Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Путешествие по карте России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать представление о формах поверхности. Познакомить ребят с местонахождение равнин, гор, морей, озер, островов, полуостровов.
  2. Расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение правильно показывать объекты на карте.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Географическая карта, карта Кемеровской обл.
  2. Картины “Уральские горы”, “Байкал”.
  3. Карточки для проверки домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Условные знаки

а) Называются объекты, а дети показывают карточку с условным обозначением.

б) Два ученика по карточкам отвечают на вопрос, как показать на карте нужный объект.

в) Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?
3. Как называются участки суши, которые поднимаются над океанами и морями очень высоко?
4. Название океана.

По вертикали:

2. Как называется материк, на котором находится Россия?
3. Модель Земли.

Ответы

По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.
По вертикали: 2. Евразия. 3. Глобус.

III. Изучение нового материала

Учитель. А сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте России. Познакомимся с равнинами, реками, морями, озерами, островами и полуостровами.

Цель нашего путешествия – знакомство с поверхностью нашей страны, ее водными жемчужинами.

Наш урок мы проведем, путешествуя на самолете. Начнем его стихотворением Н. Забила “Наша Родина”.

Как велика моя Россия,
Как велики просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю – весна,
В другом – снега и вьюга.

IV. Первая остановка – равнины и горы

(Два ученика рассказывают о Восточноевропейской и Западносибирской равнинах.)

Учитель. Покажите эти равнины.

В России, конечно, есть не только равнины, но и горы. Так, например, Уральские горы, которые разделяют

Восточноевропейскую равнину до западносибирской. Эти горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие: в высоту не достигают и двух километров.

Значительно выше Кавказские горы: до пяти километров и даже выше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. В горах очень красиво и интересно, но путешествовать там опасно. Это можно делать только с людьми, которые хорошо знают горы.

Покажите на карте Уральские и Кавказские горы. Отправляемся дальше.

V. Следующая остановка – острова и полуострова

Учитель. Остров Сахалин – это небольшой (по сравнению с материками) участок суши, со всех сторон окруженный водой.

Найдите на карте другие острова. Покажите их.

Полуостров Камчатский – это участок суши, вдающийся, в воду.

Найдите на карте другие полуострова. Покажите их.

VI. Дальнейшая остановка по морям, озерам и рекам

Учитель. Берега России омывают моря трех океанов. Давайте покажем их.

Северный Ледовитый океан на севере. На западе – Атлантический. На востоке – Тихий. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.

Балтийское и Черное – моря Атлантического океана. Они особенно глубоко впадают в сушу. Черное море – теплое, большая его часть никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.

VII. Разговор о “голубых глазах” России

Учитель. “Голубыми глазами” люди называют Каспийское озеро и Байкал.

В России множество больших и маленьких озер, всего свыше двух миллионов. Озера по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать вокруг по берегу. Большинство озер необычайно красивы. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли.

Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Это крупнейшее озеро в мире.

А самое глубокое в России и мире озеро Байкал. Байкал – священное озеро, Байкал-батюшка.

Кто живет по берегам Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как живому, разумному и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренные жители не позволяют себе без нужды даже камень швырнуть в озеро. Если Байкал его сюда положил волной, значит, ему здесь и лежать. Говоря о Байкале нельзя не рассказать легенду об Ангаре.

“В старые времена могучий Байкал был веселым, добрым. Крепко он любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда отец Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала, упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

– Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть каплю воды.

Байкал гневно крикнул:

– Я могу дать только свои слезы!

Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным.

Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: “Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю. Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся”.

Покажите озеро Байкал.

VIII. Последняя остановка – реки

Учитель. В нашей стране кроме озер есть еще реки. Их более миллиона. Есть реки короткие, а есть длинные. Сейчас мы посмотрим на самые известные, крупные реки России – Волга, Обь, Енисей, Лена. Наше путешествие подходит к концу. А приземлимся мы на нашу любимую Кию Это тоже очень красивая река. Она берет начало в горах. Течение реки сначала быстрое, горное, но чем ближе к устью, тем медленнее. Она впадает в реку Чулым. О реке тоже существует легенда.

“На одной из Арчекасских гор жила владычица всех Арчекасских гор с красавицей дочерью по имени Ки. Дочь часто спускалась вниз и гуляла по зеленым лугам.

Однажды гуляя, она встретила незнакомого юношу. Звали его Ягид. Ки и Ягид полюбили друг друга. Мать одобрила выбор дочери и дала согласие на их свадьбу.

Но в тех горах обитало четырехкрылое чудовище Чан-Ган. Он был очень страшный.

Когда Чан-Ган узнал об этой любви, у него появилось столько зла, что все вокруг содрогнулось. Чудовище отправился на тот луг, где встречались Ки и Ягид и стал их поджидать.

Когда чудовище их увидело, то загоготало так страшно, что посыпались камни с гор. Ки вздрогнула и прижалась к Ягиду. Чудовище подлетело к Ягиду и сказало: “Отдай мне ее или я тебя убью!”.

Ягид начал пускать в чудовище стрелы, но они не причинили вред чудищу. Бились они долго. И Чан-Ган убил Ягида, поймал Ки и отнес в свое логово. Чан-Ган просил ее стать его женой, но она не согласилась. День и ночь она плакала, слезы ее лились в болото, они скопились в одном месте, а потом по ущелью потекли ручейком. Постепенно ручеек разрастался и превратился в реку. Вот отсюда и взяла начало река. Когда образовалась река, Ки удалось открыть клетку. Не задумываясь, она бросилась в свои собственные слезы, и понесло ее далеко-далеко. Чудище увидело Ки, и хотело ее спасти, но после боя с Ягидом он был без сил и упал в воду и утонул. Нашли на лугу Ягида и похоронили. Мать не перенесла такого горя и бросилась со скалы вниз. На месте ее падения образовалось озеро Старица. Люди, жившие по берегам реки, называли ее Ки, а потом для удобства произношения добавили букву “я” и получилась Кия. Давайте зачитаем вывод в учебнике.

IX. Итог урока

Учитель. Покажите на карте известные вам реки, озера, горы, моря.

Какое озеро самое глубокое, а какое – самое большое?