Задачи:
- Уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи;
- Воспитывать речевую активность, активизировать словарь по теме “Зима”.
- Упражнять в правильном произношении звука “с” с опорой на материал занятия;
- Упражнять в словообразовании от слова “снег”, в согласовании существительных с прилагательными, причастиями;
- Упражнять в диалогической форме речи (беседа по теме); учить отвечать полным ответом;
- Развивать логическое мышление, внимание, координацию крупных и мелких движений, координацию слова с движением;
- Учить выражать настроение мимикой и пантамимикой.
Материалы и оборудование:
- рисунок-профиль артикуляции “с”, картинки: снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, снегопад, снегоход, снегокат – используются в оформлении группы на занятии;
- разрезные картинки (неживая природа зимой, животные зимой, одежда людей, труд и отдых зимой);
- гуашь, коктейльные трубочки, альбомные листы бумаги, салфетки, магнитофон, кассета “Времена года” П.И.Чайковского.
Ход занятия
Организационный момент: дети стоят полукругом у окна. Предлагаю послушать, какие звуки слышны за окном (обсуждаем).
Воспитатель:
- Какое сегодня утро? Называйте разные слова. (пасмурное, холодное, морозное, хмурое, неприветливое, солнечное, доброе).
- А какое у вас настроение? Покажите.
Ребёнок загадывает загадку:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки?
Воспитатель:
- Закройте глаза и шёпотом произнесите: зима.
- Что вы почувствовали, увидели? (стало холодно, грустно, радостно, я люблю зиму.)
- Покажите, как вы съёжились от холода, а теперь отогрелись, развеселились.
Дети садятся на стульчики, и воспитатель предлагает поговорить о зиме.
- Как вы узнали, что наступила зима?
- Как светит и греет солнце зимой?
- Какое бывает небо? (серое, пасмурное, закрытое снеговыми тучами, голубое).
- Какой ветер дует зимой?
- Что вы можете рассказать о деревьях зимой?
- Как зимуют звери, птицы?
Ребёнок загадывает загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Воспитатель:
- Какой первый звук в слове “снег”? (“с”).
- Говорите его правильно: показываю на профиль артикуляции “с”.
- Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).
- Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)
- Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся, тают, блестят, сверкают, искрятся.)
- А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит слово и бросает мяч ребёнку:
- одна снежинка, а несколько – …снежинки;
- снег, а ласково – …снежок;
- ком из снега - …снежок;
- мальчик из снега –… снеговик;
- девочка из снега – …снегурочка;
- тётя из снега – …снежная баба
- птица –…снегирь;
- цветок –… подснежник.
- А теперь я скажу несколько слов, а вы должны их объединить и составить одно слово:
- снег падает –… снегопад;
- машина, которая ходит по снегу –… снегоход;
- сани с рулевым управлением –… снегокат.
- Какая общая звуковая часть у всех этих слов? (снег).
Предлагаю детям сесть на стульчики и посмотреть, что лежит на подносе.(снег). Дети берут его в руки и рассуждают о его свойствах.
- Какого он цвета?
- Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).
- Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).
- Какие красивые слова можно сказать о снеге?
- Если снег искрится на солнышке, значит он - …искристый;
- Снег сверкает - …сверкающий;
- Снег серебрится - …серебристый;
- Снег рассыпается - …рассыпающийся;
- Снег хрустит - …хрустящий.
- Как вы думаете, для чего мы окучиваем деревья снегом? (чтобы не замёрзли корни деревьев).
- Вы считаете, что снег согревает деревья и кустарники? (нет, он только не пропускает холодный воздух).
Физкультминутка “Снежинка”
Кружатся снежинки
В воздухе морозномПадают на землю
Кружевные звёздыВот одна упала
На мою ладошку.Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.- дети кружатся на носочках
- медленно приседают, руками показывая
плавное движение снежинок- встают, ловят воображаемую
снежинку на ладошку- бережно прикрывают снежинку
на ладони другой ладошкой.
Воспитатель:
- Посмотрите, что у меня в руках: разрезные картинки. Чтобы увидеть, что на них нарисовано, нужно собрать целую картинку. Раздаю детям по одной картинке, а они объединяются в семейки, собирая общую картинку по сюжету:
- неживая природа, деревья
- дикие животные, птицы
- одежда людей, труд, отдых.
- Я прошу вас внимательно посмотреть на картинку, которую вы собрали, обсудить, что вы знаете и рассказать другим детям. Может быть, вы знаете что-то интересное, то, чего не знают другие. (Дети собирают разрезную картинку, обсуждают в семейках. Один из семейки рассказывает всем).
Примерные рассказы по картинке:
1. Солнце зимой светит, но не греет. На небе тучи, из которых идет снег. Снег лежит везде: на земле, на деревьях, на домах. Часто дует холодный ветер. Зимой деревья стоят голые, зеленые только ель, сосна – у них вместо листьев на ветках иголки. Деревья спят.
2. Животные зимой надевают теплую шубу. Мех у нее гуще, и шуба теплее. Зимой медведь спит в берлоге. Спит еж, барсук. Другие звери бегают по лесу, ищут себе добычу. Птицы прилетают поближе к дому человека. У нас в городе зимой живут воробьи, синички, снегири, вороны, голуби. Иногда прилетают свиристели, дятлы.
3. Зимой люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, шапки, валенки. Зимой много работы: нужно убирать снег, строить горки, заливать катки. Мы любим кататься на санках, лыжах, с горки, на коньках, играть в снежки, лепить снеговиков. Еще зимой бывает Новый год.
В заключение предлагают отгадать загадки, но не простые, а пальчиковые (каждая семейка показывает свою загадку, например, дерево, животное, птицу.)
Воспитатель:
- Сколько интересного мы вспомнили сегодня о зиме. А теперь давайте поиграем в игру “Хорошо-плохо”. ( Зима: что хорошо, что плохо.)
Воспитатель:
- Хотите ли вы отправиться в зимний лес? Только сначала надо его нарисовать. Чем можно рисовать? (карандашом, кисточкой, пальчиком, ладошкой). А мы с вами будем рисовать с помощью трубочки, выдувая воздух. Последовательность рисования:
1. Нужно капнуть каплю краски на лист бумаги внизу рисунка.
2. Подуть из трубочки на каплю, но не сверху, а как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.
Под музыку П.И.Чайковского дети проходят к столам, выбирают коктейльные трубочки, краски и рисуют деревья. По окончании работы составляют общую картинку и обсуждают ее.
Используемая литература.
1. “Дошкольная педагогика” № 1 2003
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки Я., 2004