Конспект урока по теме "Правописание гласных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Сообщение нового материала.

Задачи урока.

1.Образовательные.

  • обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
  • формировать навыки правописания и самоконтроля
  • расширять словарный запас учащихся;

2. Воспитательные.

  • развитие умения обосновывать правильность написания;
  • прививать любовь к русскому языку;
  • воспитывать активную личность;
  • прививать любовь к родному краю.

3. Развития.

  • развивать речь, орфографическую зоркость;
  • развивать внимание, наблюдательность,
  • развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование. Учебник- Азбука, прописи, кодоскоп с приготовленными кодопленками, карточки с упражнениями по чистописанию, таблица правописания.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Многое сейчас узнать.
Постарайтесь всё понять

-Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чём мы отправимся, посмотрите на доску. (На доске вагончики.)

Чтоб ход паровозу набрать
Слово вам предстоит прочитать
Я думаю это не трудный вопрос
Слово, сложи из весёлых колёс. (Щ,Н,О,Ч,И,А)

-Да, на весёлом поезде до станции Чащино.

-Отгадайте, какое время года сейчас?

Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки -
Над миром пушинки? (Зима)

-Закроем глаза и шепотом произнесём слово “зима”.

-Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).

-Но вот мы открываем глаза и видим:

Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла -
И пропала. (Снежинка)

-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку?

 2. Чистописание.

(Образец выполнения написан на плёнке кодоскопа.)

У каждого ученика карточки по чистописанию (листок в форме жёлудя)

Карточка №1 Карточка №2
Жж Жж Жж Жж
Аж уж еж иж яж ыж

Снежинка

-Мы подъехали к станции “Вспоминай-ка”

3.Словарная работа

-Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовём всех, кто едет с нами.

На доске красочный картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны.

На доске вывешиваются карточки со словами

-Давайте вставим пропущенные буквы.

Карточки переворачиваются. (слова написаны полностью)

-Спишите слова, поставьте в словах ударение, отметьте безударные гласные.

(Проверить написанное)

Л-сица

картинка

В-рона

картинка

За-ц

картинка

В-р-бей

картинка

С-бака

картинка

С-рока

картинка

ФИЗМИНУТКА

На каждый вопрос дети хором отвечают “Вот так!”

-Как живёшь?

-Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец.)

-Как идёшь?

-Вот так! (Ходьба на месте.)

-А бежишь?

-Вот так! (Бег на месте.)

-Ночью спишь?

-Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову.)

-Как берёшь?

-Вот так! (Руки вытянуть вперёд, пальцы вытянуты,затем пальцы согнуть в кулачок.)

-А даёшь?

-Вот так! (Руки вытянуты вперёд, пальцы разогнуты, ладони вверх)

-Как молчишь?

-Вот так! (Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями.)

-А грозишь?

-Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)

-А сидишь?

-Вот так! (Все тихо садятся.)

-Молодцы! Мы с вами на станции “ Вспоминайка”

Слого-звуковой анализ слова.

-Сколько слогов в слове “живот”? Какой слог стоит на первом месте? На втором? На третьем?

-Назовите звуки второго слога. (ж, ы)

-Какие буквы возьмём для составления этого слога? У кого какие мысли по этому поводу?

- Охарактеризуйте звук (ж). (Всегда твёрдый, звонкий)

-Какой у него парный глухой согласный звук? Что мы о нём знаем? (Знаем (ш) тоже всегда твёрдый.)

-А что знаем о правописании сочетания “ши” в словах? (Всегда пишется с буквой “и”)

-Сочетание “жи” тоже пишется только с буквой И. Так какие же

буквы возьмём для составления слога “жи”?

-Какие звуки в слоге “-сне –ка”?

Работа над темой урока (ФНЗ)

4. Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты-купе. Мы отправляемся на станцию “Узнавай-ка”

-Послушайте четверостишие.

Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши
Жирафы, мыши и моржи. (На кодоплёнке)

-Кто догадался, какая тема нашего урока

ЖИ пиши с И

-Какие слова отвечают на вопрос “Кто?”?

-А какие слова отвечают на вопрос “Что?”?

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос “кто?” и обозначающие одушевлённые предметы. (Мыши,ужи, ёжики, чижи, жирафы, мыши, моржи. (Из карточки на кодоскопе. Показываются предметные картинки)

-Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ?

Вывешивается таблица: ЖИ пиши с И

5. Беседа

“Животные, их происхождение. Какую пользу приносят животные.”

Древние животные на Земле были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву и водоросли. И сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи. Вряд ли выжил древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогала охотиться, на лошади он ездил, перевозил грузы, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал молоко и шерсть, пчёлы - мёд. Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь ты не погубил без надобности ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит.

ФНН (Формирование навыков написания)

Списать слова из стихотворения с сочетанием жи-ши, подчеркнуть.

Упражнения для разминки пальцев.

А). Игра-упражнение “Пальчики здороваются” Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и обратно.

Б). Игра-упражнение “Согреем пальчики” Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.

В). Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, потом в обратном порядке.

Г). Перекатывание мячика в руках. Поворачиваем мячик в разные стороны.

Е). Игра “Пианино”

6. Игра “Куда убежало у слова начало?”

Дети вставляют карточки с правописанием ЖИ, ШИ.

Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты. (Повороты головой)

А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи. (Приседания.)

Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора. (Упражнения для рук.)

Остановка: Словознайка.

7. Закрепление

Учитель открывает доску. Дети видят красочную аппликацию: лесная полянка, пруд, заросший камышом.

 -Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

-Дети.

ЖИ и ШИ- пиши с И.

ЧА и ЩА – пиши с А.

Придумайте слова с сочетанием ЖИ и ШИ (ландыши, камыши, малыши и т. д.)

8. Прочитайте текст.

У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький.

Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова. Назовите слова, в которых вы применили новое правило.

Придумайте слова, где этот слог встречается в середине слова, вначале, в конце.

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вас заинтересовало?

- На нашу ёлочку вы можете поместить шары. Если понравилось на уроке повесьте красные шары, если не понравилось, то синие шары.

 

 У нас получилась красочная ёлочка. Молодцы, ребята работали активно.