Цели:
- дать учащимся знания по истории возникновения песни;
- развивать кругозор, память, внимание;
- воспитывать учащихся на народных традициях.
Оборудование: плакат «Песня – это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, отражающая всю жизнь народа…». Н. В. Гоголь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Работа по теме занятия
Учитель. Сегодня мы поговорим о песне.
«Песня – это народная история, живая, яркая,
исполненная красок, истины, отражающая всю жизнь
народа…», – так сказал Н. В. Гоголь о песне.
Ваша задача: слушать и услышать главное о песне
из той информации, которую вы получите сейчас.
Все присутствующие слушают звон колоколов (грамзапись).
У. Вечер. Человек один в комнате. Все
дела закончены, можно отдохнуть. На улице дождь,
выходить из дому в такую погоду не хочется. Ходит
человек по комнате взад и вперед. То на стул
присядет, то на диване полежит, то в окно
посмотрит – сыро, холодно, капли по стеклу
катятся… – скучно.
Спросишь такого человека, почему он слоняется
без толку по квартире, а он в ответ: «Делать
нечего…». Как делать нечего? А разве так бывает?
Оказывается, бывает и довольно часто. У таких
людей это называется «убить время». Убить время!
Даже страшно становится. А они действительно
«убивают”.
Вот включил радио такой человек, повернул ручку
настройки… – зазвучала музыка. Льется
прекрасная мелодия, поет о чем-то, рассказывает,
делится с человеком своими мыслями, чувствами,
настроениям …. А он равнодушно вертит ручку
дальше… свист… вой…– и оборвалась музыка на
середине фразы, умерла мелодия. Этот человек ее
не услышал. Он и не знает, какое наслаждение может
доставить хорошая музыка, хорошие стихи…
«Не люблю музыку, не люблю стихи», говорит этот
человек.
Но ведь не любит только потому, что ему лень
попытаться понять.
Очень жалко таких людей, очень хочется сказать
им: откройте глаза и уши, заставьте ваши мысли
шевелиться живее, послушайте, посмотрите,
подумайте. Эта музыка звучит для вас. Каждый из
вас может понять все, о чем она говорит с вами.
Все слушают органную музыку (грамзапись).
У. Итак, я хочу остановить ваше
внимание на самом простом и понятном.
Произнесите про себя слово «музыка» и
прислушайтесь: у многих из вас в ушах сразу же
зазвучит какая-то особенно любимая мелодия.
Конечно, это разные мелодии – у каждого своя.
Однако я почти уверена, что между ними есть одно
общее. Думаю, что все они или почти все –
песенные, т.е. мелодии каких-то особенно любимых
песен. Правда?
В этом нет ничего удивительного и странного.
Песня – это действительно самый близкий вам,
простой и понятный вид музыкального
произведения. Вряд ли нужно много говорить о том,
какое огромное место занимает песня в жизни
человека. Вы это знаете не хуже меня. Может быть,
только никогда над этим не задумывались
особенно. Но, если я сейчас попрошу любого из вас
просто назвать знакомые песни, то на такое
перечисление уйдет, наверное, много времени. Вы
назовете мне одну песню, а в памяти начнут
возникать одна за другой мелодии, отдельные
фразы, названия любимых, знакомых и просто где-то
раз услышанных песен. Среди них будут и веселые, и
грустные, и быстрые, и медленные. Песни обо всем и
на все случаи жизни. Кажется, что они возникли
сами собой, непонятно откуда.
Как же все-таки начиналась песня? Разные есть
предположения о том, как вообще возникла музыка.
Одни ученые думают так, другие иначе. Одно
бесспорно – музыка родилась давно, тогда, когда
человек еще очень немного умел делать, когда он
только начинал говорить, а знал совсем мало.
Многое из того, что совершалось у него на глазах в
природе, он не мог себе объяснить и считал
поэтому, что мир населен невидимыми
могущественными существами, которые имеют
власть над жизнью человека. Это они приказывают
литься дождю, светить солнцу, они заставляют
ветер дуть то сильнее, то слабее – словом,
распоряжаются природой как хотят. А раз это так,
то нужно быть с этими существами в хороших
отношениях. Их нельзя сердить, обижать. А если
нужно о чем-то попросить, то просить нужно
по-особому.
То, что протяжный долгий звук красивее и
выразительней короткого, отрывистого, человек
понял уже давно. Очевидно, моля, заклиная о чем-то
невидимых духов, он пробовал тянуть звук,
стараясь делать свой голос звучным, певучим.
Может быть, так все это и было, может быть, было
иначе. Однако, самые древние песни, которые мы
знаем – это заклинания. Их даже трудно назвать
песнями: мелодии их еще очень просты и
примитивны, но все же это были первые песни. Шло
время, песни-заклинания менялись очень медленно
и мало. Ведь они были частью религиозного обряда,
а религия всегда развивалась очень медленно. Со
временем песни-заклинания совсем ушли из быта
людей. Пожалуй, только вот где они остались – у
ребят. Не удивляйтесь. Сами, наверное, не раз пели:
«Дождик, дождик пуще, будет в поле гуще», «Божья
коровка, улети на небо…» и т. д. Вот это и есть
заклинания. Вернее то, что осталось от них –
смешные песенки для самых маленьких.
Однако, трудно представить себе, что заклинания
были единственным видом музыкального творчества
доисторических людей.
Если заглянуть в сборники старинных народных
песен, то найдется там множество таких, которые
посвящены самому главному в жизни человека –
труду, работе. В них не только рассказывается о
труде. Они созданы для того, чтобы их петь во
время работы. Это песни-помощники. Их мелодии,
ритмы приспособлены к движениям человека во
время того или иного труда. Кузнец работает
молотом, ему помогает песня.
Дети исполняют песню «Во кузнице».
У. Сеют – поют, вышли женщины с серпами – поют, на току – тоже поют, но уже новую песню. Зима настала, и тут долгими вечерами за веретеном и прялкой не обходилось без долгой, мелодичной песни.
Песня «Догорай, гори, моя лучина, догорю с тобой и я…».
У. Новое время рождало новые песни. В XVIII веке появились солдатские песни. Зачастую, эти песни отражали трудную солдатскую жизнь и звучали в форме вопросов-ответов.
Песня «Солдатушки, браво-ребятушки».
У. Вряд ли стоит доказывать, что песня
и армия, воин и песня – неотделимы друг от друга.
Песни, созданные в годину суровых испытаний
Великой Отечественной войны, пели не только
воины. Воевал весь народ. Воевала и песня.
Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке…
…Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло…
Вот это все и было – Армия,
Все это Родину спасло.
Песня «Землянка».
– Выстояли, победили, затем восстановили все разрушенное. Надвигался технический прогресс, и опять песня отметила эту страничку.
Песня «Извозчик».
– А сколько частушек задорных, веселых, неповторимых сложено нашим народом! А сколько добрых слов обращено к нашей Родине, к нашей России!
Песня «Уголок России».
– А какой праздник обходился без песни! Особенно детской!
Песни «Новогодняя», «День рожденья…»
II. Итог занятия
1. Беседа
У. Дети, а какое настроение сейчас у
вас?
– У кого настроение стало лучше?
– А почему?
Д. Внимательно слушали, было интересно,
много нового узнали о песне. Песня – спутник
человека на протяжении всей жизни.
У. Сегодня заполнена еще одна страничка
нашего путешествия к истокам песни. А сколько
страничек еще предстоит заполнить!
Эта страничка поможет нам научиться внимательно
слушать и понимать услышанное.
2. Поют все
Ночью, звезды, вдаль бегут по синим рекам.
Утром звезды гаснут без следа.
Только песня остается с человеком.
Песня – верный друг твой навсегда.Через годы, через расстояния,
На любой дороге, в стороне любой.
Песне ты не скажешь до свиданья.
Песня не прощается с тобой.