Программа по изобразительному искусству для дошкольников "Сказка всегда разноцветная"

Разделы: МХК и ИЗО


Рыночные реформы в обществе привели к новой формации. Реформа образования поменяла цель образования. Если раньше мы считали целью воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды.

Эта цель реализуется так же через задачи художественного образования и воспитания. Они направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения. Приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (т. е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах) в художественном образовании и воспитании выступают на первый план.

Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастает ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция... ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное отношение ко всему неординарному, к отважной мысли – всему, за чем прячется талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Даже если человек работает в сфере науки, наличие в нем каких-то художественных талантов особенно подчеркивает его незаурядность.

Задачей учителя, совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствование, стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем. Однако при одном условии: обучение станет способом воспитания развития свободной, творческой личности, что и предусматривает данная программа.

Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом, у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача, быть ли ему творческой личностью.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.

По словам выдающегося ученого, педагога XIX века П.Ф. Леегафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить абстрактно, мыслить, развить его трудолюбие, волевые качества и воспитать человека, живущего по правде и для людей.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, регионального компонента и специфики школы.

Учебный план по программе 9 часов в год: рисование – 3 часа; декоративная работа – 1 час; лепка – 1 час; аппликация – 2 часа; конструирование – 2 часа.

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно – творческого решения общей учебной задачи.

Задачи предмета

  1. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
  2. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  3. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  4. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
  5. Развитие и регулирование психических процессов и процессов познания у детей через использование дидактических и развивающих игр.
  6. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  7. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  8. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
  9. Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
  10. Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
  11. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
  12. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
  13. Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
  14. Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
  15. Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
  16. Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.
  17. Умение отличать технику исполнения.

Ниже представлен тематический план программы.

Основы художественного творчества Регулирование психических процессов и процессов познания у детей Техника безопасности художественного творчества Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)
1 2 3 4
I четверть – “В гостях у осени”
1. Знакомство с волшебными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.
1 2 3 4
2. Дары осеннего сада.

Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукции И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”.

Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов. Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем. Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.
II четверть – “Рассказы зимы”
3. Аппликация симметрии “Снежинка”.

Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами. Прослушивание сказки. Музыкальный фон.
4. Праздничный наряд для новогодней ёлки.

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности Работа с красками на основе выбранной палитры. Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни
III четверть – “Почувствуй и расскажи”
5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики. Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции. Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.
1 2 3 4
6. Животные наши друзья.

Элементарное конструирование из бумаги. Оригами.

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста. Техника сложения бумаги. Последовательность работы. Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.
7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд”

Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире. Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой. Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.
IV четверть – “Весна красна”
8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”.

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана “Большая вода. Весна”
9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности. Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

В качестве примера представлено поурочное планирование одного занятия.

Занятие № 1

Тема: Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга?

Цель: Начать формировать навыки и умения организации рабочего места. Познакомить с тремя основными цветами.

Задачи:

  1. Учить начальным навыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Рисование по представлению.
  2. Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображения.
  3. Воспитывать умение оценить, похвалить работу другого.

Основные виды работы детей: Рисование по представлению “Радуги”.

Игра "Волшебный цветик – семицветик".

Наглядный материал: таблицы: “Путешествие кошки Мурки”, “Цветик-семицветик”, “Радуга”; репродукция картины Н.Н. Дубовского “Радуга”.

Принадлежности детей: альбомный лист, гуашь, кисть, баночка, палитра.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Наличие материала, правильное расположение его на столе, готовность к занятию.

II Сообщение цели и задач.

Познакомимся с тремя основными цветами и их смесями. Нарисуем радугу.

III Беседа.

Из-за темных туч
Показался Луч
И на длинной ножке
Прыгнул за окошко,
С маленькою Муркой
Поиграл он в жмурки,
С горки покатился
Бликами носился

Тема нашего занятия "Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга? ".

Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, синий, желтый). Почему краски волшебные? (Ответы детей).

Смешиваясь краски, создают новые цвета (красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Рассматривание таблицы "Путешествие кошки Мурки".

Какие цвета содержит луч солнечного цвета? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Сколько всего цветов в луче света? (Семь).

Игра "Волшебный цветик – семицветик". Дети называют предметы такого же цвета, как и лепестки “цветика – семицветика”. Кто последний назвал предмет, тот и возвращает лепесток.

Мы познакомились с волшебными красками. Давайте отгадаем загадки.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)

Его просят, его ждут,
А как придет – Прятаться начнут. (Дождь)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти... (Радуга)

IV Инструктаж.

Показ примерной работы. На листе бумаги, который в данном случае расположить горизонтально большей стороной, радуга в детских рисунках появляется как огромный цветной мост, перекинутый через весь лист.

Показ примерной работы. Показ приёмов работы.

V Практическая работа.

Методические указания: осанка, работа кистью, краской, аккуратность, индивидуальная работа с детьми.

VI Итог занятия.

Выставка детских работ.

(Приложение 1)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе 1 – 2 класс / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004.
  4. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Кузин В. С. Изобразительное искусство в 1 – 4 классах малокомплектной начальной школы / Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Хрестоматия для дошкольников /Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 1980.
  7. Загадки для дошкольников /Под ред. Кубышкиной Э. И. – М.: Детская литература, 1980.
  8. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 1986.
  9. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.
  10. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001.