Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


УРОК №1

Обучающее изложение по коллективно составленному плану по сказке Отфрида Пройслера “ Маленькая Баба-Яга”.

Цель урока: развитие речи младших школьников посредством работы с текстов с использованием современной художественной литературы для детей.

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством немецкого писателя Отфрида Пройслера;
  • учить делению текста на смысловые части;
  • формировать умение составлять план к тексту
  • совершенствовать умение отбирать нужные для передачи текста слова;
  • привлечь ребят к прочтению художественной современной литературы;
  • воспитывать стремление помогать старшим, уважать пожилых людей.

Подготовка учителя к уроку:

  • изучить творчество писателя;
  • подготовительный этап работы;
  • возможно предварительное чтение произведений писателя на внеклассных занятиях.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Озорные и добрые существа – герои сказок современного немецкого писателя Отфрида Пройслера – живут в почти реальном мире, да и сами похожи на любопытных, ловких ребятишек. Они часто проказничают, остроумно подшучивая над бессердечными и злыми людьми, но неизменно отзывчивы и щедры по отношению к слабым и малышам.

Текст написан на доске (вторая часть).

БУРЯ

Часть 1.

Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга – то есть ведьма, и было ей всего сто двадцать семь лет. Можно сказать, что эта Баба-Яга была ещё девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Вместе с ней жил ещё ворон Абрахас. Маленькая Баба-Яга мечтала побывать на балу, а для этого ей нужно было стать хорошей, доброй ведьмой. Ворон был её помощником в добрых делах.

Часть 2.

Один раз, когда Маленькая Баба-Яга брела по лесу с вороном Абрахасом на плече, повстречались им три старушки. Они шли с пустыми корзинами и смотрели в землю, как будто чего искали. Старушки рассказали, что ищут кору и хворост. Приближалась зима и нужно заготовить дрова для печей.

С раннего утра ходили старушки по лесу, но ни одной сухой веточки не нашли. В лесу как будто кто подмёл.

Маленькой Бабе-Яге стало жаль старушек. Она свистнула и началась буря. Поднялся ужасный ветер. Он промчался по лесу. Раскачивал стволы деревьев. Ломал сухие сучья и швырял наземь кору. Старушек чуть не унесло, но Маленькая Баба-Яга крикнула, и ветер сейчас же стих.

Старушки удивленно оглянулись. Они увидели много сучьев, хвороста и коры. Теперь им хватит дров на всю зиму. (По О. Пройслеру)

Работа с текстом

1. Первую часть учитель читает детям, вторую часть читают подготовленные ученики.

2. Слова для справок: наземь, испуганно, Маленькая Баба-Яга, Абрахас.

3. Деление текста на части.

4. Примерный план.

  • Встреча в лесу.
  • Ни одной сухой веточки.
  • Началась буря.
  • Старушкам не страшна зима.

5. Пересказ по плану.

6. Письмо изложения.

7. Проверка.

8. Итог урока.

УРОК 2

Обучающее изложение по готовому плану по сказке Энн Хогарт “Мафин и его веселые друзья”.

Цель урока: развитие речи младших школьников посредством работы с текстов с использованием современной художественной литературы для детей.

Задачи урока:

  • формировать навыки составлять текст по готовому плану;
  • развивать умения точно употреблять слова в речи;
  • воспитывать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап работы:

Изготовление мягкой игрушки “Ослик Мафин”, Настольная игра “Мафин ищет клад”, объемная поделка “Мафин, выгляни” с целью привлечь внимание детей к герою книги, заинтересовать в чтении произведения во внеурочное время..

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: В книге писательницы Энн Хогарт есть веселый, любознательный и очень добрый ослик. Зовут его Мафин. У Мафина много друзей, с которыми вы познакомитесь, прочтя книгу “Мафин и его веселые друзья”. В ней много необычайных, увлекательных приключений. Она понравится тем, кто любит разгадывать волшебные тайны. С одной из тайн мы встретимся сегодня на уроке.

Ознакомление с текстом. Анализ текста.

Первую часть читает учитель.

Вторую часть читают ученики.

- Прочтите текст. (Вторая часть текста записана на доске)

МАФИН И ПАУК

Часть 1.

Однажды Мафин на огороде наткнулся на огромного страшного паука с большими глазами. Ослик и не подозревал, что на свете бывают подобные чудовища. Ему вдруг почему-то захотелось удрать. Но паук смотрел так печально, а на глазах его выступили такие огромные слезы, что ослик не смог его покинуть.

Часть 2.

Паук рассказал Мафину о своей беде. Все удирают от него без оглядки. Нет друзей у паука. А он очень добрый и общительный. Просто нужно с ним подружиться.

Мафин пригласил паука в гости и побежал собирать своих друзей. Ослик предупредил всех, чтобы они не обидели паука своим испугом.

Щенок Питер, жирафа Грейс и другие гости очень волновались. Раздался робкий стук в дверь и вошел огромный паук. Бедные животные испугались. Однако они приветливо заулыбались и пригласили паука войти.

И тут произошло чудо. Страшный паук исчез. На его месте появилась прелестная крохотная фея. (По Э. Хогарт)

- Почему произошло чудо?

- Всегда ли по внешнему виду можно определить характер окружающих нас людей? Объясните.

- О том, как фея оказалась пауком вы узнаете, если прочтете книгу.

Работа с текстом:

1. Составление ответов на вопросы (устно):

  • Что рассказал паук о себе?
  • Как Мафин решил помочь пауку?
  • Как чувствовали себя друзья Мафина в ожидании паука?
  • Почему они не показали своего страха?
  • Как помог Мафин и его друзья пауку?

2. Соотнесение пунктов плана с текстом:

  • У паука нет друзей.
  • Мафин пригласил в гости паука.
  • Встреча с друзьями.
  • Прелестная фея.

3. Пересказ по плану.

4. Слова для справок: без оглядки, общительный, предупредил, крохотная.

5. Письмо изложения.

6. Проверка.

Итог урока