Интегрированное занятие "Белоснежная зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи;
  • Воспитывать речевую активность, активизировать словарь по теме “Зима”.
  • Упражнять в правильном произношении звука “с” с опорой на материал занятия;
  • Упражнять в словообразовании от слова “снег”, в согласовании существительных с прилагательными, причастиями;
  • Упражнять в диалогической форме речи (беседа по теме); учить отвечать полным ответом;
  • Развивать логическое мышление, внимание, координацию крупных и мелких движений, координацию слова с движением;
  • Учить выражать настроение мимикой и пантамимикой.

Материалы и оборудование:

  • рисунок-профиль артикуляции “с”, картинки: снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, снегопад, снегоход, снегокат – используются в оформлении группы на занятии;
  • разрезные картинки (неживая природа зимой, животные зимой, одежда людей, труд и отдых зимой);
  • гуашь, коктейльные трубочки, альбомные листы бумаги, салфетки, магнитофон, кассета “Времена года” П.И.Чайковского.

Ход занятия

Организационный момент: дети стоят полукругом у окна. Предлагаю послушать, какие звуки слышны за окном (обсуждаем).

Воспитатель:

- Какое сегодня утро? Называйте разные слова. (пасмурное, холодное, морозное, хмурое, неприветливое, солнечное, доброе).

- А какое у вас настроение? Покажите.

Ребёнок загадывает загадку:

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки?

Воспитатель:

- Закройте глаза и шёпотом произнесите: зима.

- Что вы почувствовали, увидели? (стало холодно, грустно, радостно, я люблю зиму.)

- Покажите, как вы съёжились от холода, а теперь отогрелись, развеселились.

Дети садятся на стульчики, и воспитатель предлагает поговорить о зиме.

- Как вы узнали, что наступила зима?

- Как светит и греет солнце зимой?

- Какое бывает небо? (серое, пасмурное, закрытое снеговыми тучами, голубое).

- Какой ветер дует зимой?

- Что вы можете рассказать о деревьях зимой?

- Как зимуют звери, птицы?

Ребёнок загадывает загадку:

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

Воспитатель:

- Какой первый звук в слове “снег”? (“с”).

- Говорите его правильно: показываю на профиль артикуляции “с”.

- Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).

- Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)

- Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся, тают, блестят, сверкают, искрятся.)

- А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит слово и бросает мяч ребёнку:

- одна снежинка, а несколько – …снежинки;

- снег, а ласково – …снежок;

- ком из снега - …снежок;

- мальчик из снега –… снеговик;

- девочка из снега – …снегурочка;

- тётя из снега – …снежная баба

- птица –…снегирь;

- цветок –… подснежник.

- А теперь я скажу несколько слов, а вы должны их объединить и составить одно слово:

- снег падает –… снегопад;

- машина, которая ходит по снегу –… снегоход;

- сани с рулевым управлением –… снегокат.

- Какая общая звуковая часть у всех этих слов? (снег).

Предлагаю детям сесть на стульчики и посмотреть, что лежит на подносе.(снег). Дети берут его в руки и рассуждают о его свойствах.

- Какого он цвета?

- Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).

- Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).

- Какие красивые слова можно сказать о снеге?

- Если снег искрится на солнышке, значит он - …искристый;

- Снег сверкает - …сверкающий;

- Снег серебрится - …серебристый;

- Снег рассыпается - …рассыпающийся;

- Снег хрустит - …хрустящий.

- Как вы думаете, для чего мы окучиваем деревья снегом? (чтобы не замёрзли корни деревьев).

- Вы считаете, что снег согревает деревья и кустарники? (нет, он только не пропускает холодный воздух).

Физкультминутка “Снежинка”

Кружатся снежинки
В воздухе морозном

Падают на землю
Кружевные звёзды

Вот одна упала
На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.

- дети кружатся на носочках

- медленно приседают, руками показывая
плавное движение снежинок

- встают, ловят воображаемую
снежинку на ладошку

- бережно прикрывают снежинку
на ладони другой ладошкой.

Воспитатель:

- Посмотрите, что у меня в руках: разрезные картинки. Чтобы увидеть, что на них нарисовано, нужно собрать целую картинку. Раздаю детям по одной картинке, а они объединяются в семейки, собирая общую картинку по сюжету:

  • неживая природа, деревья
  • дикие животные, птицы
  • одежда людей, труд, отдых.

- Я прошу вас внимательно посмотреть на картинку, которую вы собрали, обсудить, что вы знаете и рассказать другим детям. Может быть, вы знаете что-то интересное, то, чего не знают другие. (Дети собирают разрезную картинку, обсуждают в семейках. Один из семейки рассказывает всем).

Примерные рассказы по картинке:

1. Солнце зимой светит, но не греет. На небе тучи, из которых идет снег. Снег лежит везде: на земле, на деревьях, на домах. Часто дует холодный ветер. Зимой деревья стоят голые, зеленые только ель, сосна – у них вместо листьев на ветках иголки. Деревья спят.

2. Животные зимой надевают теплую шубу. Мех у нее гуще, и шуба теплее. Зимой медведь спит в берлоге. Спит еж, барсук. Другие звери бегают по лесу, ищут себе добычу. Птицы прилетают поближе к дому человека. У нас в городе зимой живут воробьи, синички, снегири, вороны, голуби. Иногда прилетают свиристели, дятлы.

3. Зимой люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, шапки, валенки. Зимой много работы: нужно убирать снег, строить горки, заливать катки. Мы любим кататься на санках, лыжах, с горки, на коньках, играть в снежки, лепить снеговиков. Еще зимой бывает Новый год.

В заключение предлагают отгадать загадки, но не простые, а пальчиковые (каждая семейка показывает свою загадку, например, дерево, животное, птицу.)

Воспитатель:

- Сколько интересного мы вспомнили сегодня о зиме. А теперь давайте поиграем в игру “Хорошо-плохо”. ( Зима: что хорошо, что плохо.)

Воспитатель:

- Хотите ли вы отправиться в зимний лес? Только сначала надо его нарисовать. Чем можно рисовать? (карандашом, кисточкой, пальчиком, ладошкой). А мы с вами будем рисовать с помощью трубочки, выдувая воздух. Последовательность рисования:

1. Нужно капнуть каплю краски на лист бумаги внизу рисунка.

2. Подуть из трубочки на каплю, но не сверху, а как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

Под музыку П.И.Чайковского дети проходят к столам, выбирают коктейльные трубочки, краски и рисуют деревья. По окончании работы составляют общую картинку и обсуждают ее.

Используемая литература.

1. “Дошкольная педагогика” № 1 2003

2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки Я., 2004