Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменение обстоятельств и самой творить новые обстоятельства. Этим потребностям удовлетворяют качества личности, которые психологи определяют как творческие. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Но, как ни привлекательно творчество, исследователи этого феномена не отмечают роста его среди современных людей. Напротив, наблюдается снижение потребности к творчеству, уровня подготовленности к нему. Возрастает же тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах.
С другой стороны, некоторые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему, и тогда они рано или поздно, но непременно проявятся. Но, увы, далеко не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются.
К сожалению, именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. сreare – творить, создавать). В дошкольном детстве, творчество (устное словесное и изобразительное) было свободным и естественным состоянием ребенка, а школа ставит его в определенные рамки заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку.
Как научить школьника “правильно использовать” свой мозг, избавить его от стереотипов мышления, научить учиться и жить, проявляя собственную уникальность и неповторимость? Данная проблема становится одной из основных в современном образовании. Для ее решения необходимы специальные образовательные технологии, которые бы позволяли развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Так как педагогу, при его загруженности, не хватает времени для индивидуальной работы по развитию творческого потенциала, необходимо найти форму работы, которая являлась бы коллективной, но в то же время развивала бы творческие способности каждого ученика. Такой формой работы является коллективная творческая деятельность (КТД).
Организация коллективной деятельности школьников выполняет очень важную функцию – сближает учебную и внеучебную работу. Характер общения учащихся на уроках и во внеурочное время весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной, творческой и общественной активности школьников.
Так что же такое КТД? КТД – это коллективные творческие дела, направленные на сплочение класса, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.
КТД – форма работы, которая направлена на:
- развитие детской креативности;
- развитие интеллектуальных способностей;
- реализацию коммуникационных потребностей;
- обучение правилам и формам совместной работы.
Существуют три основных типа КТД:
- представление;
- малое творческое дело (МТД);
- большое творческое дело (БТД)
БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильно называть зрителями.
Алгоритм организации КТД:
- Определение педагогической цели КТД. То есть определить, какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения.
- Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, и какие будут проходить после.
- Определение содержания дела. Если дело большое (состоящее из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание - это та деятельность, которая будет проходить в течение КТД. То есть, содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.
- Определение возраста и количества участников и согласование с ними факта проведения КТД.
- Определение типа и формы дела.
- Решение организационных проблем. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т.д.
- Проведение КТД.
- Подведение итогов КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка, фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. Обработка – это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов.
После этого происходит анализ дела с точки зрения организации – что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.
Формы и методы КТД в системе работы по развитию творческих способностей младших школьников.
Один раз в неделю – малое творческое дело (МТД).
Один раз в месяц – большое творческое дело (БТД).
1 неделя ноября.
МТД “Аукцион знаний”. Время – 30 мин.-1 час.
Цель: развитие любознательности, способности к прогнозированию, словарного запаса.
- Несколько интересных небольших вещей накрыты платком.
- Дети задают вопросы об этой вещи (такие, чтобы ответы были “да” или “нет”).
- Если вещь угадана, она достается из под платка.
- Дети стараются назвать как можно больше особенностей предмета.
2 неделя ноября.
МТД “Цветопись” Время – 30 мин. на рисунок, 30 мин. на угадывание.
Цель: развитие изобретательности, сверхчувствительности к проблемам, способности генерировать идеи.
- Задание: изобразить учащихся своего класса с помощью цвета, не используя форму. Можно использовать деревья, растения, животных.
- Ведущий собирает работы, и все угадывают, кто, где изображен.
- Рисунки дарятся тем, кто на них изображен, автор может их подписать.
3 неделя ноября
МТД “Пластика” Время – 1 час – подготовка, 30 мин.- просмотр.
Цель: развитие воображения, любознательности, перфекционизма, изобретательности.
- Прослушивается музыка (музыка должна быть без слов).
- Задание: команды получают название своих композиций и должны подготовить пластическую зарисовку (пантомиму). Композиция чаще всего без явного сюжета, абстрактная.
- Общий просмотр.
4 неделя ноября.
МТД. “Письма к себе” Время 30 мин. – 1 час.
Цель: развитие воображения, словарного запаса, способности к оценке результатов, к прогнозированию.
- Необходимо представить себя двумя людьми.
- Написать себе письмо (можно с ответом).
- Чтение писем (по желанию участников).
БТД “Палитра” (см. Приложение 1)
Таким образом, разработанные коллективные творческие дела должны заинтересовать детей, включить их в постоянную творческую деятельность, стимулировать любознательность, изобретательность, настойчивость в решении поставленных проблем, расширять и обогащать словарный запас и т.д.