Проблема организации обучения иностранным языкам на старшем этапе является актуальной и может быть решена по-разному. Весьма интересным и плодотворным представляется использование образцов англоязычной поэзии для достижения ведущих целей обучения, определенных концепцией модернизации Российского образования, реализации личностно-ориентированного подхода.
Следует отметить, что отдельные поэтические произведения предлагаются авторами современных учебно-методических комплектов для 10-11 классов по английскому языку, методические аспекты работы над стихотворением анализируются на страницах журнала “Иностранные языки в школе”, но системного подхода к изучению английской поэзии на уроках не разработано.
Знакомство с поэтическими произведениями стран изучаемого языка способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучение английской поэзии стимулирует познавательную активность школьников, развивает их мышление, знакомит их с культурой народа, язык которого они изучают. Приобщение к лучшим образцам иноязычной поэзии способствует преодолению национального культуроцентризма и расширяет кругозор учащихся.
Предлагаемый в данной статье курс изучения английской поэзии основан на опыте использования стихотворений на уроках 10-11 классах в течение многих лет.
Программа предусматривает определение целей и задач курса, содержание (тематику поэтических произведений), организацию работы над стихотворением. Программа может быть использована в качестве элективного курса для профильной подготовки учащихся на старшей ступени.
Конечная цель данного курса – научить школьников читать наизусть и интегрировать оригинальный текст поэтического произведения. Названная цель реализуется посредством решения ряда практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В основе практических задач лежит овладение целым рядом умений:
- понимать содержание прослушанного
стихотворения;
- воспринимать идейно-эмоциональное содержание
стихотворения;
- разбираться в стилистических и языковых
особенностях стихотворения;
- выделять проблематику поэтического
произведения и видеть ее связь с общественным
развитием;
- творчески переосмысливать текст.
Основная развивающая задача курса – пробудить у учащихся интерес к критическому и аналитическому восприятию поэтического произведения. Не менее важно научить школьников самостоятельно формулировать свою точку зрения по предлагаемой автором стихотворения проблематике. При этом речь идет не только об умении убеждать оппонента в правильности своих аргументов, но и об умении понять, а в иных случаях – и принять его позицию.
Образовательная задача состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представление об англоязычной поэзии как составной части мирового художественного процесса.
Воспитательная – прививать у учащихся любовь к поэзии, обогатить духовный мир ребенка.
В процессе работы над стихотворением можно выделить два этапа, для каждого из которых характерны свои специфические задачи.
Основная задача первого года обучения (Х класс) – привитие интереса к английской поэзии, доступной для учащихся в содержательном и языковом отношениях. На втором году обучения (XI класс) на первый план выдвигается обучение интерпретации и творческому переосмысливанию стихотворения.
Предлагаемые для изучения стихотворения представляют собой выдающиеся произведения англоязычной поэзии, отобранные с учетом возрастных психологических особенностей и интересов детей. Школьники знакомятся с поэзией Томаса Мура, Томаса Худа, Роберта Бёрнса, Г. Лонгфелло, Д.Байрона и других.
Учебный материал распределен от более простых стихотворений (легких для запоминания) к более сложным (по содержанию) и большим по объему.
Примерная тематика стихотворений: “Дружба”, “Природа”, “Любовь”, “Размышления о красоте и гармонии”.
К концу Х класса учащиеся должны:
- выучить 4 стихотворения наизусть;
- уметь выражать свое мнение и обосновывать его;
- научиться использовать соответствующую
справочную литературу и словари;
- подбирать пословицы, выражающие основную тему
стихотворения;
- уметь делать свой (по возможности) стихотворный
перевод.
К концу XI класса учащиеся должны:
- знать наизусть 4 стихотворения;
- выражать и обосновывать свое мнение по
содержанию стихотворения, вести обсуждение
поднятой проблемы;
- выполнять проектную работу и оформлять ее в
виде презентации, доклада, альбома и других;
- самостоятельно делать свой поэтический
перевод.
Основные положения, на которых строится процесс работы над стихотворением:
1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Курс построен на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий учет уровня обученности школьников, реализуется в данном курсе через:
- использование материала разного
уровня трудности (например, индивидуальная
работа с раздаточным материалом (заданиями к
стихотворению), когда каждый ученик получает
возможность работать в соответствии с уровнем
языковой подготовки);
- использование опор различной степени
развернутости (план, ключевые слова, выражения
предлагаются учащимся с низким и средним уровнем
обученности для построения высказывания при
обсуждении проблематики стихотворения);
- разный объем знаний учащихся по анализу
выученного стихотворения;
- разные способы контроля.
Как показывает опыт работы, все это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками, умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и ее продуктивность.
4. В основе технологии организации работы над стихотворением – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Далее приведены методы и приемы, которые включает эта технология.
Методы: |
Приемы: |
1. Ознакомление - с новыми лексическими единицами; |
- слушание и восприятие; |
2. Тренировка |
- ответы на вопросы; |
3. Практика |
- обсуждение проблемы
стихотворения в парах, группе; |
Изучение английской поэзии предполагается в течение двух лет на Ш ступени обучения, независимо от учебно-методического комплекта, используемого учителем в 10, 11 классах. На изучение каждого стихотворения отводится одна учебная четверть. Количество конкретных часов, отводимых для работы над каждым стихотворением, не регламентируется. Учитель имеет возможность, в случае необходимости, заменить какое-либо стихотворение другим.
Работа над стихотворением предваряется сообщением учителя об особенностях творчества данного писателя, страноведческим комментарием и ознакомлением с новыми словами.
После прослушивания первичного восприятия стихотворения учащимся рекомендуется выполнить следующую серию упражнений (по усмотрению учителя):
1. Упражнения, направленные на контроль понимания содержания прочитанного:
- ответьте на следующие вопросы.
2. Упражнения по интерпретации текста стихотворения. Они могут включать следующие задания:
- ответьте на проблемные вопросы
(обсудите проблему);
- определите главную идею поэтического
произведения;
- выделите в тексте и прокомментируйте средства
художественной выразительности, которые
использует автор.
3. Креативные упражнения. Эти упражнения ставят перед учащимися задачу творчески переосмыслить прочитанные на основе собственных оценочных установок.
На этом этапе учащимся могут быть предложены следующие задания:
- сделайте поэтический перевод
стихотворения;
- проиллюстрируйте стихотворение;
- сделайте проект, презентацию.
На протяжении всего курса работы над стихотворением существенное внимание должно уделяться организации самостоятельной деятельности учащихся.
Значительную роль в процессе обучения играют межпредметные связи, в первую очередь, - с курсами литературы и истории. Полученные учащимися на уроках литературы сведения об основных литературоведческих понятиях существенно облегчают им анализ и интерпретацию английской поэзии. Знания же приобретенные школьниками в ходе знакомства с курсами зарубежной истории, способствуют лучшему пониманию взаимосвязи творчества того или иного поэта с мировым художественным процессом.
Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. А где интерес, там и успех.
Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлеченный делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям. Хорошие, доверительные отношения с ними считаю залогом успеха. Важно понимать каждого ребенка, видеть глаза своих воспитанников, “шагать” вместе с ними, учить их учиться, воспитывать каждым своим уроком. Вместе с детьми я радуюсь и огорчаюсь, наблюдаю, анализирую, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Стараюсь находить такие пути решения, такие формы и приемы, которые обеспечивали бы интерес у детей к изучению, их активность, работоспособность, желание работать дома, творческую инициативу и высокое качество знаний.
Одним из таких эффективных приемов я считаю использование стихотворений на уроках английского языка.
Работа над поэтическими произведениями способствует активной творческой деятельности учащихся, стимулирует мотивацию учения. Систематическая работа над стихотворением развивает ребенка, обогащает его духовный мир, прививает чуткость к поэтическому слову, радует и изумляет музыкальностью и яркостью языка, учит видеть красоту природы. Поэзия дает импульс к творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Большое внимание в работе я уделяю отбору стихотворений, в основу которых положены принципы: тематический, познавательный, дидактический.
Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным и повышает интерес к изучению предмета.
Безусловно, что очень многое зависит от учителя, от его любви к поэзии, понимания ее, личного отношения к поэтическим произведениям, умения увлечь ребят, вселить в них веру в свои творческие способности. Если это удается, то и слабые ученики порой способны приятно удивить своими поэтическими переводами.
Подходы к работе над стихами на уроках иностранного языка могут быть различными, в зависимости от того какие задачи ставит учитель, и от возраста учащихся.
Если в младших классах стихи используются как один из наиболее эффективных видов фонетической зарядки, помогают пополнить словарный запас слов учащихся, усвоить лексический или грамматический материал по теме, то в старших классах работа над стихами приобретает другой характер. Это уже работа не столько над фонетикой, сколько над содержанием. Значительное внимание уделяется при этом художественным изобразительным средствам языка и стилю поэтического произведения.
Работа над стихотворением включает такие основные этапы:
1.Подготовка учащихся к первичному прослушиванию стихотворения с целью снятия языковых трудностей (на доске записываются новые слова, незнакомые выражения).
2. Первичное прослушивание стихотворения.
3. Самостоятельное прочтение его учащимися.
4. Проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного и анализ изобразительных средств языка.
5. Выразительное чтение стихотворения школьниками.
6. Перевод его учащимися на русский язык.
7. Знакомство с имеющимися переводами данного стихотворения.
8. Подбор пословиц, выражающих основную тему стихотворения.
9. Творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности, стихотворный перевод.
10. Составление проекта (презентация).
Предлагаю учащимся проводить серьезную работу над стихотворением в старших классах. Считаю, что если сделать поэтические произведения предметом исследования, то можно получить хорошие результаты.
Что конкретно дает такая работа:
1. Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся. В стихах встречаются реалии страны изучаемого языка, новые незнакомые слова и так далее. Это способствует развитию у школьников чувства языка, получению знаний его стилистических возможностей.
2. Стихотворение помогает более прочно усвоить и активизировать грамматические структуры.
3. При заучивании стихотворения совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки, закрепляются правила фразового ударения, особенности рифмы. При формировании фонетических навыков учащихся необходимо уделять внимание чтению стихов также для того, чтобы показать красоту звучания английского языка, его ритмов и звуков.
4. В процессе работы над стихотворением повторяются и активизируются многие программные темы (“Экология”, “Дружба”, “Любовь”, “Природа”, “Красота и гармония”).
В Приложении даны примеры использования некоторых стихотворений на уроке с поэтическим переводом известных поэтов, а также переводы учащихся.