Раннее обучение плаванию как ресурс формирования здоровья ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Здравствуйте! Произнося это привычное приветствие, я ещё раз пожелала вам здравия, а значит здоровья. А по новой концепции валеологов: “Здоровье – это состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и условиями Среды, постоянно меняющимися”.

Ю.Ф.Змановский так характеризовал здорового ребенка: “…Здоровый ребенок дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития”.

Когда говорим о здоровье, то имеем в виду два аспекта: во-первых, формирование здоровья, во-вторых, его сохранение. Генеральная линия формирования здоровья – здоровый образ жизни, а его охраны – профилактика.

Состояние здоровья детей в современных условиях вызывает тревогу. Эта ситуация отмечается во всем мире, России и, в том числе, городе Новоуральске.

Уровень здоровья детей, посещающих детские сады МДОУ и фон здоровья нашего детского сада становится все хуже. Становится ясно, что традиционная система не срабатывает. Надо искать новые подходы, новые идеи.

Общеизвестно, что здоровье ребенка формируется и определяется всей совокупностью социальных, экономических, природных и генетических факторов. Но, безусловно, важное значение имеет образ жизни.

С какого возраста необходимо решать задачу формирования здорового образа жизни?

Психологи утверждают, что к 9-ти годам практически заканчивается формирование личности ребенка, в последующие годы идет лишь незначительная коррекция её свойств и качеств; следовательно, значимость формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста очевидна.

Плавание как нельзя лучше способствует решению этих задач.

Нужно сказать, что плавание – один из самых массовых и популярных видов спорта, широко применяемый в системе физического воспитания. Вовлекая в работу всю мышечную систему, плавание способствует гармоническому развитию организма.

Сегодня на вопрос: “Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?” дается однозначный ответ: “Да, нужно”. Свидетельство тому – имеющийся опыт обучения детей плаванию, который дает положительные результаты. Ребёнку от 1 года до 3 лет посещения бассейна вполне достаточно для того, чтобы он гармонически развивался физически, рос здоровым, закаленным и приобрел необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания.

Процесс обучения плаванию детей 1-3 лет, если построить его методически правильно, предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественного роста и развития ребенка, а также его двигательной подготовленности. Позволяет укрепить организм каждого малыша. Во время плавания ребенок, преодолевая значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все группы мышц. Известно, что плавание детей первого года жизни имеет существенное значение для полноценного и своевременного не только физического, но и нервно – психического развития.

Пока еще не имеется достаточно полных физиологических, медицинских и педагогических обоснований для широкого привлечения к занятиям плаванием маленьких детей.

С чем это связано?

1. Имеются организационные сложности. Плавание должно осуществляться под руководством специалистов и под контролем медицинских работников (при этом должно строго учитываться индивидуальное развитие и состояние здоровья малышей).

2. Недостаток информации для родителей, вследствие чего существует недопонимание значения плавания для развития малышей.

3.Нет достаточных разработок, рекомендаций, системы занятий.

Все выше перечисленные трудности, очевидно, препятствуют широкому распространению плавания для малышей. Поэтому организацию занятий по подготовке к обучению плаванию детей раннего возраста я считаю очень актуальной и интересной для себя, и, безусловно, полезной для детей и родителей.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей!

Цель занятий:

Во-первых: укрепить здоровье детей.

Во-вторых: помочь преодолеть страх воды.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Вызвать у детей чувство радости от действия с водой.

2. Приучать детей не бояться воды, передвигаться в любом направлении.

3. Приучить детей самостоятельно передвигаться в воде.

4. Подготовить детей к погружению лица в воду.

5. Формировать навыки основных движений.

Для решения поставленных задач была разработана оздоровительно – образовательная система, одобренная и рекомендованная к использованию педагогическим советом ДОУ, а также учебный план занятий по обучению плаванию.

Было набрано 20 детей в возрасте от 1 до 3 лет, определён фон здоровья данной группы. Далее был составлен график организации занятий. Занятия организовывались по подгруппам из 5 человек, дети купались 2 раза в неделю в вечернее время, продолжительность занятия 15 – 20 минут.

Перед началом занятий было проведено собрание, где родители смогли ознакомиться с задачами, которые я планировала решить в течение года; с условиями, созданными в детском саду для “маленьких пловцов”.

К родительскому собранию я оформила выставки:

- рисунки старших детей на тему: “Мой любимый бассейн”;

- совместные поделки детей и их родителей.

Также были оформлены и предложены родителям стенды и папки – передвижки. Таким образом, родители смогли получить исчерпывающую информацию по всем интересующим их вопросам.

Занятия с детьми проходили с октября по апрель. С самого начала мы проводили их с обязательным участием родителей, т.к. в таком возрасте отрывать малыша от мамы не рекомендуется. Родители видели, какую радость и пользу приносили ребенку шумные игры; как, играя, он учился не бояться воды.

Каждое занятие начиналось с легкого массажа и нескольких гимнастических упражнений. Это так называемое “сухое плавание” преследует одну лишь цель: подготовить ребенка к освоению плавательных упражнений.

После занятия было обязательное посещение сауны, детям предлагался любимый напиток – сок. А уж постоять под теплым ветерком фена – для ребят большое удовольствие!

От воды дети отдыхали в спортивном зале, где имели возможность побегать, пролезть в воротики, скатиться с мягкой горки или попрыгать на батуте.

На первых занятиях происходило знакомство с водой, освоение простора “большой ванны”.

Не все дети сразу разделили общий восторг, некоторые, испугавшись нового места и большого количества людей, плакали. Но вода и поддержка родителей сделали своё дело. В дальнейшем дети больше не плакали, разве что иногда оттого, что не хотели прощаться с водой. Постепенно родители стали предоставлять детям больше свободы в действиях, а юные пловцы поверили в свои силы, стали больше доверять ощущениям своего тела.

Каждое занятие для детей – большая радость. Использование элементов игры позволило сохранить эту радость на протяжении всего занятия. Дети, даже самые робкие, играя, быстро привыкали к воде, лучше усваивали правильное дыхание, положение тела в воде. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняли нужные движения.

В основе любого способа плавания лежит умение выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Поэтому я старалась сделать так, чтоб ребенок овладел в первую очередь именно этим навыком. Помогали нам подражательные способности малыша, которые использовались в различных упражнениях игрового характера.

Со второй половины года старались больше побуждать ребенка к самостоятельности: детям предлагалось выполнить 5-6 быстро чередующихся движений. Ходьбой и бегом дети занимались на каждом занятии. Падение и прыжки в воду поднимали много брызг и волн. Это обычно нравилось детям: у них исчезал страх, боязнь попадания воды на лицо. А какие только трюки не выдумывали дети! То тихонько забавлялись игрушками, то, подняв руки вверх и весело крича, стремительно падали в воду; то, как заправские капитаны, водили за веревочку корабли. Но главное удовольствие – просто плескались в воде, окатывая окружающих с головы до ног водяными брызгами!

Когда дети научились уверено чувствовать себя в воде, я установила в бассейне горку, с которой можно скатиться и уйти под воду. Детской радости не было предела!

Мы старались, чтобы занятия вызывали у малыша только положительные эмоции; поэтому, если что-то доставляло неудовольствие ребенку, я не торопила события, помогая ему почувствовать себя уверенным и умелым.

Контроль за освоением программы малышей, за их эмоциональным самочувствием велся с помощью дневника наблюдений, в котором родитель, присутствующий на занятии, отмечает успехи или неудачи малыша, его реакцию на воду. Наблюдения записываются после каждого занятия. Эта форма работы удобна еще и тем, что позволяет осуществлять постоянный контакт с родителями, побуждает взрослых внимательно наблюдать за своим ребенком во время занятия, анализировать его успехи, радоваться вместе с ними.

Чтобы еще больше заинтересовать родителей, мной был проведён конкурс “Малыш года”. Все родители выразили желание принять в нем участие.

Помимо занятий в бассейне дети и родители с удовольствием принимали участие в утренниках, которые я организовывала на Новый год и 8 марта. В честь успешного окончания наших занятий в разминочном зале был устроен праздничный сладкий стол. Состоялось награждение победителей конкурса “Малыш года”. Грамотами, вымпелами и мягкими игрушками были награждены все дети и их родители.

Мы расстались с группой, но, чтобы дети не утеряли полученные в бассейне навыки, чтобы вода для них оставались источником здоровья и радости, все родители получили домашние задания, мои рекомендации.

Анализируя результаты работы, можно сказать что задачи, поставленные мною, были в основном решены. Прежде всего, была решена основная задача – победить детский страх воды. Адаптация к условиям бассейна прошла быстро и безболезненно, а все последующие занятия приносили только радость малышам, их родителям и, конечно, мне. На моих глазах дети взрослели, становились все более самостоятельными, активными, жизнерадостными.

Оздоровительная задача, на мой взгляд, также была решена. Дети, посещающие бассейн, реже болели.

Задача по усвоению практических умений успешно выполнена детьми. По окончании учебного года все малыши справились с поставленными задачами на отлично.

По итогам работы мы провели анкетирование. Все родители отметили, что посещение занятий по плаванию в столь раннем возрасте было полезным для их детей, отмечали положительное изменение в своем ребенке. Многие родители отмечают, что за период посещения бассейна получили новые знания, информацию, практические советы.

В настоящее время мною продолжается работа с новой группой детей и родителей по обучению детей раннего возраста плаванию.

(См. приложение).