Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок-презентация
Цель:
1) учить анализировать текст, видеть идею, смысл рассказа;
2) формировать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения;
3) развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира.
Оборудование: карточки по скорочтению, карточки – настроения для рефлексии, компьютеры, проектор, экран, записи на доске, учебники “Литературное чтение” для 4 класса Н.А.Чураковой.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой учащихся):
На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
II. Рефлексия
- С каким настроением начинаем урок?
- Почему?
III. Разминка
1. Тренинг. Расширение угла зрения.
Индивидуально-дифференцированная работа по карточкам (см.рисунок 1)
“Умейки”, “Почемучки” и “Знайки”.
2. Упражнение “Телетайп”.
- Сколько слов запомнили?
3. Чтение под счет.
IV. Актуализация знаний обучающихся.
1. Какое слово зашифровано на доске?
*.+.-\\V?|
*А. –Ч \\ Е + П. ?О V Х | В
(А.П.Чехов)
2. Работа с компьютером
На экране демонстрируются слайды презентации (см. приложение)
V. Сообщение темы.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова твой ровесник. Барабан времени крутится вперед от Василия Рогова, сына свободного человека, к Ваньке Жукову, который жил почти на 100 лет позже Василия Рогова.
Проблемный вопрос:
Многое ли изменилось в жизни крестьянских детей через 100 лет, когда в учение отдали другого “свободного” человека – Ваньку Жукова?
VI. Чтение и анализ произведения
а) Чтение начала рассказа А.П.Чехова “Ванька” в исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)
Учитель:
- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?
Устное рисование.
Учитель:
- А хотите узнать?
б) Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.
I часть стр.73 со слов: “Ванька перевел глаза на темное окно…” до слов на стр.74 “Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом”.
Чтение “Разведка”
1. “Знайки”
- Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
2. “Умейки”
- Как автор описывает ночь в деревне?
3. “Почемучки”
- От какого лица ведется повествование в этой части?
Задание: Подчеркните слова, которые при чтении вызывают у вас затруднение.
Словарная работа (на индивидуальных досках):
- тулуп
- Млечный путь
- иезуитское ехидство
Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.
(Все самое дорогое, любимое, светлое).
II часть
стр. 74-75 со слов “Ванька вздохнул…”
до слов: “Все равно как за мамку Пелагею..”
Чтение “Работают только губы”
1. Подчеркните слова, значения которых у вас вызывают затруднение.
1) “Знайки”
- Найдите и прочитайте, из чего состоит “учение Ваньки”?
2) “Умейки”
- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
3) “Почемучки”
- Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?
Смотрите, дети, какие страшные слова: “смерть одна”, какая безысходность
Словарь: подпасок
- Какой фразеологизм вы нашли в тексте?
(секи как Сидорову козу)
Обобщение: Кому приходится хуже: Ваньке Жукову или Петьке из рассказа “Петька на даче”?
VII. Физкультминутка.
III часть
стр.75 со слов: “А Москва город большой…” до слов на стр. 76 “К сапожнику Алехину”.
Словарь: клирос
Чтение “Кенгуру”
- Поняли ли вы, о чем речь пойдет в этой части?
Творческая работа
Проверим
Жужжащее чтение
1. “Знайки”
- Как ты думаешь, Ванька более развит, чем Петька? Почему?
2. “Умейки”
- В чем причина этого?
3. “Почемучки”
- Что для Ваньки является его “дачей”, т.е. самыми светлыми воспоминаниями?
Cловарь: рябцы – рябчики
IV часть
1) Чтение “шепотом”
1. “Знайки”
- Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.
Докажите словами из текста.
2. “Умейки”
- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической?
3. “Почемучки”
- Как автор называет письмо?
(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды)
Словарь: отседа – отсюда, гармония – гармошка
2) Выборочное чтение.
3) Выразительное чтение учителем драматической части рассказа.
4) Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми
5) Чтение “как диктор”
6) Пересказ
7) Обобщение.
Учитель:
1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?
2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?
3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?
4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?
Возвращаемся к проблемному вопросу
Изменилась ли жизнь крестьянских детей, когда в учение отдали другого “свободного” человека – Ваньку?
Рассуждения детей.
5. Картинная галерея (см. приложение)
Сходи в картинную галерею, посмотри работы Перова…….
они были современниками Леонида Андреева и Антона Чехова. Помогают ли тебе художники увидеть ту страшную сторону жизни, о которой рассказали Андреев и Чехов?
Учитель:
- Страшно ли тебе оставаться в этом времени?
(А ведь в нем жили и были детьми твои прапрабабушки и прапрадедушки)
- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?
Итог:
Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни.
(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)
И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое Рождество”
VIII. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Продолжи предложения:
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?
IX. Кроссворд (см. приложение)
Учитель: Закрепим знания. Поработаем в парах. Решите кроссворд, работая с компьютером.
Прочитали вопрос, посоветовались, дали ответ шёпотом.
Проверили: правильно или нет.
Поблагодарили друг друга за работу.
Какое ключевое слово получили?
X. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Уровневая дифференциация.
По выбору
1. “Знайки”
- Выучите наизусть отрывок, который произвёл на Вас наибольшее впечатление.
2. “Умейки”
- Перескажите близко к тексту отрывок, который произвёл на Вас наибольшее впечатление.
3. “Почемучки”
- Прочитайте “как диктор” отрывок, который произвёл на Вас наибольшее впечатление.
Спасибо за урок!