ОБОРУДОВАНИЕ:
- книжная выставка,
- репродукции скульптур Шубина и Фальконе,
- аудио кассеты.
ХОД УРОКА
(Звучит в начале Урока – клавесин-менуэт)
Учащиеся входят в класс под звуки музыки.
Садятся на приготовленные стулья.
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на тему. Итак, 18 век – эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпоха книг с очень длинными названиями “марсельезы” и гильотины; эпоха, когда национальное начало все больше притягивало к себе людей. Для России же это был век, когда основан Петербург и выиграна Полтавская битва, восстал Пугачев и покорил Европу переходом через Альпы Суворов… Начало века ознаменовалось реформами Петра I, касающихся не только экономической, военной жизни, но и просвещения, науки и искусства. Переход от Древней Руси к новой России - шел процесс европеизации всех областей Русской жизни. Петр “прорубает окно” в Европу и Россия уверенно занимает место в альянсе среди европейских держав. При последователях Петра I любое неудовольствие монарха пахнет пыткой и кровью, но русское дворянство за эти десятилетия все - таки “надышалось” просвещением, включающая целый ряд социально-культурных проблем. Русская действительность, сочетающаяся с событиями исторического значения в Европе. Россия во II половине 18 века пережила общий подъем это период абсолютной монархии, рассвет дарований Ломоносова, Новикова, Фонвизина и других деятелей Русской культуры, а также взлет художественной культуры.
(Демонстрация репродукций)
Основанная в 1857 году академия художеств, в первый крупнейший художественный центр, определявший пути Русского искусства. Выпустившая замечательную плеяду скульпторов, живописцев, архитекторов, причем выходцев из разных социальных слоев. Например: скульптор Шубин – беглый крестьянин и выяснилось это, когда он был уже академиком и его выкупала академия художеств. 18 век начался реформами Петра I Великого, а закончился реформами Екатерины II, также названной современниками Великой. В ее планы входила тонкое прославление своего имени. Она решила поставить монумент Петру, но сделать, это так, чтобы показать всем, что истинной преемницей Великого человека является она, Екатерина II.
Примечание: Спустя 20 лет цель, которую царица поставила все действующие себе была достигнута, имена Петра и лица сидят вместе Екатерины и цифры I и II стояли рядом, с учащимися подчеркивая, что слава первого унаследована второй. А все началось в 1766 году в Санкт-Петербурге в посольстве Франции.
ЯВЛЕНИЕ I
Действующие лица: Посол Франции, скульптор Фальконе, Бецкий, Обер-прокурор, Мария Колло.
Посол: Этъен Фальконе, мы очень долго выбирали скульптора, которому можно поручить соорудить памятник Петру I, но выбрали Вас по рекомендации данные в письме Дидро. Послушайте. (Зачитывает) “Сколько в нем тонкости, вкуса, изящества, какой он неотесанный и учтивый, приветливый и резкий. Нежный и суровый, как это он успевает работать в глине и мраморе, читать и размышлять, какой он милый и язвительный, серьезный и шутливый, как он философичен – ни во что не верит и твердо знает почему…” Помните, Фальконе, что Вы должны умереть за работой или создать нечто великое…(пауза). Вы уже встречались с президентом Академии художеств господином Бецким… и получили его предписание. Фальконе - Да, вот эти предписания… (показывает бумаги)…
Показывает на эскизы
…Монумент мой будет прост. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он был конечно, тем и другим… Вместо императора- полководца я попытаюсь создать образ народного героя, т.к. называя Петра Великого созидателем, преобразователем и законодателем, я основываюсь на всеобщем мнении. Я хочу представить Петра верхом на вздыбленном коне, поднявшимся на полном скаку по крутой скале и остановившегося у края обрыва. Конь еще весь в движении, порыв охватывает все его члены, жар как будто исходит от всего его существа, а изображения всадника, его посадка, поза, жест олицетворяют могучую волю и величественный покой. Но для осуществления этого художественного замысла нужно, чтобы постаментом памятника служила настоящая скала… Посол – Обратитесь к Бецкому, он Вам поможет.
Явление II
Бецкий – Сыскать безнадежно, а хотя бы и сыскать то по великой тяжести поле в проводе через море или реку и другие великие затруднения последовать могут… Но все же я дал приказ отыскать Вам камень…
Учитель: Зимой 1769года близ селения Лахты посреди трудно проходимого болота был найден громадный гранитный валун и доставлен на Сенатскую площадь. В народе его называли гром-камень… Работа проводилась вперед. Конь и фигура всадника были близки к окончанию, но голова Петра никак не удавалась. Свой эскиз предложила ученица Фальконе 18-ти летняя Мария Колло.
Явление III
Фальконе – Поздравляю Вас Мария!
Мария Колло – Неужели мой эскиз головы памятника, сделанный в течение одной ночи получил одобрение во дворе.
Фальконе – Да, несмотря на то, что три моих варианта были отвергнуты…
Учитель. Но во время создания памятника некоторые высокопоставленные чиновники высказывали недовольство тем, как скульптор решил преподнести Петра…
Явление IV
Бецкий – Я как президент академии, встретившись с Фальконе, настаивал на том, чтобы один глаз Петра смотрел на Адмиралтейство (рукой – в одну сторону, а другой на здание “Двенадцати коллегий” (в другую сторону).
Обер-прокурор – Как обер-прокурору человеку умному. Мне удивительно, что это статуя вдвое больше ростом, чем был сам император. Откуда он выудил идею делать лошадей и людей больше настоящих…
Массовка – стопкадр (те кто уже участвовал)
Учитель: Ребята, о чем говорит этот разговор высокопоставленных русских чиновников?...
Ответы учащихся…
Учитель: С 1770 г. по 1775 г. Фальконе завершает работу и отливает памятник сам. Но было все и однажды случился пожар при отливе. Сгорела верхняя часть памятника, а конь и всадник были целы, но все восстановили. А в 1778 г. Фальконе покидает Россию из-за придворных интриг, не оценивший его труд, который понять смогла передовая интеллигенция.
Ученик: 7 августа 1782 г. при громе оркестров и пальбы пушек было сдернуто холщовое покрывало с медного всадника.
(Ее выступления С. – Петербурга)
Екатерина ІІ. В этот день я даже не на фоне гимна вспомнила Фальконе, я купалась в лучах своего величия. Да иначе и быть не могло, на памятнике четкими буквами и по латыни написано “Петру I Екатерина ІІ”.
Полностью зачитывает стихотворение А.С.Пушкина “Медный всадник”
Ученик:
Над огражденную скалою
Кумир с протертою рукою
Сидел на бронзовом коне
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Учитель: Стихотворение Пушкина “Медный всадник” - передает весь символизм, заложенный в памятнике. Потомки достойно оценили памятник наряду с другими достопримечательностями Санкт-Петербурга, и он прекрасно дополнил его.
На доске: Домашнее задание с указанием литературы для выполнения задания
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
А теперь о домашнем задании:
- Приготовьтесь к разговору о трактовке символов замысленных скульптором и воплощенных в памятнике. Опереться
- По желанию оформить фронтиспис (обложку к Пушкинскому произведению “Медный всадник”). Формат – альбомный лист.