Проектная деятельность в практике патриотического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В феврале 2001 года Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2007 гг.”

В программе, в частности, говорится: “События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания”. Далее отмечается, что в сложившихся условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе со всеми социальными и возрастными группами, а также в семье, как главной ячейке общества.

Наиболее идеологически незащищенными в этих условиях оказались самые маленькие граждане Российской Федерации – дети дошкольного возраста. Их развитие и воспитание происходит под влиянием окружающих взрослых. И патриотическое воспитание в том числе. Формирование образа Родины в сознании ребёнка зависит от того, какие разговоры по этому поводу он слышит от окружающих взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий, антипатий взрослых доходят до детского сознания и оставляют в нём след. Если в повседневной жизни семьи часто употребляются слова и выражения “хуже нас нет”, “живут же люди” и т.п., то можно представить, какой уровень патриотизма, любви к Родине формируется в сознании ребёнка.

По мнению педагогов, социологов, врачей, именно бездуховность приводит к тому, что ребёнок, незащищённый внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером, легко попадает под под негативное влияние. Поэтому в настоящее время именно проблема формирования духовной культуры личности, традиционно являющаяся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями.

Ознакомившись с документами Правительства Российской Федерации по воспитанию патриотических чувств у российских граждан и осознав важность этого направления в работе с детьми, мы определили для себя следующие задачи:

  • воспитывать чувство любви, уважения, бережного отношения к своей семье, к своим близким;
  • воспитывать любовь к Родине и родному краю;
  • приобщать к культуре и традициям русского народа;
  • формировать представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России;
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, уметь отражать это в своей деятельности.

Была разработана рабочая программа по патриотическому воспитанию, предусматривающая педагогическую деятельность по пяти направлениям:

  • семья. Человек и его окружение;
  • эстетическое восприятие природы;
  • Родина. Её историческое прошлое;
  • искусство и культура;
  • люби и знай родной край.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия. Но при этом нужно помнить и о сегодняшнем дне. Вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днём настоящим, закрепить у ребёнка сознание того, что он заботливый хозяин своей Родины.

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию детей, мы опирались на принципы многоаспектного подхода:

  • доступность знаний;
  • соответствие сложности материала возрасту детей;
  • краеведческий опыт;
  • элементы экологического воспитания.

Занятия патриотического цикла проводились 1 раз в месяц в рамках познавательного развития ребёнка. Также проводились беседы с патриотической направленностью 1 раз в неделю в традиции группы “Дружный кружочек”.

Большой интерес у детей вызывали экскурсии в городской краеведческий музей. Экскурсоводы музея познакомили нас с предметами русского быта: утварь, инструменты, убранство русской избы. Очень много узнали дети о начале разработок на Урале полезных ископаемых, видели старинные и современные изделия из разных металлов. Очень интересной получилась и экскурсия о начале строительства нашего города и его дальнейшем развитии.

Особое место в работе по патриотическому воспитанию занимает детская проектная деятельность. В течение года было подготовлено три детско-родительских проекта: “Как образовалось Российское государство”, “Всегда ли Кремль был из красного кирпича” и “Полезные ископаемые на карте Свердловской области”. Подготовка проектов велась по следующей схеме:

I этап – определение темы исследования (проекта);

II этап – предложение оформить папку, книгу по теме проекта;

III этап – совместная работа детей и родителей по оформлению исследовательского проекта (подбор материалов и дальнейшее оформление);

IV этап – защита или представление проекта (презентация).

Представление детьми своих проектов проходило несколько раз на разных уровнях: для родителей группы, для детей группы, для детей детского сада в рамках работы кружка “Знатоки”, а также для учащихся вторых классов школы №48 (см. приложение 1, приложение 2).

Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Поскольку представление (защита) проекта предполагает вопросы слушателей по содержанию проекта и умение ребёнка, представлявшего проект, отвечать на эти вопросы. Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.

Успешная работа по формированию патриотических чувств у детей невозможно, конечно же, без тесного взаимодействия с родителями. При активном участии родителей детей нашей группы были организованы выставки домашних коллекций, оформлялись фотогазеты и фотоальбомы о нашем городе, о нашем крае, о других городах России. Родители рассказывали о своей профессиональной деятельности, об увлечениях, принимали участие в подготовке и проведении праздников и развлечений.

Подводя итог нашей работы, мы верим, что дети будут уважать взрослых, любить и беречь природу и традиции русского народа и народов, живущих в Российской Федерации, трепетно относиться к символам государства – флагу и гербу, гордиться своей Родиной.