"Окружающий мир". Н.Ф. Виноградов, 3-й класс. "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений на Земле.

Задачи:

  • продолжить формирование убеждённости учащихся в огромном значении природы для всех сторон людей;
  • показать на конкретном примере результат нарушений природных связей
  • продолжить формировать правила поведения в природе;
  • дать первые представления о Красной книге.

Оборудование учителю: картинки с изображением различных растений, иллюстрации с изображением губительного воздействия человека на природу, тексты об экологических катастрофах.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, подготовленные сообщения о растениях, занесенных в Красную книгу Самарской области.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Мальчишка злой кору берёзы
Пронзил безжалостно ножом,
И капли сока, словно слёзы,
Текли прозрачною струёй.

- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из стихотворения Ф.Сологуба?

Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди природе.

Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь растениям? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

Вспомним слова М.Пришвина: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит - охранять Родину”.

3.Выявление причин, губительно действующих на растения.

Работа с иллюстрацией учебника, с. 56 и иллюстрациями на доске.

Дети рассказывают, что губительно действует на растения, приводят свои примеры.

Выводы:

  • Хозяйственная деятельность человека приводит к истощению почвы, обмелению рек, загрязнению воды и воздуха; это ухудшает среду обитания растений и отрицательно влияет на их развитие и жизнь
  • Бесконтрольное использование растений человеком в пищу, в хозяйственной деятельности и в медицине; растения истребляются , но мер по их восстановлению проводится недостаточно
  • От бескультурья человека, от невыполнения правил посещения зон отдыха, водоёмов, лесов и парков растения гибнут.

См. “Приложение”

Обсуждение текстов об экологических катастрофах.

“Одно лечит, другое калечит”

Как-то напали на лес полчища прожорливых гусениц. Глодают листву – хруст по всему лесу слышен.

Стали деревья лечить, от гусениц спасаться разными ядовитыми порошками, ядовитыми туманами. Всех гусениц потравили, а заодно и… всех других, в том числе и полезных насекомых.

Птицы стали их клевать – тоже отравились. Птиц принялись звери есть – и их не стало.

На другой год стоит лес совсем здоровый, но и… совсем пустой: не слыхать, ни птичьего пения, ни звериного шороха.

Вот с какой осторожностью надо пользоваться ядовитыми лекарствами и снадобьями. Иначе получается: одно лечим – другое калечим.

“Шмель жужжит о помощи”

В одном хозяйстве что-то стали плохо доиться коровы – мало молока давать. Да и молоко – так себе, невкусное, без сливок. Почему?

Потому, что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало. Почему? Ведь клевером засеивали огромное поле!

Потому, что клевер не уродился, опылять его цветки некому было - шмели пропали. Почему?

Шмелиные гнёзда мыши в земле разорили. Что же делать? Звать на помощь кошек. Кошки передавят мышей – расплодятся шмели – будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появится его семена. Клевер уродится – его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного!

Так было когда-то. Но в наши дни кошки шмелей, к сожалению больше не выручат. Нет, с мышами-то они справятся, но вот со стальными плугами, которые распахивают землю вместе со шмелиными гнёздами, им уже не совладать. Ничего кошкам не поделать и с сенокосилками, после которых шмелям не остаётся на лугу ни цветка, ни былинки. Ведь не один же клевер их кормит.

Обсуждение “Отрицательное влияние человека на природу”

Мы уже выяснили, сколь велико влияние человека на природу.

Судьба природы – наша судьба, твоя судьба!

Физминутка

4. Природоохранная деятельность человека.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы.

Создаются заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна.

Дети рассказывают о Жигулёвском заповеднике, который был организован в 1966 году.(сообщение было заранее подготовлено)

Многие растения, животные и грибы, которые из-за пагубного влияния человека стали редкими, занесены в Красную книгу.

“Красная книга” - это словосочетание появилось в большинстве языков свыше сорока лет назад.

Что такое красная книга? Книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения.

Выступление детей о Красной книге (выступления заранее подготовлены)

Мы хотим рассказать вам подробней о Красной книге. Много самых разных зверей, птиц и растений истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные и растения будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – красную книгу.

Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”

В красную книгу мира уже занесены 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – это ещё не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.

5.Создание классной “Красной книги” Самарской области (дети готовили сообщения о редких растениях Самарской обл. занесённых в Красную книгу).

Дети рассказывают о растениях, а учитель оформляет их в “Красную книгу” (Ландыш, мак шафранно-красный, ветреница дубравная, валериана лекарственная, кубышка, радиола розовая, адонис горицвет, тимьян клоповый, лилия кудреватая, рябчик русский и др.)

См. “Приложение”.

6. Итог урока:

Подводится итог урока, учитель читает стихотворение:

Дерево, трава, цветок иль птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

- И чтобы такого не случилось, мы должны помочь природе.

Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!

7. Домашнее задание.

Творческая работа: придумать символы охраны природы и подписать к ним краткие лозунги.

С. 55 – 57 учебника.