Тип урока: Сообщение нового материала.
Задачи урока.
1.Образовательные.
- обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
- формировать навыки правописания и самоконтроля
- расширять словарный запас учащихся;
2. Воспитательные.
- развитие умения обосновывать правильность написания;
- прививать любовь к русскому языку;
- воспитывать активную личность;
- прививать любовь к родному краю.
3. Развития.
- развивать речь, орфографическую зоркость;
- развивать внимание, наблюдательность,
- развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование. Учебник- Азбука, прописи, кодоскоп с приготовленными кодопленками, карточки с упражнениями по чистописанию, таблица правописания.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Многое сейчас узнать.
Постарайтесь всё понять
-Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чём мы отправимся, посмотрите на доску. (На доске вагончики.)
Чтоб ход паровозу набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю это не трудный вопрос
Слово, сложи из весёлых колёс. (Щ,Н,О,Ч,И,А)
-Да, на весёлом поезде до станции Чащино.
-Отгадайте, какое время года сейчас?
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки -
Над миром пушинки? (Зима)
-Закроем глаза и шепотом произнесём слово “зима”.
-Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).
-Но вот мы открываем глаза и видим:
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла -
И пропала. (Снежинка)
-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку?
2. Чистописание.
(Образец выполнения написан на плёнке кодоскопа.)
У каждого ученика карточки по чистописанию (листок в форме жёлудя)
Карточка №1 | Карточка №2 |
Жж Жж | Жж Жж |
Аж уж еж иж | яж ыж |
Снежинка
-Мы подъехали к станции “Вспоминай-ка”
3.Словарная работа
-Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовём всех, кто едет с нами.
На доске красочный картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны.
На доске вывешиваются карточки со словами
-Давайте вставим пропущенные буквы.
Карточки переворачиваются. (слова написаны полностью)
-Спишите слова, поставьте в словах ударение, отметьте безударные гласные.
(Проверить написанное)
Л-сица картинка
В-рона картинка
За-ц картинка
В-р-бей картинка
С-бака картинка
С-рока картинка
ФИЗМИНУТКА
На каждый вопрос дети хором отвечают “Вот так!”
-Как живёшь?
-Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец.)
-Как идёшь?
-Вот так! (Ходьба на месте.)
-А бежишь?
-Вот так! (Бег на месте.)
-Ночью спишь?
-Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову.)
-Как берёшь?
-Вот так! (Руки вытянуть вперёд, пальцы вытянуты,затем пальцы согнуть в кулачок.)
-А даёшь?
-Вот так! (Руки вытянуты вперёд, пальцы разогнуты, ладони вверх)
-Как молчишь?
-Вот так! (Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
-А грозишь?
-Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
-А сидишь?
-Вот так! (Все тихо садятся.)
-Молодцы! Мы с вами на станции “ Вспоминайка”
Слого-звуковой анализ слова.
-Сколько слогов в слове “живот”? Какой слог стоит на первом месте? На втором? На третьем?
-Назовите звуки второго слога. (ж, ы)
-Какие буквы возьмём для составления этого слога? У кого какие мысли по этому поводу?
- Охарактеризуйте звук (ж). (Всегда твёрдый, звонкий)
-Какой у него парный глухой согласный звук? Что мы о нём знаем? (Знаем (ш) тоже всегда твёрдый.)
-А что знаем о правописании сочетания “ши” в словах? (Всегда пишется с буквой “и”)
-Сочетание “жи” тоже пишется только с буквой И. Так какие же
буквы возьмём для составления слога “жи”?
-Какие звуки в слоге “-сне –ка”?
Работа над темой урока (ФНЗ)
4. Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты-купе. Мы отправляемся на станцию “Узнавай-ка”
-Послушайте четверостишие.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши
Жирафы, мыши и моржи. (На кодоплёнке)
-Кто догадался, какая тема нашего урока
ЖИ пиши с И
-Какие слова отвечают на вопрос “Кто?”?
-А какие слова отвечают на вопрос “Что?”?
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос “кто?” и обозначающие одушевлённые предметы. (Мыши,ужи, ёжики, чижи, жирафы, мыши, моржи. (Из карточки на кодоскопе. Показываются предметные картинки)
-Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ?
Вывешивается таблица: ЖИ пиши с И
5. Беседа
“Животные, их происхождение. Какую пользу приносят животные.”
Древние животные на Земле были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву и водоросли. И сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи. Вряд ли выжил древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогала охотиться, на лошади он ездил, перевозил грузы, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал молоко и шерсть, пчёлы - мёд. Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь ты не погубил без надобности ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.
ФНН (Формирование навыков написания)
Списать слова из стихотворения с сочетанием жи-ши, подчеркнуть.
Упражнения для разминки пальцев.
А). Игра-упражнение “Пальчики здороваются” Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и обратно.
Б). Игра-упражнение “Согреем пальчики” Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
В). Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, потом в обратном порядке.
Г). Перекатывание мячика в руках. Поворачиваем мячик в разные стороны.
Е). Игра “Пианино”
6. Игра “Куда убежало у слова начало?”
Дети вставляют карточки с правописанием ЖИ, ШИ.
Физкультминутка
В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты. (Повороты головой)А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи. (Приседания.)Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора. (Упражнения для рук.)
Остановка: Словознайка.
7. Закрепление
Учитель открывает доску. Дети видят красочную аппликацию: лесная полянка, пруд, заросший камышом.
-Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?
-Дети.
ЖИ и ШИ- пиши с И.
ЧА и ЩА – пиши с А.
Придумайте слова с сочетанием ЖИ и ШИ (ландыши, камыши, малыши и т. д.)
8. Прочитайте текст.
У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький.
Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова. Назовите слова, в которых вы применили новое правило.
Придумайте слова, где этот слог встречается в середине слова, вначале, в конце.
-Наш урок подошёл к концу.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вас заинтересовало?
- На нашу ёлочку вы можете поместить шары. Если понравилось на уроке повесьте красные шары, если не понравилось, то синие шары.
У нас получилась красочная ёлочка. Молодцы, ребята работали активно.