Задачи урока:
- Обучающие – ознакомить с новыми звуками и буквами; учить плавному, слоговому, осознанному чтению с переходом на чтение целыми словами.
- Воспитывающие – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев.
- Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
- Здоровье-сберегающие – беречь здоровье детей.
Оборудование:
- образцы букв “Х”, “х”,
- игра “Дополни слоги до слов”,
- игра “Пятый лишний”,
- грамзапись “Шум моря”,
- музыкальные разминки,
- юмористические вопросы,
- слоговые таблицы,
- игра “Рифма”,
- сухарики.
Индивидуальная работа: 3 ученика работает возле доски.
Составление схем к словам:
1 ученик – зима;
2 ученик – пурга.
Составить схему предложения: “Ребята лепят снежную бабу” - 3 ученик.
I. Создание эмоционального фона настроения детей на уроке.
- У кого хорошее настроение, улыбнитесь мне, а я - вам, для того, чтобы и у остальных деток настроение улучшилось.
II. Актуализация опорных знаний детей.
1. Какие виды речи вам известны?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова, слоги?
- На какие группы делятся звуки?
- Что такое слияние? (тесное соединение двух звуков – согласного и гласного).
- Какие бывают слоги в словах? (ударные и безударные)
- Как можно записать слова в предложении, не зная букв? (схемой).
- Назовите все гласные звуки.
- Какие из них указывают на мягкость согласных?
- Какие согласные всегда мягкие, твердые?
Проверка индивидуальной работы (на доске).
2. Прочитать пары слов, сравнить их, найти различия в значении и написании:
мел – мель | банка – банька |
жар – жарь | полка – полька |
брат – брать | галка – галька |
3. Игра “Пятый лишний” (Объясни выбор лишнего слова).
Гора | пятый | Марина |
Горка | пятерка | Тамара |
Горе | пятница | Николай |
Горный | пятно | Ирина |
Пригорок | пятачок | Рая |
4. Юмористические вопросы.
- Сколько согласных в словах:
“стог” (100 “Г”)
“стол” (100 “Л”)
“стон” (100 “Н”)
“стоп” (100 “П”)
- Сколько гласных в словах:
“семья” (7 “Я”)
“сорока” (40 “А”)
Итог работы.
Покажите красным цветом светофора, кому понравилось, как он работал, а зеленым цветом – кто хотел бы лучше работать.
Поощрение детей.
Физкультминутка (танцевальные движения под музыку).
III. Работа над новым материалом.
1. Развитие речи учащихся (по учебнику, картина “Овцы и пастух”). Выделение звуков [х], [х’].
- Кого вы видите на картине?
- Как называется человек, который пасет овец? (пастух).
- А если их два и больше? (пастухи).
На доске составление схемы слов “пастух – пастухи”, а дети индивидуально составляют схемы на своих наборных полотнах.
- Какой звук слышим в конце слова “пастух”? (Дается характеристика звука: согласный, твердый, глухой, непарный).
- Какой этот звук в слове “пастухи”? (мягкий, …).
2. Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.
Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):
халат
салат
хижина
лыжня
хобот
робот
хоккей
воздух
хохот
3. Вывод:
- Где слышим звуки [х], [х’] в словах? Какой это звук? Придумаем свои слова с [х], [х’].
Физминутка для глаз (под музыку “Шум моря”).
4. Знакомство с буквами “Х”, “х” (образец на доске).
Стихи, посвященные “Х”, “х”:
- На что похожа “Х х”?
“Х” все ходит, ходит, ходит.
Места, что ли, не находит?
- Ребята, на что еще похожа буква? (на ножницы, крестик…)
- Кто ее покажет на ленте букв?
5. Чтение слогов – слияний (с доски, по таблице):
Ха ха
хи Хи
хо Хо
Хе хе
ху Ху …
6. Игра “Дополнить слоги до слов”.
ха | хо | хи | хе | ху |
халва | ходьба | хирург | хек | хурма |
харчи | хозяин | хищник | хутор | |
холодильник |
Вывод:
- С каким звуком и буквой познакомились?
Физминутка на развитие мелкой моторики пальцев рук (перегибание листка квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы “х”):
- Загадаю вам загадку:
Становитесь на зарядку.
Раз – листочек поднимаем.
Два – листочек загибаем.
Три – еще разок свернули.
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!
IV. Работа по “Азбуке”. Чтение текста об осени и о том, что хлеб нужно убрать до холодов.
Задание детям перед чтением текста: “О ком говорится в тексте? Придумайте заголовок к тексту”.
1. Чтение текста учителем (двух предложений, остальное – хорошо читающими детьми).
2. Подбор заголовка.
3. Работа по содержанию текста:
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Найти и прочитать в тексте предложение по схеме:
- Что надо убрать до холодов?
4. Беседа о хлебе.
- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?
Рассказ учителя по иллюстрациям:
а) сначала готовят землю к посеву, удобряют ее, вспахивают, боронуют, боронуют;
б) зерна для посева тщательно отбирают, сеют их сначала в ящички и смотрят, хорошо ли они взошли, а потом сеют на поле;
в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;
г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.
д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.
е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…
Вывод:
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. Перед каждым из вас лежит маленький сухарик. Попробуйте его на вкус, и подумайте, какое же должно быть отношение к хлебу? Какие новые ощущения вы испытали, когда ели этот сухарик? Изменилось ли у вас отношение к хлебу?
5. Рассмотреть иллюстрации.
- В каких словах есть [х], [х’] (хлеб, хлев, Христос, архангел). Дайте характеристику этому звуку.
- Составить предложения с этими словами (устно).
6. Развитие речи учащихся.
Объяснить смысл пословицы: “Хлеб - дороже богатства”. Беседа о необходимости беречь хлеб, в него вложен труд многих людей.
7. Работа над скороговоркой.
“Хохотушка буква “Х”
Рассмеялась: “Ха-ха-ха!”
8. Игра “Рифма”.
Придумать рифму к слову “храбрец” (молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец).
V. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?
- От работы своих одноклассников?
- С каким настроением вы окончили работу на уроке?