Открытый урок по математике в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ввести число 0 и цифру 0.
  2. Рассмотреть свойства 0
  3. Закрепить навыки счета в пределах 9.

Оборудование: Плакаты 3 шт., карточки-письма с примерами в пределах 9,конверт с талонами на новогодние подарки, геометрические фигуры, карточки-мешки, плакат с написанием цифры 0, учебник “Математика 1 класс” Л.Г Петерсон.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-На уроке у нас будет гость. Вот он уже стучится в дверь. Поднимемся по лесенке и встретим его. Чтобы получилось быстрее, будем подниматься через ступеньку, то есть называть числа через один 2, 4, 6, 8, 10.

-Какие числа пропущены? 1, 3,5, 7, 9.

(Плакат с изображением ступенек с цифрами:0, 2, 4, 6, 8, 10)

-Чтобы дверь открылась, нужно сказать волшебные слова: “Сим-сим, откройся!” Скажите эти слова три раза так: тихо, погромче, громко.

-Не открывается.

-Каким предметом можно воспользоваться, чтобы открыть дверь?

- Ключом.

-Давайте сконструируем ключ, который поможет нам открыть дверь.

(Дети выполняют задание в тетрадях)

- Сколько нужно клеток пропустить от предыдущей работы?(4, а вправо 9). Проведите отрезок на 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево,1 вниз, 3 влево, 3 вверх. В верхних 3 клетках проведите диагонали, во второй строчке в первой клетке, вторую пропустите, и во всех остальных тоже проведите диагонали. (Диагональ-отрезок прямой, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне).

- Смотрите, благодаря вашим ключам дверь открылась.

-Кого мы видим?

- Почтальона.

-: Кто знает и может рассказать о работе почтальона?

(Работа почтальона очень трудна. В любую погоду ему приходиться разносить почту, подниматься с тяжелой сумкой на этажи).

Давайте ему поможем. А он, в свою очередь, поможет нам лучше научиться считать.

-Вы согласны?

- Да!

- Не всегда бывает легко почтальону отыскать нужный номер дома. Решите примеры.

Игра “Самый быстрый почтальон”

Учитель раздает 8-ми ученикам по конверту с примерами на сложение и вычитание. Дети сидящие за партами изображают дома с номерами.

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Конверты ребята подписывают и ставят номер дома на конверте.(Первые три почтальона получают фишки).

- В какой дом не принесли письмо?

- В девятый.

– Сколько писем принесли в 9-ый дом? (Нисколько).

3. Постановка темы урока.

- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).

- Число ноль на письме мы обозначаем цифрой 0.

- Посмотрите на цифру 0!

На какую букву похожа?

- Из скольких элементов состоит? (1)

- Начнем писать цифру ноль ниже верхнего правого угла, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начало овала.

- Откройте учебник-тетрадь, обведите по контуру цифру ноль.

- Подчеркните самые красивые цифры и оцените себя.

- Поменяйтесь тетрадями.

- Кто может похвалить своего соседа? ( Дети получают фишки, кого похвалили)

- Рассмотрите рисунки верхние слева. Где место 0 на числовом отрезке? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке)

- Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)

– Как обозначена площадка перед первой ступенькой на плакате?

- Нулем? Нолем? Правильно и так и так.

- Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)

– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара)

- Какое устойчивое выражение мы узнали, когда знакомились со словарями?

- “Ноль без палочки”. (Ничего не стоящий человек)

Физкультминутка.

– Сколько предметов находится в мешке, который нарисовал художник в учебнике? (Ноль)

- Сколько листьев на ветке? (Ноль)

- Сколько точек на костяшке домино? (Ноль)

- Вы хотите больше узнать про число 0?

- Да!

- Разложите мешки у себя на партах.

- Как называется первый мешок, второй и третий?

- Когда мы прибавляем? (1 слагаемое, 2 слагаемое, мешок-сумма)

- Что получим при сложении числа 3 с нулем? Проверьте, прибавляя 3 с нулем.

- Запишите ответ и сделайте вывод.(При сложении числа с нулем получим то самое число)

- А если будет другое число (5)?

- Тогда запишем вывод для любого числа? Обозначим любое число буквой а, а+0=а (тоже самое число)

- А если первое слагаемое будет 0, а второе 3? Чему будет равна сумма? Получим 3, то самое число.

- Каким правилом мы воспользовались? (Перестановка слагаемых)

Свойства 0

1. В первый мешок кладем 3, к ним прибавим “пустой” мешок.

- Что получим в результате? (то самое число). Дорисуйте в “мешок” - сумму 3.

Значит, что напишем в равенстве в пустую клетку? (3+0=3)

- Всегда ли получится то самое число, при сложении числа с нулем?

- Да? Почему?

- Как записать в общем виде для всех чисел?

а+0=а

При сложении “мешка” с пустым “ мешком” его содержимое не изменяется.

А если к пустому “мешку” прибавим “мешок” с 3 фигурами? Что получим в мешке-сумме? (3). Дорисуйте 3. Что допишем в равенство? (0+3=3)

- Какое правило можно применить в этом случае? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется).

2. А теперь попробуем из мешка, в котором два кружка вычесть пустой “мешок”.

-Что получим? Два кружка. Дорисуйте в мешок-сумму два кружка. А в равенстве 2-0=2

- Как записать в общем виде?

а-0=а

(Если из любого числа вычесть 0, то получим, то самое число).

- Сколько кружочков в мешке? (2). А во втором? (2)

- Что дорисуем в пустой мешок? (Ничего).

- Что запишем в равенство? (0).

- Что получим? (Ничего) или (0).

- Как записать в общем виде?

а-а=0

3.Что получим, если к пустому “мешку” прибавим пустой “мешок”? (Пустой мешок, ничего, 0).

- Что нарисуем в мешок-сумму? (Ничего).

- А что допишем в равенство? (0)

- Как записать в общем виде? (0-0=0).

- Что мы записали?

- Это свойства нуля!

4. Закрепление.

Попробуем найти значения выражений в задании №4 (Математика 1 класс, Л.Г. Петерсон)

Первая строка с проговариванием.

5-5=0 (если из целого вычисть часть равную целому, то получим ноль)

6-0=6(получим то самое число)

9-0=9(получим то самое число)

Вторая строка. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

8-0=8, 0+2=2,7-7=0. Ответы на доске. Оцените себя. (+, -, +-.)

Итог: Что вы можете рассказать про нуль? Дети читают стихи и загадки.

- На чем доставляют почту? (На самолетах, поездами, на машинах.)

- А извещение кто приносит?

- А кто хочет быть почтальоном или работать на почте?

- Нам тоже пришло письмо от Деда Мороза (В нем талоны на Новогодние подарки за хорошую учебу).

- Лучшие помощники почтальона получают первые “5” по математике.

Спасибо за работу.