На занятии по теме “Конструкция и декор предмета быта” учащиеся знакомятся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Рассматривая разнообразные по форме и декору предметы крестьянского быта, более подробно останавливаемся на форме, конструкции солониц, украшении их резьбой и росписью. Урок можно начать со старинного предания и раскрыть понятие слова “промысел”, а так же отношение русского крестьянина к соли. По этой теме можно провести два урока: на первом уроке продумывается конструкция солонки, а затем учащиеся вырезают детали солонки из бумаги.
Рис. 1
Для этого необходимо определить две главные части будущего изделия: вертикальную и горизонтальную. Далее вертикальную часть сложим пополам вдоль. Полученный сгиб - это центр, середина будущего изделия. с помощью линии наметим половину силуэта солонки и вырежем. Затем учащиеся продумывают композицию росписи или резного узора, включая полюбившиеся образы и мотивы, дополняя их геометрическими и растительными элементами. По мере выполнения рисунка узора, детали солонки можно затонировать охристой акварелью “под дерево”. На втором уроке учащиеся выполняют роспись солонки (настенные коробки). Перед началом практической работы необходимо еще раз продемонстрировать разнообразные варианты украшения солонок.
Рис. 2
Роспись может выполняется акварелью или гуашью. Урок завершается выставкой и обсуждением работ. Учащиеся анализируют свои работы, определяют самые удавшиеся, сильные и определяют положительные качества в слабых работах. А также можно предложить ребятам попробовать определить может ли найти применение в нашей повседневной жизни солонка (настенная коробка).
Есть старинное предание, будто мир начался – с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье.
Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Дерево искони было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества, т. к. творчества “нехудожественного”, безразличного к совершенству выразительности, народ никогда не знал.
Соха ли, прялка ли, наличник – что ни брались выделывать крестьянские руки, всему придавали красоту, затейливый узор, плавность линий – на радость глазу и сердцу.
Слово “промысел” произошло от слова “промыслить”, то есть подумать, как добыть средства для жизни. И промысел существовал до тех пор пока, приносил доход, кормил.
По-крестьянски расчетливые мастера понимали: сработают совсем просто – люди не купят, будет работа слишком затейлива – себе в убыток, много не сделаешь. А цена возрастет – опять же не купят. Крестьянская сметка всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, достаточных чтобы и украсить предмет, и продать его не в ущерб выгоде.
Знаете ли вы, что традиция собираться вместе за праздничным столом уходит корнями в далекое, дохристианское прошлое? И что каждый предмет, поставленный на стол наших предков, имел особое обрядовое значение и никогда не появлялся случайно?
Застольный этикет наших предков был очень строг. Сидеть за столом и вести себя нужно как в церкви. Вставать на столешницу считалось святотатством, избегали класть на неё и предметы, не относящиеся к еде. Хлеб и соль ставились на самое почётное место. Народные мастера создавали из дерева удивительно разнообразные формы солониц и богатство их декора. В пословицах и поговорках, былинах, сказках и народных песнях хлеб и соль почти всегда упоминаются вместе. Неразлучны они и на обеденном столе. “Без хлеба несытно, а без соли невкусно”, “Без соли, без хлеба худая беседа”, - гласят народные пословицы.
Хлеб и соль исстари считались символом достатка и благополучия, щедрости и гостеприимства. По старинному обычаю и сейчас дорогих гостей встречают на Руси хлебом - солью, а непрошеные уходят “несолоно хлебавши”. Без соли человек не может обойтись так же, как без воздуха и воды. Потому-то к соли всегда относились очень бережно - просыпать соль считалось большим грехом. Хранили ее в надежных солонках, или солоницах. Размеры, пропорции, конструкции, материалы и декоративная отделка определялись назначением солонок.
Отправляясь в дальнюю дорогу, вместе с хлебом обязательно брали соль, насыпая ее в дорожные солонки. Их чаще всего плели из бересты или еловых, сосновых, кедровых корней. Солонки из бересты имели форму куба, утицы или сапожка. Чтобы соль не просыпалась и не волгла, солонку плотно закрывали надежной пробкой.
“Стол кривой” - говорят гости, если хозяйка забывает поставить на него солонку. Старинные солонки, подаваемые на стол, отличались от своих дорожных собратьев более внушительными размерами и богатым декоративным убранством. В древнем Новгороде были распространены широкие приземистые солонки, выточенные на токарных станках. На Севере встречались точеные солонки, расписанные масляными красками. Но чаще всего солонки скульптурно обрабатывались режущими инструментами. Народные мастера придавали им форму лебедя или утки и даже льва. Солонка в виде утицы или лебедушки была широко распространена на русском Севере. (Приложение 3). В древности птицы, в том числе утка и лебедь, почитались народом как символом счастья и семейного благополучия. Их скульптурное или живописное изображение было своеобразным оберегом. До сих пор. в некоторых крестьянских семьях сохранился обычай постоянно держать солонку - утицу на обеденном столе, накрытом скатертью. Вырезая солонку - утицу, мастер оставлял между клювом и грудью перемычку, которая служила удобной ручкой. Спинку вместе с частью хвоста отпиливали и резцами выбирали в туловище вместительное углубление для соли. Затем выпиленную часть устанавливали на прежнее место вместо крышки. Около хвоста просверливали отверстия, в которые круглый стержень, так называемую вертлюгу. (Приложения 4). Если необходимо было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону. У некоторых солонок - утиц крышка были съемными. Солонки декорировали лаконичной резьбой или росписью. Если же сырьем служила ценная древесина березового капа, то мастера старались выявить и подчеркнуть естественную красоту текстурного рисунка.
В Верхнем и Среднем Поволжье распространение получили так называемые солонки - кресла. Видимо, их имел в виду поэт Б. Дубровин: Отзывалось бессолье - ударом!
Без нее не прожить на земле!
Государыня - соль!
И недаром
Солоница,
Как трон, на столе!
По форме подобные солоницы действительно напоминали кресла, а некоторые из них, искусно декорированные резьбой, вполне можно сравнить с троном. Отдельные части солонок носят те же названия, что и детали кресла, например спинка, подлокотники, ножки и т. п. За многие столетия в крестьянском быту выработался особый тип крышки солонки - кресла. Два цилиндрических стержня, вырезанные из выступов крышки - вертлюги вращаются в отверстиях, просверленных в подлокотниках боковых стенок. Крышка, вращающаяся на вертлюгах, легко откидывается и упирается в спинку солонки. Возвышаясь над корпусом солонки, спинка служила удобной ручкой, за которую ее переносили. Иногда в спинке прорезали сквозное фигурное отверстие. Такую солонку можно было повесить на стене кухни в удобном месте. Конструкция солонок разработана с таким расчетом, что в ней нет ни единого гвоздя или какого-либо другого металлического крепежа. И это не случайно - ведь металлические детали от соли и влаги быстро ржавеют или окисляются, а затем разрушаются.
Знаменитый русский мастер Иван Васильевич Савинов, живший в деревне Тимирево не далеко от Москвы выполнил солоничку которая, похоже, предназначалась в дар друзьям; чтобы украсить ее, немало потрудился мастер. Сама она вырезана в виде стульчика с крышкой (такую форму имеют многие крестьянские солоницы). (Приложение 6). Все стенки ее испещрены резным орнаментом и сценками из деревенской жизни. Вот два странника с котомками и посохом. Их сменяет крестьянка, которая печет блины. Рядом – три веселых мужика сидят за столом, перед ними на тарелке стопка блинов, а хозяйка подносит еще целое блюдо. Сейчас начнется веселый пир. Но делу – время, потехе – час, как говорит народная пословица. Тут же мы видим крестьян за работой. Один пашет сохой, погоняя лошадь, другой сеет из лукошка. Все сценки очень живые, достоверные в мельчайших деталях. Подпись на задней стенке указывает: “Волостной судъ” - несколько бородатых мужиков явно пришли к какому-то делу. (Приложение 7)
В отделке и этой солонки Савинов остался верен своей любви к скульптурным изображениям: солонка стоит на ножках, вырезанных в виде бородатых голов. А сверху, на крышке, - три курочки: как живые, идут друг за другом, вот-вот закудахчут.
По технике изготовления солонки - кресла можно разделить на три типа: долбленые, столярные и бондарные. Долбленые солонки вырезают из целого куска дерева, выбивая полость специальными резцами. Столярные собирают из отдельных дощечек, используя приемы соединения деревянных деталей, например в шип. Бондарные солонки тоже собираются из отдельных дощечек, но скрепляются они друг с другом, как клепки бондарной посуды, с помощью ивового обруча. Но много таких солонок изготовляли мастера Поволжья на продажу. Их охотно покупали не только крестьяне, но и горожане. Прочные, надежные и вместительные солонки служили им долгие годы.
Не секрет, что кое-кто в наше время держит соль в стеклянных банках, закрывая их пластмассовыми крышками. Стоит ли говорить, насколько неудобна такая “солонка”? К тому же ее постоянно приходится убирать с глаз долой - ведь вряд ли кому придет в голову поставить такую солонку на видное место как украшение. Да к тому же всегда есть риск разбить банку и просыпать соль. Деревянная же солонка, будь то старинная или же сделанная совсем недавно, прекрасно вписывается в интерьер современного жилища. Прятать ее нет необходимости, а уж об ее удобстве и говорить не приходится - оно подтверждено многовековым опытом народа. (рис. 1, рис. 2)