УРОК №1
Обучающее изложение по коллективно составленному плану по сказке Отфрида Пройслера “ Маленькая Баба-Яга”.
Цель урока: развитие речи младших школьников посредством работы с текстов с использованием современной художественной литературы для детей.
Задачи урока:
- познакомить с творчеством немецкого писателя Отфрида Пройслера;
- учить делению текста на смысловые части;
- формировать умение составлять план к тексту
- совершенствовать умение отбирать нужные для передачи текста слова;
- привлечь ребят к прочтению художественной современной литературы;
- воспитывать стремление помогать старшим, уважать пожилых людей.
Подготовка учителя к уроку:
- изучить творчество писателя;
- подготовительный этап работы;
- возможно предварительное чтение произведений писателя на внеклассных занятиях.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Озорные и добрые существа – герои сказок современного немецкого писателя Отфрида Пройслера – живут в почти реальном мире, да и сами похожи на любопытных, ловких ребятишек. Они часто проказничают, остроумно подшучивая над бессердечными и злыми людьми, но неизменно отзывчивы и щедры по отношению к слабым и малышам.
Текст написан на доске (вторая часть).
БУРЯ
Часть 1.
Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга – то есть ведьма, и было ей всего сто двадцать семь лет. Можно сказать, что эта Баба-Яга была ещё девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Вместе с ней жил ещё ворон Абрахас. Маленькая Баба-Яга мечтала побывать на балу, а для этого ей нужно было стать хорошей, доброй ведьмой. Ворон был её помощником в добрых делах.
Часть 2.
Один раз, когда Маленькая Баба-Яга брела по лесу с вороном Абрахасом на плече, повстречались им три старушки. Они шли с пустыми корзинами и смотрели в землю, как будто чего искали. Старушки рассказали, что ищут кору и хворост. Приближалась зима и нужно заготовить дрова для печей.
С раннего утра ходили старушки по лесу, но ни одной сухой веточки не нашли. В лесу как будто кто подмёл.
Маленькой Бабе-Яге стало жаль старушек. Она свистнула и началась буря. Поднялся ужасный ветер. Он промчался по лесу. Раскачивал стволы деревьев. Ломал сухие сучья и швырял наземь кору. Старушек чуть не унесло, но Маленькая Баба-Яга крикнула, и ветер сейчас же стих.
Старушки удивленно оглянулись. Они увидели много сучьев, хвороста и коры. Теперь им хватит дров на всю зиму. (По О. Пройслеру)
Работа с текстом
1. Первую часть учитель читает детям, вторую часть читают подготовленные ученики.
2. Слова для справок: наземь, испуганно, Маленькая Баба-Яга, Абрахас.
3. Деление текста на части.
4. Примерный план.
- Встреча в лесу.
- Ни одной сухой веточки.
- Началась буря.
- Старушкам не страшна зима.
5. Пересказ по плану.
6. Письмо изложения.
7. Проверка.
8. Итог урока.
УРОК 2
Обучающее изложение по готовому плану по сказке Энн Хогарт “Мафин и его веселые друзья”.
Цель урока: развитие речи младших школьников посредством работы с текстов с использованием современной художественной литературы для детей.
Задачи урока:
- формировать навыки составлять текст по готовому плану;
- развивать умения точно употреблять слова в речи;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Подготовительный этап работы:
Изготовление мягкой игрушки “Ослик Мафин”, Настольная игра “Мафин ищет клад”, объемная поделка “Мафин, выгляни” с целью привлечь внимание детей к герою книги, заинтересовать в чтении произведения во внеурочное время..
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: В книге писательницы Энн Хогарт есть веселый, любознательный и очень добрый ослик. Зовут его Мафин. У Мафина много друзей, с которыми вы познакомитесь, прочтя книгу “Мафин и его веселые друзья”. В ней много необычайных, увлекательных приключений. Она понравится тем, кто любит разгадывать волшебные тайны. С одной из тайн мы встретимся сегодня на уроке.
Ознакомление с текстом. Анализ текста.
Первую часть читает учитель.
Вторую часть читают ученики.
- Прочтите текст. (Вторая часть текста записана на доске)
МАФИН И ПАУК
Часть 1.
Однажды Мафин на огороде наткнулся на огромного страшного паука с большими глазами. Ослик и не подозревал, что на свете бывают подобные чудовища. Ему вдруг почему-то захотелось удрать. Но паук смотрел так печально, а на глазах его выступили такие огромные слезы, что ослик не смог его покинуть.
Часть 2.
Паук рассказал Мафину о своей беде. Все удирают от него без оглядки. Нет друзей у паука. А он очень добрый и общительный. Просто нужно с ним подружиться.
Мафин пригласил паука в гости и побежал собирать своих друзей. Ослик предупредил всех, чтобы они не обидели паука своим испугом.
Щенок Питер, жирафа Грейс и другие гости очень волновались. Раздался робкий стук в дверь и вошел огромный паук. Бедные животные испугались. Однако они приветливо заулыбались и пригласили паука войти.
И тут произошло чудо. Страшный паук исчез. На его месте появилась прелестная крохотная фея. (По Э. Хогарт)
- Почему произошло чудо?
- Всегда ли по внешнему виду можно определить характер окружающих нас людей? Объясните.
- О том, как фея оказалась пауком вы узнаете, если прочтете книгу.
Работа с текстом:
1. Составление ответов на вопросы (устно):
- Что рассказал паук о себе?
- Как Мафин решил помочь пауку?
- Как чувствовали себя друзья Мафина в ожидании паука?
- Почему они не показали своего страха?
- Как помог Мафин и его друзья пауку?
2. Соотнесение пунктов плана с текстом:
- У паука нет друзей.
- Мафин пригласил в гости паука.
- Встреча с друзьями.
- Прелестная фея.
3. Пересказ по плану.
4. Слова для справок: без оглядки, общительный, предупредил, крохотная.
5. Письмо изложения.
6. Проверка.
Итог урока