Урок математики в 1-м классе по теме "Измерение и сравнение длины предметов"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Измерение и сравнение длины предметов»

Цели:

  • Закрепление умения сравнивать длины предметов способом наложения (приложения), на глаз.
  • Формирование умения измерять длины предметов различными мерками.
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  • Знакомство со старинными русскими мерами длины ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, ОБХВАТ РУК, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. (ФУТ, ДЮЙМ.)
  • Развитие логического мышления, воображения, мышления, памяти.
  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Расширение кругозора, словарного запаса.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
  • Развитие умения работать с учебником.

Оборудование:

  • Полоски бумаги различной длины.
  • Шнурки различной длины.
  • Тесьма (лента) трех цветов.
  • Рисунки с изображением значения старинных русских мер длины.
  • Палочки – мерки различной длины.
  • Проволока (изогнутая в форме ломаной).   
  • Рисунок – математическая загадка.
  • Учебник «Математика» 1 класс, А.Л. Чекин, АКАДЕМКНИГА, 2007г.
  • Листок с заданиями для самостоятельной работы.
  • вырезанные из бумаги ладони «великана», «гнома».

ХОД УРОКА

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

  Учащимся предлагается рассмотреть на доске чертеж: прямая (синяя, красная), отрезок (синий, красный), ломаная (замкнутая, незамкнутая), кривая (замкнутая, незамкнутая), точка.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие предметы образуют пары? По какому признаку?
  2. Каким признаком обладает каждая фигура?
  3. Какой предмет на чертеже «лишний»?
Фронтальная работа.

По виду (отрезки, прямые, ломаные)
Длина.

Точка (не имеет длины).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  Можно ли сравнить предметы по длине? Прямые – нельзя, они не имеют определенной длины. Отрезки – можно. Ломаные  и кривые – трудно.
Как определить, какой отрезок длиннее, короче? На глаз, наложить друг на друга.
  Как определить, какой предмет длиннее, короче? ( Демонстрируются предметы: шнурки, полоски бумаги, палочки, ленты, проволока. Ленты напоминают кривые. Проволока -  ломаную.) На глаз, наложить друг на друга.
Поиск других способов. Учащиеся предлагают свои варианты.

3. Локализация затруднения

  Сравнение длин полосок. На доске 2 полоски. Накладывать друг на друга нельзя. Предлагают способ сравнения длины.
Трудно сравнить на «глаз». Нужны другие способы.

4. Построение плана проекта

  Что вызвало трудности?

Почему появились трудности?
Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

Нельзя пользоваться знакомым способом. Нужен новый способ. Необходимо научиться измерять и сравнивать длину предметов.

5. Реализация построенного проекта

  1. Выбор метода решения учебной задачи.
Работа по учебнику стр. 10 № 1.
Раскрасить ту полоску, которая длиннее.
Какие полоски легче сравнить по длине?
Учащиеся подводятся к выводу: для более удобного сравнения длин полосок лучше располагать их от одной отметки.
  2. Практическая работа – сравнение длины шнурков. Шнурки в руках  учеников. Ученики сидят за партами в разных рядах класса.
Как измерить?
Необходимо измерить шнурки.
Знакомятся с понятием МЕРА (МЕРКА).
Измеряют с помощью предложенной учителем мерки.
Мерки разные. Ученики измеряют, получают разные числа. Сравнивают длину по числам, проверяют по длине. Шнурки одинаковые.
Вывод: мерки должны быть одинаковые.
  3. Знакомство с мерой – КЛЕТКА.
Работа с учебником №1, стр.10.
Чем отличается шуруп от гвоздя?
Сравнение предметов по длине на клетчатой бумаге.
 

Счет клеточек.
Сравнивают полученные числа.
Сравнивают длины шурупа и гвоздя.

  4. Выбор точной мерки.
Работа с учебником. №2 стр.10.
Измерение ширины ворот шагами, с помощью палки.
 

Предполагают результат измерения ширины ворот шагами, с помощью палки. Выбирают точный способ измерений ширины ворот.

6. Первичное закрепление во внешней речи

  1. Перечисление главных требований к измерению длины предметов.  

Измерять можно различными мерами – клетками, с помощь палки. Мерки должны быть одинаковы.

  2. Практическая работа.

Измерение длины учительского стола.
Измерение  расстояния от задней стены класса до доски.
Измерение длины доски.
Знакомство с мерками – палочки разной длины: 30 см, 50 см, 1 м. Дети с длиной палочек не знакомятся.
Знакомство с правилами безопасной работы с острыми предметами.

Ученики объединяются в команды по рядам, выбирают измерителей, счетоводов, контролеров.
2 команды измеряют одну длину разными мерками. По окончании работы сравнивают результаты измерения. Делают вывод: мерки должны быть одинаковыми.

7. Включение в систему знаний

  1. Решение заданий на включение знаний в систему знаний.

Предположите, какими могут быть мерки для измерения длины.

 

Предлагают свои способы измерения длины.

  2. Знакомство со старинными русскими мерами длины: ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, ОБХВАТ, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. Другие меры ФУТ, ДЮЙМ.

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами.
Объяснение выражений: косая сажень в плечах, пядь земли, от горшка два вершка, футбол, Дюймовочка.
Сравнить предложенные меры длины на доске с мерами, предложенными в учебнике. №3 стр.11.
Измерение длины полоски с помощью большого пальца руки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на доске, объясняют каждую меру.
Упражняются в измерении длины предметов.

1- говорят о силачах-богатырях, 2- часть земли, 3-малый рост.

На доске 9 мер длины, в учебнике 5 мер длины.

Индивидуальная работа в учебнике.
Сравнение результатов измерений в паре.
У доски 2 ученика – «превращаются» в гнома и великана: у них появляются ладони великана и гнома. При помощи большого пальца своей новой ладони измеряют длину одинаковых полосок.

  3. Штриховка части полоски длиной в  5 больших пальцев.
Сравнение длины полученных полосок.
№ 4, стр.11
Индивидуальная работа в учебнике. Сравнение результатов в паре.
Фронтальная проверка работы «великана» и «гнома».
Чтение вывода Маши.
Самостоятельный вывод.
  4. Самостоятельная работа. (Приложение 1.) Упражнение в сравнении длины отрезков «на глаз», по клеткам, старинной русской мерой  (пядь), построении отрезков заданной длины.

8. Рефлексия деятельности

  Оценка деятельности всего класса.
Оценка своей деятельности.
Закончите предложение: Теперь я знаю, что ….
Построение «градусника настроения» на уроке.
Словесная оценка работы на уроке.
Перечисляют, что же нового узнали на уроке.
Совместно строят «градусник настроения»