Тема: Развитие музыкального восприятия младших школьников на уроках музыки.
С целью развития музыкального восприятия использовались методики:
- «Зарядка для лица».
- Ритмические «повторялки-удивлялки»
- Мимическая игра.
В экспериментальных классах, а именно во 2в, 3а, 4а «зарядка для лица» проводилась на каждом уроке музыки и развивала подражательное воспроизведение детьми основных эмоциональных состояний человека – экспрессию радости, гнева, жалости, удивления, отвращения и т.п., а также экспрессию слухо-зрительного внимания, столь необходимую для осуществления любого, в том числе и музыкального, общения-диалога (см. приложение 1, 2).
Задачей ритмических «повторялок-удивлялок» ставилось не только развитие чувства ритма, но и тренировка чисто эстетической способности удивляться, «держать лицо» в состоянии удивления-восхищения в течение всего времени интонационного восприятия музыкального рассказа.
Мимические игры развивали способность к лицевому подражанию мимике другого человека.
<Рисунок1>
Основная же часть работы была связана с восприятием музыки в условиях лицевого контакта с учителем-исполнителем, т.е. с восприятием музыки, олицетворенной учителем, его интонационным продуктом. Среди обязательных пьес для слушания – произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
«Болезнь куклы» (П.И. Чайковский «Детский альбом»)
Первое слушание-видение музыкального рассказа.
Сейчас вы услышите музыкальный рассказ девочки, у которой заболела любимая кукла. Когда нам плохо, мы обращаемся к Другому, желая поведать или разделить свое горе, и тогда несчастье становится не таким печальным: в любом жизненном проявлении – и радостном и грустном – мы не можем обойтись без другого человека, без своих друзей.
Какие переживания слышны и видны в музыкальном рассказе, с которым обращается к нам девочка? Подготовим свое лицо к принятию ее рассказа: «примем» мимику внимательной учтивости и любящего взгляда. Смотрим на лицо девочки. Слушаем ее музыкальный рассказ участливо, представляя себя на ее месте. Переживаем вместе с ней такие же чувства, что и она (сопереживаем ей).
Возможные ответы детей: «Ей плохо, она печалится, грустит, переживает за куклу и т.п.»
Второе слушание-видение музыкального рассказа:
Настоящий человек не бывает равнодушен к горю Другого – девочки или мальчика, ребенка или взрослого. Пусть музыкальное обращение девочки вызовет в нашей душе ответное сочувствие, в котором она найдет поддержку и опору, пусть наша любовь и жалость согреют и просветлят печальный взгляд детского сердца. (Вместе с тем) увидим красоту человечности облика ребенка, переживающего за свою любимую игрушку: доброта музыкально-выявляемых чувств делает красивым, достойным любования ее лицо, равно как и лицо каждого из нас.
Смотрим на лицо девочки.
Слушаем ее музыкальный рассказ.
Переживаем за нее, сочувствуем ей, и, в то же время – любуемся красотой ее лица, на котором отражается добрая высота переживаемых музыкальных чувств. Увидим красоту человечности облика ребенка, переживающего за свою игрушку: когда человек испытывает добрые чувства, его лицо становится по-человечески красивым и (небесно, духовно) прекрасным.
<Рисунок 2>
Музыкальное восприятие проходило в соответствии с основным положениями методики «музыкального лица», где учителю принадлежит главная роль в осуществлении школьниками музыкального восприятия на эстетическом уровне непосредственного, любящего общения, гуманизирующего личность младшего школьника.
По окончанию эксперимента были проведены итоговые замеры по используемым методикам, которые своими результатами позволили проследить определенную положительную динамику качеств, в своей совокупности определяющих гуманистический облик личности младшего школьника как результат преимущественно музыкального воздействия.
Положительная динамика просматривалась по итогам сравнения на «неоконченные рассказы» школьниками экспериментальных и контрольных классов. Общая тенденция снижения эгоцентризма, фиксируемая названной методикой, происходила от 2 класса к 4 классу (2в, 3а, 4а), причем, с классами контрольными (2а, 3б, 4б), в экспериментальных снижение обозначено более явно, что видно на примере третьего рассказа «Как Стасик с Вовкой поссорились»
<Рисунок 3>
Подобная положительная тенденция – рост альтруистической направленности – наблюдалась и при сравнении ответов младших школьников экспериментальных и контрольных классов по методике ТАТ (40,2% - 65,2% в экспериментальных классах против 41,1% - 52,9% в контрольных)
<Рисунок 4>
Особый интерес представляло сопоставление возможной музыкальной гуманизации личности младшего школьника с отношением последнего к учителю, т.е. представленность учителя для учащихся в параметрах «любимый-нелюбимый», «значимый-незначимый». Об этом свидетельствовали ответы школьников на вопрос: «Пригласишь ли ты учителя музыки на свой праздник?». Из всех учащихся участвовавших в эксперименте (89 человек), на свой праздник учителя пригласили 78 человек.
Для сравнительно небольшой группы (11 человек) отрицательно относящихся к учителю музыки школьников была показательна чрезвычайно низкая, вплоть до отсутствия, положительная динамика возрастания гуманистического потенциала личности, фиксируемая указанными выше методиками.
Динамика изменения гуманистического потенциала личности младшего школьника в условиях отрицательной значимости учителя музыки среди обозначенной выше группы (11 человек) такова:
- «неоконченные рассказы» (по альтруизму) 54,5% - 63,6%;
- методика ТАТ (альтруистическая направленность) 27,3% - 36,4%;
плоскость «человек-музыка» - от полностью понимания музыки «для себя» - к 9,1% понимания ее «от Другого» в конце эксперимента
<Рисунок 5>
Анализ ответов позволяет говорить о значимой роли учителя музыки в музыкальном воспитании школьников и полностью подтверждает в этом отношении известную педагогическую истину: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». Кроме того, проведенный анализ показал важную роль учителя и в осуществлении эстетического уровня музыкального восприятия, в котором олицетворяющему (лице-представляющему) Музыку педагогу отводится одно из определяющих мест.
Положительную динамику музыкального «свидетельства» роста гуманистической ориентации личности младших школьников показала повторно проведенная в конце эксперимента анкета «О любви к музыке» <Приложение 3>.
Если в начале эксперимента ответы учащихся показывали доминирующее понимание смысла музыки «от себя» и «для себя», когда показатель понимания музыки «от Другого» составлял всего лишь 10,2%, то по окончании эксперимента данные анкетирования свидетельствовали о возрастании последнего показателя (см. диаграмму)
<Рисунок 6>
Это говорит о повышении гуманизирующей роли именно музыки, поскольку такое понимание последней увеличивает внимательность к музыкальному Другому, к человеку Музыки и, таким образом, становится сродни эстетическому (гуманизирующему) уровню ее восприятия. Это означает, что почти каждый второй школьник экспериментальных классов осознал и прочувствовал двойственность музыкальной функциональности в человеческом обществе: не только ее предназначение «для себя», но также и как форму представленности Другого в его музыкальной обращенности к нам.
Более половины учащихся экспериментальных классов стали воспринимать музыку и как высказывание другого человека, устремленное к нашему небезразличному, в идеале – любящему вниманию, пониманию, восхищению.
Предлагаемая методика «лицевого восприятия музыки» позволяет достаточно эффективно осуществлять музыкальную гуманизацию личности младшего школьника, повышать уровень педагогической реализации гуманистического потенциала музыки. Об этом свидетельствуют итоговые результаты применяемых в опытно-экспериментальной работе методик, а также корреляция полученных показателей с фактором значимости учителя музыки для школьников. Показаны эффективность методики лицевого восприятия музыки» в гуманизации личности младшего школьника, которая может быть использована не только на уроках музыки, но и на других предметах гуманитарного цикла (ИЗО, литература)
Список используемой литературы:
- Апраксина О.А. Методик развития музыкального восприятия, – М., 1985.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения, – М., 1979.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, – М., 1982.
- Брунер Дж. Психология познания, – М., 1977.
- Выготский Л.С. Психология искусства, – М., 1987.
- Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб.статей под ред. В. Максимова, – М., 1980.
- Гуткина Н.И. О возникновении рефлексивных ожиданий в онтогенезе. // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всес. конф., – М., 1979.
- Дажидарьян И.А. Психология общения и развития личности. // Психология формирования и развития личности, – М.: Наука, 1981
- Даль В. Толковый словарь великорусского языка Т. 1-4, – М.: Русский язык 1981-1982
- Жинкин Н.И. Мимика больного человека // Вопросы психологии 1968 №3
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?, – М.: Просвещение, 1989.
- Каргапольцев С.М. Музыкальное воспитание как фактор воспитания: Теория, история, практика. / Южно-Уральский научно-образовательный центр РА образования, – Челябинск: Б.И., 2002
- Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие, – Оренбург: ООИПКРО, 2002.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия, – М., 1972.
- Немов Р.С. Психология, – М.: Просвещение, 1995
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема, – Киев: Муз. Украина, 1975.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
- Проблемы музыкального образования на современном этапе в контексте истории отечественной музыки. / Межвуз. сборник. Оренбургский гос. институт искусств., Издательство ООИПКРО, 2002.
- Российская научно-практическая конференция: «Музыкальное образование на пороге XXI в. в контексте эволюции Отечественного музыкального искусства» 17-18 дек. 1998. Изд ОГПИ, 1998.
- Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе, 1983 №2 /
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, – Л., 1973.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, – М., 1947.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная Психология, – М., 1966.
- Хрипун В. Феномен музыкального искусства и духовное становление личности / В.Хрипун Оренбургский гос. институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, – Оренбург, 2002.
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству, – М.: Аквариум, 1997.