Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Обучающие – ознакомить с новыми звуками и буквами; учить плавному, слоговому, осознанному чтению с переходом на чтение целыми словами.
  2. Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев.
  3. Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
  4. Здоровье-сберегающие – беречь здоровье детей.

Оборудование:

  • образцы букв “Х”, “х”,
  • игра “Дополни слоги до слов”,
  • игра “Пятый лишний”,
  • грамзапись “Шум моря”,
  • музыкальные разминки,
  • юмористические вопросы,
  • слоговые таблицы,
  • игра “Рифма”,
  • сухарики.

Индивидуальная работа: 3 ученика работает возле доски.

Составление схем к словам:

1 ученик – зима;

2 ученик – пурга.

Составить схему предложения: “Ребята лепят снежную бабу” - 3 ученик.

I. Создание эмоционального фона настроения детей на уроке.

- У кого хорошее настроение, улыбнитесь мне, а я - вам, для того, чтобы и у остальных деток настроение улучшилось.

II. Актуализация опорных знаний детей.

1. Какие виды речи вам известны?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова, слоги?

- На какие группы делятся звуки?

- Что такое слияние? (тесное соединение двух звуков – согласного и гласного).

- Какие бывают слоги в словах? (ударные и безударные)

- Как можно записать слова в предложении, не зная букв? (схемой).

- Назовите все гласные звуки.

- Какие из них указывают на мягкость согласных?

- Какие согласные всегда мягкие, твердые?

Проверка индивидуальной работы (на доске).

2. Прочитать пары слов, сравнить их, найти различия в значении и написании:

мел – мель банка – банька
жар – жарь полка – полька
брат – брать галка – галька

3. Игра “Пятый лишний” (Объясни выбор лишнего слова).

Гора пятый Марина
Горка пятерка Тамара
Горе пятница Николай
Горный пятно Ирина
Пригорок пятачок Рая

4. Юмористические вопросы.

- Сколько согласных в словах:

“стог” (100 “Г”)

“стол” (100 “Л”)

“стон” (100 “Н”)

“стоп” (100 “П”)

- Сколько гласных в словах:

“семья” (7 “Я”)

“сорока” (40 “А”)

Итог работы.

Покажите красным цветом светофора, кому понравилось, как он работал, а зеленым цветом – кто хотел бы лучше работать.

Поощрение детей.

Физкультминутка (танцевальные движения под музыку).

III. Работа над новым материалом.

1. Развитие речи учащихся (по учебнику, картина “Овцы и пастух”). Выделение звуков [х], [х’].

- Кого вы видите на картине?

- Как называется человек, который пасет овец? (пастух).

- А если их два и больше? (пастухи).

На доске составление схемы слов “пастух – пастухи”, а дети индивидуально составляют схемы на своих наборных полотнах.

- Какой звук слышим в конце слова “пастух”? (Дается характеристика звука: согласный, твердый, глухой, непарный).

- Какой этот звук в слове “пастухи”? (мягкий, …).

2. Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.

Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

халат

салат

хижина

лыжня

хобот

робот

хоккей

воздух

хохот

3. Вывод:

- Где слышим звуки [х], [х’] в словах? Какой это звук? Придумаем свои слова с [х], [х’].

Физминутка для глаз (под музыку “Шум моря”).

4. Знакомство с буквами “Х”, “х” (образец на доске).

Стихи, посвященные “Х”, “х”:

- На что похожа “Х х”?
“Х” все ходит, ходит, ходит.
Места, что ли, не находит?

- Ребята, на что еще похожа буква? (на ножницы, крестик…)

- Кто ее покажет на ленте букв?

5. Чтение слогов – слияний (с доски, по таблице):

Ха ха

хи Хи

хо Хо

Хе хе

ху Ху …

6. Игра “Дополнить слоги до слов”.

ха хо хи хе ху
халва ходьба хирург хек хурма
харчи хозяин хищник хутор
холодильник

Вывод:

- С каким звуком и буквой познакомились?

Физминутка на развитие мелкой моторики пальцев рук (перегибание листка квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы “х”):

- Загадаю вам загадку:
Становитесь на зарядку.
Раз – листочек поднимаем.
Два – листочек загибаем.
Три – еще разок свернули.
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!

IV. Работа по “Азбуке”. Чтение текста об осени и о том, что хлеб нужно убрать до холодов.

Задание детям перед чтением текста: “О ком говорится в тексте? Придумайте заголовок к тексту”.

1. Чтение текста учителем (двух предложений, остальное – хорошо читающими детьми).

2. Подбор заголовка.

3. Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Найти и прочитать в тексте предложение по схеме:

- Что надо убрать до холодов?

4. Беседа о хлебе.

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, удобряют ее, вспахивают, боронуют, боронуют;

б) зерна для посева тщательно отбирают, сеют их сначала в ящички и смотрят, хорошо ли они взошли, а потом сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. Перед каждым из вас лежит маленький сухарик. Попробуйте его на вкус, и подумайте, какое же должно быть отношение к хлебу? Какие новые ощущения вы испытали, когда ели этот сухарик? Изменилось ли у вас отношение к хлебу?

5. Рассмотреть иллюстрации.

- В каких словах есть [х], [х’] (хлеб, хлев, Христос, архангел). Дайте характеристику этому звуку.

- Составить предложения с этими словами (устно).

6. Развитие речи учащихся.

Объяснить смысл пословицы: “Хлеб - дороже богатства”. Беседа о необходимости беречь хлеб, в него вложен труд многих людей.

7. Работа над скороговоркой.

“Хохотушка буква “Х”

Рассмеялась: “Ха-ха-ха!”

8. Игра “Рифма”.

Придумать рифму к слову “храбрец” (молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец).

V. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

- От работы своих одноклассников?

- С каким настроением вы окончили работу на уроке?