Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе "В гости к зиме. Растения и животные зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.
  2. Cистематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и растениях зимой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие.

Посмотрите и улыбнитесь друг другу, потому что вам сегодня понадобится дружеская поддержка и взаимопомощь.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Мотивационный момент.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом холодном времени.

Года, о его признаках и приметах, о животных и растениях. Будем отгадывать загадки и попытаемся построить нашу работу по новому – в парах. Послушайте стихотворение:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках.

- О каком времени года идет речь? Ответы .

Правильно, о зиме.

3. Сообщение темы урока.

Назовите признаки зимнего времени года.

В народе сложено много пословиц и поговорок о зиме. А вот несколько народных примет. Прочитаем их вместе:

Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Лес трещит – мороз будет стоять долго.
Ворона ходит по дороге – к теплу.

А теперь соберите рассыпавшуюся поговорку, которая лежит у вас на столе. Работаем коллективно, дружно.

1 ряд: Береги нос в большой мороз.

2 ряд: Много снега – много хлеба.

3 ряд: Зима не лето – в шубу одета.

Чтение по рядам.

Да, зима – трудный период в жизни растений и животных.

- Как подготовились к зиме деревья? Как зимуют? Ответы детей.

- Как зимуют травы?

Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, пшеница, которые уходят под снег зелеными.

- Почему не замерзают? (Снег защищает от мороза)

- Все готовятся к зиме: и люди, и растения. Давайте отправимся в гости к зимующим птицам. Послушайте, что говорится о них в стихотворении:

Улетели птичьи стаи, лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались наших северных гостей .
Кто там ловко и упорно лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный перед стайкою синиц.
У опушки, в старых елках, от зари и до зари
Разговор ведут чечетки, громко вторят снегири.

Иллюстрации птиц.

- А каких еще зимующих птиц вы знаете? Ответы.

- Что для птиц страшнее: голод или холод?

- Как мы можем помочь птицам? Ответы детей.

4. Физкультминутка.

В гости к птицам сходили, теперь погостим у зверей. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:

    Хозяин лесной просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
    Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг,
    По снежочку тык, тык.
    Не мышь, не птица в лесу резвится
    На деревьях живет и орешки грызет.
    Иллюстрации животных.

- Молодцы, отгадали. Теперь нам необходимо заселить (вписать) этих животных в домики, но в определенном порядке. Хорошо, если вы сделаете это в паре, посоветовавшись друг с другом.

Будьте внимательны – слова словарные.

    1 домик: Животное, которое делает запасы на зиму.

    2 домик: Животное, которое зимой ищет корм в природе.

    3 домик: Животное, которое зимой впадает в спячку.

- Справились? Давайте проверим. Ответы детей.

- А каких еще животных можно встретить в зимнем лесу?

- О красоте зимнего леса давайте прочитаем в учебнике.

- Что может произойти с животными леса, если люди вырубят деревья?

5. Итог урока.

- О каком времени года мы говорили?

- Что нового узнали?

Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Я хочу подарить снежинки, символ зимы, тем ребятам, которые особенно хорошо работали.

Спасибо!