в окружающем мире, в звуках, цветах, простых, на первый взгляд, вещах. Их тоже нужно бережно задерживать в своём сердце, чтобы сохранить и передать следующим поколениям.

(Лена С.)

X. Найдите ошибки в работе ученицы и исправьте их. (Стиль ученицы сохранён)

“Куда уходит детство, в какие города?” Слова эти волнуют всех нас.

Если человек захочет найти ответы на эти вопросы, а также куда уходит жизнь, бури, невзгоды, радости, каждый прожитый день, то, прочитав размышления Д.Гранина, найдёт в них ответ: в память, в сердце человека. С этим невозможно не согласиться.

Сравнивая себя с деревом, Д. Гранин убеждает нас в том, что все мы деревья, молодые или старые, слабые или могучие, хранящие в себе столько воспоминаний, что они не могут не стать частью нас. Мы и есть они, так как всё, о чём думаем, где бываем, с кем, делает нас такими, какие мы есть. И всё, что с нами происходит, что мы видим каждый день вокруг себя, западает в душу, живёт в ней.

Об этом говорят нам наши бабушки и дедушки, могучие дубы, вспоминая порой то, что, казалось бы, случилось вечность назад. Об этом знают ветераны Великой Отечественной, помнят о погибших, и эта память осталась жить в них после войны, бередит душу воспоминаниями.

Память живёт и в нас, но пока это череда картинок. Нас ослепляют вспышки жизни, яркость этих картинок, и мы не задумываемся, чем вспышка эта порождена, но печалимся или радуемся, глядя на картинки вокруг нас. Нам кажется, что мы их выбрасываем, но нет, они откладываются в памяти – в хранилище воспоминаний, которое можно сравнить с фотоальбомом. Через много лет мы заглянем в него и увидим старые потёртые снимки, которые вызовут вереницу воспоминаний.

(Лена С.)