В настоящее время уделяется много внимания проблеме экологической грамотности людей. Для того, чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу, понять ее и осознать свое место в ней. Но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, свое мировоззрение, через познание окружающей действительности, нравственность и творческое восприятие мира, расширять в процессе воспитания чувство ответственности за собственное поведение, образ мысли и поступков. Правильное отношение ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения – является главной целью формирования взглядов на окружающую действительность и подготовку детей к дальнейшей жизни.
В основу работы по выбранной теме легли мои идеи практической деятельности осознанно правильного отношения детей к природе при условии тесного взаимодействия с ней. Взаимосвязи интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов в сочетании составляют нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.
Работая по этой теме, стремлюсь подготовить ребенка к школе так, чтобы он не механически воспроизводил полученные знания, а был полноправным, активным участником разговора: рассуждал, объяснял, доказывал. Такой ребенок уже не захочет обращаться со взрослыми с позиции: учитель – обучаемый, он будет стремиться, поставить вопрос и найти на него ответ, используя ситуацию, сформированную систему взглядов на объективный мир.
Образец современного выпускника и реальность, с которой я сталкиваюсь, работая в детском саду, еще раз подтверждает, что проводимая мной работа по теме актуальна и значима.
Ниже приведен конспект одного из занятий направленный на реализацию задач экологического воспитания.
Конспект занятия на тему: “Что будет, если из леса исчезнут птицы?”
Цель: Формировать у детей знания о последствиях исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц.
Задачи:
- Уточнять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни.
- Способствовать развитию интереса к собственным открытиям через исследовательскую работу.
- Повышать умственно – речевую активность через экспериментирование с моделями.
- Воспитывать бережное отношение к птицам и желание заботиться о них.
Методы и приемы:
- Проблемно-познавательный (логические задачи, выведение правила);
- Исследовательский, поисковый (самостоятельное добывание знаний через моделирование);
- Практический (дидактические игры);
- Наглядный;
- Игровой;
- Здоровьесберегающие (смена статики и динамики, физ. минутка);
Оборудование:
Фланелеграф, модели, дидактические картинки, перо, коробочка, бумага, карандаши.
Предшествующая работа: Художественное чтение: В. Бианки “Лесные домики”, А. Барков “Голоса леса”; Рассматривание картин по теме “Птицы”;
Опытно-исследовательская работа: исследование различного оперения (лупы); наблюдение за повадками птиц;
Художественно-творческая деятельность: аппликация “Снегири на ветке рябины”;
Рисование: “Птицы на юг улетели”;
Лепка: “Сорока – белобока”
Художественный труд (оригами): “Голубь”, “Сова”;
Физкультурно-оздоровительная работа (подвижные игры): “Перелет птиц”, “Совушка”, “Коршун и наседки”; Дыхательная гимнастика;
Музыкальное развитие: Логоритмические упражнения; пение песен.
Ход занятия
I.
Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, которая стоит на столе.
- Кто оставил коробочку на столе?
Дети: Карлсон, Светлана Михайловна, волшебник
- Давайте посмотрим, что в ней?
Воспитатель открывает её и достает перо.
- Чье перо может оказаться в коробочке?
Дети: птицы, вороны, голубя
Воспитатель: Птица предлагает вам поиграть с её перышком в игру “Цепочка” (дети становятся в круг).
Правила игры:
Передавая перышко, друг другу называем птиц по порядку и прибавляем название своей. Говорите громко, не повторяя название птиц. Ход игры.
Воспитатель: Как вы думаете, получилась ли у нас игра?
Дети: да, получилась.
Воспитатель: Все ли правила, мы выполняли?
Дети: правила выполняли не все, Маша повторила название птицы, Сережа говорил тихо.
II.
Воспитатель обращает внимание детей, что в коробочке лежали рисунки подруг этой птицы, но кто-то разрезал их.
- Как нам узнать, кто там нарисован?
Дети: нужно собрать картинку.
Обратная сторона картинок двух цветов (синего и зеленого).
Воспитатель: А где будет удобно собирать рисунки?
Дети: на ковре.
Воспитатель: Птица предлагает вам два листа бумаги, соберитесь каждая группа к своему листку (дети собираются в две группы по цвету картинок). Когда рисунок соберете, покажите, что вы готовы. Посоветуйтесь и ответьте, какая птица у вас на рисунке? (Воспитатель проверяет задание).
- Где живет ваша птица? Чем она питается?
Дети: На нашей картинке нарисована ворона, она клюет все, что найдет.
На нашей картинке нарисована цапля. Она любит, есть мелкую рыбу и лягушек.
III.
Воспитатель обращает внимание детей, что в коробочке лежит еще и письмо.
- Хотите послушать, о чем написала нам птица?
Проходите за столы своими компаниями и усаживайтесь поудобнее.
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, ребята!
Посылаю вам письмо.
Помогите мне, пожалуйста,
Я не знаю, что делать.
(Я буду читать вам письмо дальше, а вы выполняйте действия с помощью моделей. Посоветуйтесь и решите, как вы будете отвечать на вопросы птицы).
В моем лесу росли высокие деревья, сочная трава, цвели красивые цветы.
Жили там яркие насекомые, пели птицы, резвились звери.
Вывод: Полюбуйтесь, как хорош и красив был лес. Все ли животные в удобных для себя местах? Где живут ежи, дятел, белки, бабочки?
Дети: ежи, белки, дятлы, бабочки живут в лесу.
Воспитатель: Но вот однажды из леса исчезли птицы. То ли кто их напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не стало.
- Кому от этого станет хорошо?
Дети: насекомым, птицы их раньше ели
Воспитатель: Их станет больше или меньше?
Дети: конечно насекомых стало больше
Воспитатель: Давайте отобразим это на экране.
- Кому от этого стало плохо?
Дети: растениям стало плохо
Воспитатель: Как это можно увидеть?
Дети: насекомые съели листья, траву, ягоды, грибы (замена моделей)
Воспитатель: Насекомые съели всю растительность, кто ещё остался без пищи?
Дети: без пищи остались белки, зайцы, ежи
Воспитатель: Что может случиться с ними?
Дети: они уйдут из этого леса, погибнут.
Воспитатель: Раз их не будет в этом лесу, давайте уберем их с экрана.
- Как же будут чувствовать себя хищники?
Дети: им будет плохо, или уйдут.
Воспитатель: Давайте уберем хищников.
- Что осталось, от пышного красивого леса?
Дети: голые деревья.
Воспитатель: По какой причине все это произошло?
Дети: потому что, насекомые съели все растения.
Воспитатель: С чего все это началось?
Дети: птицы улетели.
Воспитатель: Что мы можем посоветовать птице?
Дети делают вывод: чтобы птицы не улетали. Все в лесу нужны друг другу. Нужно беречь все в лесу, и т.д.
Воспитатель: А теперь птица предлагает вам немного отдохнуть. Вставайте своими компаниями в два круга (имитация движений птиц).
IV. Физ. минутка:
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Воробей – скачут.
Ворона – вышагивают.
Цапля – стоят на одной ноге.
Коршун – кружат, расправив руки.
Утка – переваливаются.
V.
Воспитатель: В лес снова вернулись птицы, но перепутались. Предлагаю вам накормить их каждой компанией на своей кормушки. Правила кормления узнаете, если отправите ко мне по одному посыльному. Воспитатель дает задание посыльным: одной компании расставить на кормушке зимующих птиц, а второй компании перелетных. После выполнения задания воспитатель предлагает поменяться компаниям местами.
- Отгадайте, каких птиц нужно было покормить первой компании?
Дети: 1-я компания – им нужно было накормить перелетных птиц; 2-я компания – а здесь зимующих.
Воспитатель: Назовите птиц, сидящих на кормушках? (дети перечисляют птиц)
- Угадала ли компания ваше задание? (да, угадала)
То же задание выполняет вторая компания.
VI.
Воспитатель: Птица приготовила вам игру со скороговоркой. Предлагаю вам пройти на ковер и встать своими компаниями напротив друг друга. Правила игры: Дети, наступая одна на другую команду, проговаривают скороговорку, выделяя по одному слову. Одна команда выделяет слово по порядку вопросительной интонацией, другая отвечает утвердительно.
“Пируют в ночи совы и сычи”.
VII.
Воспитатель: Хотите узнать, какая птица отправила нам письмо? Для этого предлагаю вам снова сесть за столы. Птица приготовила вам свой портрет, но его заколдовали. Чтобы портрет расколдовать, нужно правильно соединить точки на рисунке (дети выполняют задание).
Воспитатель: Узнали, какая птица прислала нам задание?
Дети: да, мы расколдовали сову.
Воспитатель: А почему она сама к нам не смогла прилететь?
Дети: потому что сова – ночная птица. Днем она спит.
Воспитатель: Хотите ли вы рассказать сове о своем занятии?
Дети: да, хотим.
VIII.
Воспитатель: Тогда давайте вечером подумаем, как сообщим сове, что в лесу все друг другу нужны (после занятия дети рисуют рисунки о пользе птиц в природе, складывают в конверт и оставляют его на подоконнике).