Знакомство с буквой "з" и звуком [з]

Разделы: Начальная школа


 

Тема: Знакомство с буквой «З» и звуком [з].

Цели: Познакомить с буквой «З». Выявление основных признаков изучаемого звука; распознавание звука [з] в словах; классификация звука. Обучение чтению слогов, слов с новой буквой. Развитие правильной и грамотной устной речи. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Организация урока, проверка подготовки класса к уроку.

2.

а) Ребята, сегодня мы познакомимся с новой буквой и узнаем, какой звук она обозначает. Но, чтобы буква не заблудилась и пришла именно к нам, надо поработать с сигнальными кругами. Вспомним, в каком «домике» живут гласные? А согласные звуки?  Чем отличаются гласные от согласных звуков? Работа с сигнальными кругами синего и красного цвета: буквы с, а, р, о, к, м, ы.
Какие гласные смягчают согласные? Дайте характеристику. Найдите лишнюю букву, объясните, почему она лишняя. На доске запись: п, т, л, у, в.
б) Повторение у нас прошло хорошо. А теперь - новый звук. Внимание! Как поют комарики? Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?
На доске картинки предметов: ваза, замок, коза, роза, забор, гвозди. Какой одинаковый звук услышали в словах?
в) А теперь поиграем в снежки. В ваших словах должен обязательно быть звук [з].
г) Погреем озябшие ладошки: хлопните ими, если услышите [з].

Резиновую Зину

Она была разиней,

Купили в магазине.

Резиновая Зина,

Резиновую Зину

Упала из корзины -

В корзине принесли.

Измазалась в грязи.

(А. Барто)

д) Доскажите словечко:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?...............(Зайка)

е) Посмотрим и послушаем сказку про зайца, волка и зонт. Запомните и назовите
слова со звуком [з], которые встретятся вам в сказке. Инсценирование сказки Г. Юдина «Нелетающий зонт» (см. «Занимательное азбуковедение», В.Волина, М., 1991 г., стр.107.).

ж) Какой предмет помог спастись зайцу? Составим схему слова «зонт». Схема составляется на листках бумаги, вырезанных в виде зайчика. Вызванный к доске ученик составляет схему и отвечает, из каких слогов состоит слово, есть ли примыкание? Почему [з] в схеме обозначен, синим цветом? Он твердый.

з) Физминутка, (См. там же, стр. 119) В каком слове услышали звук [з]?

и) Доскажите словечко:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла………….(Зима)

Составляем схему слова «зима». Вызванный ученик отвечает, сколько в слове слогов, ставит ударение. Почему [з] зеленым цветом обозначен? Здесь это мягкий согласный.

к) Составьте предложения о зиме.
л) Дайте характеристику звука [з]. Вывод: это звук согласный, звонкий, твердый и мягкий.

3.

а) Звук [з] обозначен буквой «З». На что похожа буква? Ребята читают наизусть стихи о букве (см. «Занимательное азбуковедение», В. Волина, М., 1991г., стр.106).

Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

б) Попробуйте по образцу нарисовать большую и маленькую букву «З». Вспомним, когда пишется большая буква?
в) Хоровое и индивидуальное чтение слогов с буквой «З».
г) Ребята, угадайте слово по начальным буквам слов: замок, ведро, ель, зебра, дом, арбуз. Это слово: «звезда». Скоро Новый год, и на елках вспыхнут яркие звезды. Чтобы звездочка зажглась на нашей елочке, нужно правильно прочесть слова. ( Составление слов: зола, коза, зерно, мороз, алмаз. Слоги «разбросаны» на электрифицированном табло).

4.

а) На доске напечатано предложение:

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Дети читают по строчкам. Повторное чтение. Делается вывод, что это скороговорка. Работа над скороговоркой.

б) Гимнастика для глаз. В противоположных углах класса находятся рисунки птиц.
Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите птичку с зеленоватым оперением на спинке, грудка розовая, клюв длинный, а хвост короткий. Это зимородок. А теперь посмотрите направо и глазами, найдите птицу, на ней яркое оперение: красные грудка и спинка, голубая шапочка на голове. Это зяблик.
Ребята, эти птички не зимуют у нас. А каково приходится синицам, снегирям, воробьям и другим зимующим птицам? Им холодно и голодно! Что мы можем сделать для них? Какую помощь оказать? Чтение детьми наизусть стихотворения «Покормите птиц зимой».
в) Работа с «Азбукой», чтение слов с пометами, всего текста. На какую букву слова? Какую букву мы сегодня узнали? Подведение итогов.

5.

а) За активную работу Дед Мороз прислал волшебную шкатулку, она откроется, если отгадаете ребусы:  (Зинаида), зи            (зима),            (затор).
Открывается шкатулка, а там самодельные елочные украшения из бумаги, звезды разноцветные. Мы украсим ими нашу зеленую красавицу.
б) Если вы прочтете слово по половинкам букв, вы узнаете, что мы сейчас услышим. Слово ЗВОНОК прикрыто наполовину.
оборудование: наглядный материал, картинки с изображением птиц, предметов со звуком [з], электрифицированное табло «Елочка», вырезанные фигурки зайчиков на партах, учебники.