Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может ясно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6–7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживать их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Пособие представляет собой сборник
упражнений в картинках по исправлению
дефектов произношения.
Основная цель пособия заключается в том, чтобы
предоставить логопедам,
учителям-дефектологам, родителям и детям
картинный материал для автоматизации звуков.
Материал пособия достаточно прост в
использовании. Апробирован в коррекционной
работе с ОНР и ЗПР.
Представленный материал является частью общего
комплекта по логопедической коррекции нарушений
речевого развития ребенка и направлен на
преодоление таких речевых расстройств, как:
- нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков);
- нарушение слоговой структуры слов;
- лексические недостатки: бедный словарный запас; непонимание значения и смысла слова;
- неправильное грамматическое оформление высказывания;
- трудности в усвоении способов словообразования; нарушения фразовой речи;
- нарушение общения.
Отличие данной методики построения занятий в следующих моментах:
- задания даются через призму пространственного положения картинок с изображением отдельных предметов или целых групп;
- пропедевтические знания по математике вводятся через картинный материал занятия;
- сюжетная основа занятий может быть беспредельно разнообразной;
- «речевая плотность» каждого логопедического занятия достаточно велика;
- экономия рабочего времени логопеда по подготовке к занятию.
Все задания объединяются сюжетом сказки, рассказа-путешествия, который порой по ходу действия сочиняют дети. В каждом занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют формированию пространственных представлений, пространственного ориентирования.
Кроме обязательных элементов занятия на автоматизацию звука, через картинный материал вводятся дополнительно пропедевтические знания по математике:
- на сравнение предметов по размерам;
- на сравнение предметов по массе;
- на выделение определенных свойств предметов (цвет, размер, форма, назначение);
- на закрепление знаний о геометрических фигурах;
- на практическое решение простых текстовых арифметических задач на нахождение суммы и остатка; счет предметов.
Для успешного обучения у ребенка должны быть сформированы многие умения и навыки. Прежде ребенок должен:
- чисто произносить и различать звуки;
- грамматически правильно излагать свои мысли;
- развивать и пополнять словарный запас;
- уметь различать смысловые оттенки слов.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если работа с ребенком будет динамичной, эмоционально приятной, разнообразной.
Предлагаемое пособие представляет собой сборник упражнений в картинках по исправлению дефектов произношения звуков ( рис. № 1– 4) Оно является частью общего комплекта по логопедической коррекции речевого развития ребенка. Методика автоматизации произношения звуков, основанная на включении звука непосредственно в слова и фразы (без предварительной работы над слогами). Основная цель пособия заключается в том, чтобы предоставить логопедам, учителям – дефектологам, родителям и детям картинный материал занятий для автоматизации.
Пособие имеет развивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми даже 5-летнего возраста в группе ФФНР, «Заикание», а также с детьми 6-летнего возраста в группах ЗПР, ОНР (3 – уровень).
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
В основе построения материала занятий лежит комплексно-игровой метод. Он включает в себя варианты занятий с использованием занимательных ситуаций, сказочного сюжета, элементов фольклора, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно – дидактической игры, сюжетных и пейзажных картин, рисунков, мозаик, панно, сюжетов и героев мультфильмов.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, будит воображение и фантазию ребенка. Учится их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка.
Кроме обязательных элементов занятия на автоматизацию звука, через иллюстрации вводятся дополнительные пропедевтические знания по математике. Предлагаются задания:
- на сравнение предметов по размерам: больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же длины, ширины;
- по массе: тяжелее, легче, такой же массы;
- выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение);
- выявляются, уточняются представления дошкольников о числе, счете.
Картинки с изображением предметов, используемые на логопедическом занятии, расположенные определенным образом в пространстве, находятся в различном положении по отношению друг к другу, к другим предметам, например: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, рядом, около, здесь, внутри, в, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе.
Занимательный материал при автоматизации звуков в словах не только помогают избежать утомительного для ребенка однообразия, но и способствуют развитию фонематических процессов, внимания, памяти, мелкой моторики.
За время коррекции звукопроизношения дети учатся: правильно произносить звуки в словах; делить слова на слоги; выделять изучаемый звук из состава слова, находить его место в слове; правильно использовать формы падежей, ориентироваться в пространстве.
Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа:
- выделение звука в звуковом ряду, определение положения звука в слове (в начале, конце, середине);
- подбор слов на заданный звук или к готовой схеме сопоставление звука с другими, фонетически схожими звуками;
- изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение и исключение.