Цели урока:
- Ввести число 0 и цифру 0.
- Рассмотреть свойства 0
- Закрепить навыки счета в пределах 9.
Оборудование: Плакаты 3 шт., карточки-письма с примерами в пределах 9,конверт с талонами на новогодние подарки, геометрические фигуры, карточки-мешки, плакат с написанием цифры 0, учебник “Математика 1 класс” Л.Г Петерсон.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-На уроке у нас будет гость. Вот он уже стучится в дверь. Поднимемся по лесенке и встретим его. Чтобы получилось быстрее, будем подниматься через ступеньку, то есть называть числа через один 2, 4, 6, 8, 10.
-Какие числа пропущены? 1, 3,5, 7, 9.
(Плакат с изображением ступенек с цифрами:0, 2, 4, 6, 8, 10)
-Чтобы дверь открылась, нужно сказать волшебные слова: “Сим-сим, откройся!” Скажите эти слова три раза так: тихо, погромче, громко.
-Не открывается.
-Каким предметом можно воспользоваться, чтобы открыть дверь?
- Ключом.
-Давайте сконструируем ключ, который поможет нам открыть дверь.
(Дети выполняют задание в тетрадях)
- Сколько нужно клеток пропустить от предыдущей работы?(4, а вправо 9). Проведите отрезок на 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево,1 вниз, 3 влево, 3 вверх. В верхних 3 клетках проведите диагонали, во второй строчке в первой клетке, вторую пропустите, и во всех остальных тоже проведите диагонали. (Диагональ-отрезок прямой, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне).
- Смотрите, благодаря вашим ключам дверь открылась.
-Кого мы видим?
- Почтальона.
-: Кто знает и может рассказать о работе почтальона?
(Работа почтальона очень трудна. В любую погоду ему приходиться разносить почту, подниматься с тяжелой сумкой на этажи).
Давайте ему поможем. А он, в свою очередь, поможет нам лучше научиться считать.
-Вы согласны?
- Да!
- Не всегда бывает легко почтальону отыскать нужный номер дома. Решите примеры.
Игра “Самый быстрый почтальон”
Учитель раздает 8-ми ученикам по конверту с примерами на сложение и вычитание. Дети сидящие за партами изображают дома с номерами.
Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Конверты ребята подписывают и ставят номер дома на конверте.(Первые три почтальона получают фишки).
- В какой дом не принесли письмо?
- В девятый.
– Сколько писем принесли в 9-ый дом? (Нисколько).
3. Постановка темы урока.
- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).
- Число ноль на письме мы обозначаем цифрой 0.
- Посмотрите на цифру 0!
На какую букву похожа?
- Из скольких элементов состоит? (1)
- Начнем писать цифру ноль ниже верхнего правого угла, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начало овала.
- Откройте учебник-тетрадь, обведите по контуру цифру ноль.
- Подчеркните самые красивые цифры и оцените себя.
- Поменяйтесь тетрадями.
- Кто может похвалить своего соседа? ( Дети получают фишки, кого похвалили)
- Рассмотрите рисунки верхние слева. Где место 0 на числовом отрезке? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке)
- Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)
– Как обозначена площадка перед первой ступенькой на плакате?
- Нулем? Нолем? Правильно и так и так.
- Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара)
- Какое устойчивое выражение мы узнали, когда знакомились со словарями?
- “Ноль без палочки”. (Ничего не стоящий человек)
Физкультминутка.
– Сколько предметов находится в мешке, который нарисовал художник в учебнике? (Ноль)
- Сколько листьев на ветке? (Ноль)
- Сколько точек на костяшке домино? (Ноль)
- Вы хотите больше узнать про число 0?
- Да!
- Разложите мешки у себя на партах.
- Как называется первый мешок, второй и третий?
- Когда мы прибавляем? (1 слагаемое, 2 слагаемое, мешок-сумма)
- Что получим при сложении числа 3 с нулем? Проверьте, прибавляя 3 с нулем.
- Запишите ответ и сделайте вывод.(При сложении числа с нулем получим то самое число)
- А если будет другое число (5)?
- Тогда запишем вывод для любого числа? Обозначим любое число буквой а, а+0=а (тоже самое число)
- А если первое слагаемое будет 0, а второе 3? Чему будет равна сумма? Получим 3, то самое число.
- Каким правилом мы воспользовались? (Перестановка слагаемых)
Свойства 0
1. В первый мешок кладем 3, к ним прибавим “пустой” мешок.
- Что получим в результате? (то самое число). Дорисуйте в “мешок” - сумму 3.
Значит, что напишем в равенстве в пустую клетку? (3+0=3)
- Всегда ли получится то самое число, при сложении числа с нулем?
- Да? Почему?
- Как записать в общем виде для всех чисел?
а+0=а
При сложении “мешка” с пустым “ мешком” его содержимое не изменяется.
А если к пустому “мешку” прибавим “мешок” с 3 фигурами? Что получим в мешке-сумме? (3). Дорисуйте 3. Что допишем в равенство? (0+3=3)
- Какое правило можно применить в этом случае? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется).
2. А теперь попробуем из мешка, в котором два кружка вычесть пустой “мешок”.
-Что получим? Два кружка. Дорисуйте в мешок-сумму два кружка. А в равенстве 2-0=2
- Как записать в общем виде?
а-0=а
(Если из любого числа вычесть 0, то получим, то самое число).
- Сколько кружочков в мешке? (2). А во втором? (2)
- Что дорисуем в пустой мешок? (Ничего).
- Что запишем в равенство? (0).
- Что получим? (Ничего) или (0).
- Как записать в общем виде?
а-а=0
3.Что получим, если к пустому “мешку” прибавим пустой “мешок”? (Пустой мешок, ничего, 0).
- Что нарисуем в мешок-сумму? (Ничего).
- А что допишем в равенство? (0)
- Как записать в общем виде? (0-0=0).
- Что мы записали?
- Это свойства нуля!
4. Закрепление.
Попробуем найти значения выражений в задании №4 (Математика 1 класс, Л.Г. Петерсон)
Первая строка с проговариванием.
5-5=0 (если из целого вычисть часть равную целому, то получим ноль)
6-0=6(получим то самое число)
9-0=9(получим то самое число)
Вторая строка. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
8-0=8, 0+2=2,7-7=0. Ответы на доске. Оцените себя. (+, -, +-.)
Итог: Что вы можете рассказать про нуль? Дети читают стихи и загадки.
- На чем доставляют почту? (На самолетах, поездами, на машинах.)
- А извещение кто приносит?
- А кто хочет быть почтальоном или работать на почте?
- Нам тоже пришло письмо от Деда Мороза (В нем талоны на Новогодние подарки за хорошую учебу).
- Лучшие помощники почтальона получают первые “5” по математике.
Спасибо за работу.