Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

Разделы: Биология


“Хищные птицы”
(урок для 7-го класса с элементами технологии критического мышления)

Приложение 1

Цели урока:

  • приобретение учащимися знаний путём обучения в коллективе;
  • развитие умения воспринимать, обобщать и систематизировать информацию;
  • формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока: углубление знаний учащихся о среде обитания и приспособленности птиц к ней на примере хищных птиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учащиеся открывают тетради, записывают на полях дату.

2. Новый материал.

1) Фронтальная беседа с учащимися.

На доске до начала урока вывешиваются изображения разных птиц, например 5 изображений хищных птиц и 3 изображения насекомоядных птиц.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой экологической группой птиц. Посмотрите на доску и найдите лишние изображения, обоснуйте свой ответ (фронтальная беседа с учащимися, в ходе которой учащиеся должны установить, что перед ними представители двух экологических групп птиц – хищные птицы и насекомоядные птицы)

Учащиеся записывают в тетради тему урока: “Хищные птицы”.

Учитель: На какие экологические группы вы бы разделили представленных здесь хищных птиц? (В результате фронтальной беседы учащиеся совместно с учителем приходят к выводу, что на доске изображены дневные и ночные хищники)

2) Индивидуальная работа учащихся

Учитель предлагает ученикам без использования, какого либо текста записать свои предположения об особенностях внешнего строения хищных птиц в предложенную им таблицу.

Отряд птиц

Мои предположения

Новое “+”

Дневные хищники

   

Ночные хищники

   

3) Беседа с учащимися – обсуждение результатов индивидуальной работы.

4) Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника по технологии формирования критического мышления – приём ИНСЕРТ.

Учащиеся работают с текстом параграфа и таблицей. В таблице знаком “\/” отмечают то, что уже знали, знаком “–” отмечают неверные предположения. То, что непонятно отмечают знаком “?”, а в графу “Новое “+” таблицы кратко записывают новые сведения.

5) Фронтальная беседа по итогам индивидуальной работы учащихся с текстом учебника.

6) Решение биологических задач экологического содержания.

а) Главный ориентир совы во время ночной охоты – это звуки, издаваемые жертвой. Что помогает хищнику улавливать звуки, наподобие локатора? (Ответ: наличие лицевого диска. Услышав писк грызуна, сова настораживает лицевой диск, который становится круглым и плоским. Это облегчает восприятие сигнала грызуна.)

б) Грифы совсем не похожи на легендарных горных орлов. Ноги у них короткие и слабые. Когти тупые, малоизогнутые. Шея голая с “воротничком”. С чем это связано? (Ответ: грифы питаются трупами крупных животных, поедая в первую очередь внутренности. Для этого они просовывают свои головы в раздувшиеся животы падших животных. “Воротничок” предохраняет оперение от загрязнений.)

в) Сокол-чеглок и ястреб-перепелятник питаются живой добычей. У сокола-чеглока крылья длинные, острые, а у ястреба-перепелятника – короткие, тупые. С чем связаны такие различия? (Ответ: ястреб-перепелятник обычно выжидает добычу, сидя в укрытии, либо пролетая вдоль опушек, хватает спугнутых животных. Основной способ охоты сокола-чеглока: стремительный полёт – бросок на летящую или бегущую добычу.)

7) Индивидуальная работа учащихся – написание синквейна по теме урока.

8) Афиширование синквейнов.

9) Домашнее задание – составить с использованием дополнительной литературы экологические задачи о различных представителях хищных птиц.