Один известный предприниматель города
Усть-Илимска, являясь активным участником
августовской конференции «Управление качеством
образования», задал вопрос всем участникам
образовательного сообщества: «Почему в школах
нет предмета деньги? Я хочу, чтобы мой ребенок
имел представление о семейных доходах и
расходах, разумных тратах, карманных деньгах и
рациональном их расходовании, о богатстве».
Сегодня окружающая нас жизнь – экономические
знания. Уметь выделить эти знания, научиться
пользоваться ими поможет экономика. Экономика
сегодняшнего дня немыслима без коммерции,
менеджмента, современного ценообразования,
денежного обращения и кредита. Экономическое
образование – подготовка к жизни в новых
экономических условиях. Научить мыслить
экономически – задача современной школы.
В течение многих лет изучение экономики
школьниками – одно из приоритетных направлений
деятельности гимназии. Экономика введена в
учебный план и преподается для учащихся 2–11
классов. Обоснованием курсов по экономике
служит изучение социального заказа, интересов
учащихся и их родителей.
Учебный план обеспечивает преемственность между
ступенями обучения. Вариативная часть
гимназического компонента представлена
сквозными курсами по экономике. В начальной
школе изучается курс «Азбука экономических
знаний», в среднем звене – «Основы экономики»,
«Основы потребительских знаний», «Введение в
экономическую теорию». Учащимся III ступени
предоставляется возможность обучаться в
социально-экономическом профиле.
Старшеклассники изучают «Основы менеджмента»,
«Психология в экономике и управлении», «Деловой
английский».
Традиционными стали экономические ярмарки, игры,
акции, занятия в клубе «Экоша» для учащихся 2–8
классов. Для старшеклассников проводятся
турниры, конкурсы, олимпиады по основам
потребительских знаний. Экономика помогает
гимназистам развивать экономическое мышление,
освоить понятия и приобрести навыки, необходимые
для ориентации и существования в современном
рыночном мире.
Тема урока: «Деньги в разных странах» (4–5 класс).
Цель урока: познакомить детей с бумажными деньгами и монетами различного достоинства и разной государственной принадлежности.
Оборудование: коллекция денег разных стран, карта «Физическая карта мира», карточки с заданиями для работы в группах, Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Шведова И. «Экономическая азбука для детей и взрослых».
ХОД УРОКА
I. Экономическая разминка (повторение экономических понятий)
1. Металлические деньги (монеты).
2. Обмен товара на товар (бартер).
3. Денежное пособие, выдаваемое студентам
(стипендия).
4. Место изготовления (чеканки) монет (Монетный
двор).
5. Крупный шантажист, вымогатель, гангстер
(рэкетир).
6. То, что взято взаймы с последующей отдачей
(долг).
7. Лицевая сторона монеты или медали (аверс).
8. Материальное вознаграждение за труд (премия).
9. Человек, владеющий какой-либо вещью
(собственник).
10. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
II. Сообщение темы урока
Учитель: Разгадайте ребус. Сформулируйте тему урока.
Дети высказывают свои предположения. Учитель выслушивает высказывания детей и записывает на доске тему урока.
III. Работа по теме урока
Учитель: Рассмотрите «Физическую карту мира» и назовите известные вам страны.
Запись на доске: Россия, США, Польша, Украина, Япония.
Учитель: Каждое уважающее себя государство имеет свои собственные деньги. Иностранные деньги или деньги других стран – валюта.
Ученик: Валюта – денежная система страны, а также денежные единицы этой системы; иностранные деньги (читает словарную статью из толкового словаря).
Учитель: Художник прочитал слово «валюта» и нарисовал. Оказывается, в архитектуре эта деталь тоже называется валютой.
Учитель: Прочитайте рассказ «Валюта» (ученики читают рассказ по ролям).
Папа уезжал в заграничную командировку.
Когда шумные сборы закончились и мы, наконец,
присели, глядя на папу, он спросил:
– Ну, какие будут заказы? Только поскромнее: у
меня напряженка со средствами, похлопал он по
внутреннему карману.
– Переводные картинки! – выдохнула Даша.
– Водяной пистолет, попросил я. – Вот тебе три
рубля, если не хватит. Я сэкономил на мороженом.
– Потрать их по назначению (вернул мне деньги
папа). Там покупают все только на валюту.
– На что? – не поняла Даша.
– На валюту. На деньги той страны, в которой ты
находишься. В Швеции, куда я еду, необходимо иметь
кроны.
– Где же ты возьмешь на пистолет и картинки? –
нахмурилась Даша.
– Сэкономлю на мороженом, – пошутил папа.
Нам понравилась шутка, и мы весело засмеялись.
А потом поехали на аэродром провожать папу. Это
было очень интересное путешествие.
Учитель: Что такое заграничная командировка? В какую страну поехал папа? Почему папа вернул деньги сыну? Какие деньги необходимо иметь в Швеции?
Учитель: Валюта – национальные деньги
какого-либо государства, которые обязательны для
приема в оплату за любые товары, работы, услуги,
продающиеся в этой стране.
Вы, конечно, слышали о долларах США, немецких и
финских марках, французских и швейцарских
франках, японских иенах, монгольских тугриках.
Эта валюта используется в своих родных странах
так же, как в России используются рубли: для
покупки товаров и услуг потребителями, расчетов
между предприятиями, сбережений в банках.
Каждому государству нужна собственная валюта.
Гражданам разных стран надо рассчитываться друг
с другом. Английскому туристу во Франции надо
платить за ужин в ресторане и за номер в
гостинице. Голландской фирме, выращивающей
тюльпаны и продающей их в сорока странах мира,
надо рассчитываться со своими голландскими
сотрудниками, а также с покупателями в каждой из
этих сорока стран. Многие страны требуют, чтобы
расчеты на их территории производились только в
национальной валюте.
Учитель: Рассмотрите коллекцию денег. Вспомните, в какой стране побывали вы, ваши родители или знакомые. Назовите страну и денежную единицу этого государства.
Дети делятся впечатлениями от увиденного в других странах, показывают фотографии и деньги других стран.
Учитель:Рассмотрите и заполните недостающие данные в таблице «Денежные единицы».
Страна |
Денежная единица |
Столица |
Государственный флаг |
Москва | |||
Украина | Гривна | ||
Американский доллар | Вашингтон | ||
Германия | Берлин | ||
Английский фунт стерлингов | Лондон | ||
Польша | Злотый | ||
Финляндия | Хельсинки | ||
Шведская крона | Стокгольм |
V. Игра «Знатоки валют»
Дети делятся для работы на группы. Руководитель группы получает конверт, в котором ксерокопии валют.
Учитель: Определите название денег, страну, чьей валютой они являются, назовите столицу этого государства.
VI. Творческое задание
Учитель:Какая информация должна быть на купюре или монете? Придумайте название своей страны и нарисуйте валюту вашего государства.
VII. «Крим-инфо» (ученики читают и анализируют статью «Остерегайтесь фальшивок» из газеты «Усть-Илимская правда»)
Остерегайтесь фальшивок
Подделка денежных купюр стала
распространенным видом экономических
преступлений. Сотрудники милиции связывают это с
развитием современных технологий. Ведь теперь
каждый обладатель компьютера может изготовить
денежную купюру любого
Совсем недавно фальшивомонетчики считались
государственными преступниками и
наказывались крайне жестоко. Сегодня
Уголовный кодекс за изготовление в целях сбыта
или сбыт поддельных банковских билетов
Центрального банка РФ (статья 186 УК РФ)
предусматривает наказание в виде лишения
свободы на срок от 5 до 8 лет. По каждому
сообщению о выявленных поддельных денежных
купюрах возбуждаются уголовные дела. В нашем
городе подделки, как правило, выявляются в
расчетно-кассовых центрах Сберегательного
банка, куда стекается вся торговая выручка. И
реже в торговой сети при приеме денег от
покупателей. Летом нынешнего года, благодаря
правильным действиям продавца киоска, удалось
задержать и привлечь к уголовной
ответственности группу студентов
фальшивомонетчиков. Сейчас это уголовное дело
находится на рассмотрении городского суда.
Раскрывать «денежные» преступления сложно.
Нередко бывает так, что сами законопослушные
граждане становятся соучастниками
преступления, даже не подозревая об этом.
Заполучить подделку в свой кошелек легко, если
не перепроверять подлинность получаемых купюр
в торговых точках. Зачастую горожане боятся
обидеть недоверием продавца, а в итоге страдают
сами. Сотрудники милиции рекомендуют горожанам
при обнаружении у себя фальшивки принять меры
к ее ликвидации.
Возместить утрату невозможно. Не следует
пытаться сбыть фальшивку, иначе из потерпевшего
можно легко стать подозреваемым. Работники
торговых компаний при обслуживании горожан
должны быть внимательными при приеме денег.
Поддельные купюры имеют следующие отличные от
настоящих денег признаки: лицевая и оборотная
стороны купюры могут быть склеены из двух листов
тонкой бумаги; при рассмотрении на просвет
имитированный водяной знак и защитная нить более
темные; фрагменты вертикального орнамента, на
просвет не образуют единого образа, и не
флюоресцируют (эмблема Банка России не меняет
цвет при наклоне банкноты, как это положено);
буквы и цифры серийного номера поддельных
банкнот могут находиться на разных уровнях.
Проще всего выявить подделку, если рядом с
сомнительным денежным билетом положить
настоящий и сравнить их. Большую уверенность
при сравнении дает ультрафиолетовая лампа.
Она, кстати, сейчас широко используется в
крупных торговых компаниях. Если таких
технических возможностей нет, придется
проводить визуальную экспертизу
самостоятельно. Все владельцы компьютерной
техники должны осознавать, что подделка денежных
билетов Центрального банка РФ, а также любое
копирование денег, даже из любопытства или
шалости, могут привести к серьезным
последствиям.При подозрении на сбыт фальшивых
денег следует вызвать милицию. Контактные
телефоны: 02, 5-42-49, 5-60-21 (отделение по борьбе с
экономическими преступлениями УВД по г.
Усть-Илимску)
Е. ЛОБАНЧИКОВА, пресс-служба УВД по г. Усть-Илимску.
VIII. Домашнее задание
Учитель:Нарисуйте государственный флаг в таблице «Денежные единицы», составьте коллекцию или энциклопедию «Деньги разных стран», подготовьте экономическую разминку.
IX. Итог урока