Цели урока:
Образовательные:
- познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне;
- учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;
- открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Оборудование: карточки с вопросами для обобщения материала по теме, индивидуальные карточки со словами (с непроизносимыми согласными), схемы, выполненные детьми.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент. Мы начинаем урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и скажите себе, что у вас всё получится.
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
Скажите, какую большую тему мы с вами изучаем? (согласные в корне слова)
С какими орфограммами этой темы мы уже знакомы? (парные согласные, удвоенные согласные)
Какие орфограммы можем проверить? (парные согласные). Как? Какие орфограммы не можем проверить? (удвоенные согласные). Как поступаем с этими орфограммами?
Сегодня мы познакомимся еще с одной орфограммой. Она очень любит играть с людьми в прятки. А что это за орфограмма – вы ответите немного позже.
III. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Формулирование темы урока.
Прочитайте слова (слова на карточках вразброс на доске).
Что вы можете о них сказать? (они однокоренные).
Найдите однокоренные слова и составьте пары.
(Звёздный, звезда.. Грустный, грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Сердечный, сердце.) Назовите корни. Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)
Прочитайте слова вслух. Что интересного заметили? (в некоторых словах согласные не произносятся)
Какое название можно дать звукам, которые не произносятся ? (непроизносимые)
Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)
Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)
IV. “Открытие” нового знания.
Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Звездный, грустный, солнце, здравствуй, сердце.) Какой вопрос возникает?
Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные не произносятся, а во второй – где произносятся.) Запишите, выделите корень.
Звездный | Звезда |
грустный | грусть |
солнце | солнышко |
здравствуй | здравие |
сердце | сердечко |
Почему же согласные в первом столбике слов не произносятся? Какие есть догадки? (дети говорят или молчат)
*Если молчат, то… Попробуйте их произнести. (Трудно). А почему? Что заметили в этих словах? (Подряд несколько согласных, их трудно произносить) (если не скажут, то…) Где стоит непроизносимый согласный ? (между двумя согласными). А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится.
Сверьте свой вывод с выводом учебника на с.59 (Все верно. Один из трех звуков один не произносится, т.к. их трудно произносить.)
Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.
Подчеркните в каждом слове стечение согласных
Прочитайте их орфографически. (выставляю карточки)
ЗДН СТН ВСТВ ЛНЦ
Подчеркните буквы непроизносимых согласных – зеленой пастой, а их соседей красной. Назовите буквы непроизносимых согласных. В Т Д Л (КАРТОЧКИ).
Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим? [ЗН], [СН], [СТВ], [НЦ]
Можем ли мы назвать такие сочетания согласных опасными ? Почему? (Можно неправильно написать слово)
О чем надо задуматься, когда услышим такие опасные сочетания? (что будем писать)
Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему? (Написание расходится с произношением. Слышим [ЗН], а пишем ЗДН и т.д.)
Что же делать в таких случаях? (проверить) Как проверить? (предлагают свои варианты*(Если не скажут, то…) Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными) Где еще мы их видим? (на конце слова) Подчеркните орфограмму одной чертой, а гласную, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и согласную в конце слова, двумя чертами.
Какой сигнал можно придумать? ( предлагают варианты опорного сигнала)
Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно) Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково)
Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова? Сверьте свой вывод с правилом учебника с.61
Совпал ваш вывод с правилом в учебнике? В каких словах непроизносимые согласные звуки слышатся четко и ясно? Прочитайте об этом вслух в учебнике ниже правила в синей рамке. (В однокоренных словах, когда они находятся перед гласными или на конце слова)
Как подчеркнута орфограмма? (одной чертой) Что подчеркиваем двумя чертами? (букву гласного, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и букву согласного в конце слова.
V. Первичное закрепление. Найдите и подчеркните только те слова, в которых есть непроизносимый согласный в корне. Подчеркните орфограмму.
(Карточка 1)
Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный. |
Прочитайте слова, докажите.
VI. Составление “рассыпанного” алгоритма (вместе с детьми) “Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными”.(Приложение 1)
VII. Самостоятельная работа по карточкам по алгоритму с последующей проверкой по эталону.
(Карточка 2)
прочитай | проверь | напиши |
ме[сн]ость | место | местность |
че[сн]ый | ||
хру[сн]уть | ||
ве[сн]ик | ||
сви[сн]уть |
Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются?
VIII. Итог урока.
Подведем итог нашего урока.
- Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки? Какие согласные называются непроизносимыми? (Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ. Это согласные В, Д, Л, Т. Написание таких согласных надо проверять.)
- Что такое стечение согласных? ( В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных)
- Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных? Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? (Чтобы проверить непроизносимые согласные В, Д, Л, Т, надо подобрать проверочное слово, в котором эти звуки чётко произносятся.)
Чтение с доски вслух стихотворения:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб Л, и Д, и В, и Т в них верно записать!
IХ. Домашнее задание. Придумать и записать с проверкой пять слов с непроизносимыми согласными, используя алгоритм.
Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности?
- Можем ли мы утверждать, что всё узнали про непроизносимые согласные?
- Чем предлагаете заняться на следующем уроке?