Цели и задачи:
- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.
- Cистематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и растениях зимой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие.
Посмотрите и улыбнитесь друг другу, потому что вам сегодня понадобится дружеская поддержка и взаимопомощь.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Мотивационный момент.
Сегодня на уроке мы будем говорить о самом холодном времени.
Года, о его признаках и приметах, о животных и растениях. Будем отгадывать загадки и попытаемся построить нашу работу по новому – в парах. Послушайте стихотворение:
Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках.
- О каком времени года идет речь? Ответы .
Правильно, о зиме.
3. Сообщение темы урока.
Назовите признаки зимнего времени года.
В народе сложено много пословиц и поговорок о зиме. А вот несколько народных примет. Прочитаем их вместе:
Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Лес трещит – мороз будет стоять долго.
Ворона ходит по дороге – к теплу.
А теперь соберите рассыпавшуюся поговорку, которая лежит у вас на столе. Работаем коллективно, дружно.
1 ряд: Береги нос в большой мороз.
2 ряд: Много снега – много хлеба.
3 ряд: Зима не лето – в шубу одета.
Чтение по рядам.
Да, зима – трудный период в жизни растений и животных.
- Как подготовились к зиме деревья? Как зимуют? Ответы детей.
- Как зимуют травы?
Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, пшеница, которые уходят под снег зелеными.
- Почему не замерзают? (Снег защищает от мороза)
- Все готовятся к зиме: и люди, и растения. Давайте отправимся в гости к зимующим птицам. Послушайте, что говорится о них в стихотворении:
Улетели птичьи стаи, лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались наших северных гостей .
Кто там ловко и упорно лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный перед стайкою синиц.
У опушки, в старых елках, от зари и до зари
Разговор ведут чечетки, громко вторят снегири.
Иллюстрации птиц.
- А каких еще зимующих птиц вы знаете? Ответы.
- Что для птиц страшнее: голод или холод?
- Как мы можем помочь птицам? Ответы детей.
4. Физкультминутка.
В гости к птицам сходили, теперь погостим у зверей. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
Не мышь, не птица в лесу резвится
На деревьях живет и орешки грызет.
Иллюстрации животных.
- Молодцы, отгадали. Теперь нам необходимо заселить (вписать) этих животных в домики, но в определенном порядке. Хорошо, если вы сделаете это в паре, посоветовавшись друг с другом.
Будьте внимательны – слова словарные.
1 домик: Животное, которое делает запасы на зиму.
2 домик: Животное, которое зимой ищет корм в природе.
3 домик: Животное, которое зимой впадает в спячку.
- Справились? Давайте проверим. Ответы детей.
- А каких еще животных можно встретить в зимнем лесу?
- О красоте зимнего леса давайте прочитаем в учебнике.
- Что может произойти с животными леса, если люди вырубят деревья?
5. Итог урока.
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового узнали?
Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Я хочу подарить снежинки, символ зимы, тем ребятам, которые особенно хорошо работали.
Спасибо!