Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основное содержание курса. Организационно-методические данные дисциплины.
3. Тематический план изучения дисциплины.
4. Содержание программы дисциплины.
5. Перечень и содержание контрольных заданий (текущая аттестация).
6. Вопросы контроля качества усвоения дисциплины (итоговая аттестация).
7. Рекомендуемая литература.
8. Приложения
Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины: обучающиеся 11-го класса повышают степень стремления к самоактуализации; строят жизненные планы в соответствии с осознаваемыми потребностями; анализируют свои психические свойства, процессы, состояния и на основе этого строят свою деятельность и общение.
Достигнуть данной цели можно, если в процессе изучения курса совместно будут решаться следующие задачи изучения дисциплины:
Обучающиеся должны:
Иметь представление о: содержании различных авторских точек зрения на процесс самоактуализации.
Знать: понятия "самоактуализация", "самоменеджмент", "креативность", "уверенность в себе" и т.д.; структуры личности, уверенности в себе; Уметь: анализировать литературу, рефлексировать, принимать участие в дискуссии, приводить примеры на основе анализа собственной личности и личностей окружающих людей.
Иметь опыт: коллективной работы, работы в группах с целью совершенствования собственной личности и других личностей; самостоятельной проработки авторской литературы; выделения тезисов из прочитанных статей; тренинговой деятельности.
Предполагается, что старшеклассники уже владеют основным теоретическим материалом общей, возрастной и педагогической психологии.
Курс направлен на повышение стремления к самоактуализации, на развитие уверенности в себе, рефлексии, стереоскопического психологического видения.
Сначала раскрывается понятие "самоактуализация" в психологических концепциях, дается характеристика самоактуализирующихся людей; проводится тестирование с целью выявления уровня стремления к самоактуализации у обучающихся.
На основе данных исследования связи самоактуализации и личностных черт, говорящих о том, что самоактуализации личности способствует наличие таких личностных черт, как: собранность, высокое чувство порядка, нефрустрируемость, социальная смелость, предприимчивость, общительность, отзывчивость, уверенность в себе, введены темы, посвященные самоменеджменту и уверенности личности в себе, которые подкрепляются тренинговыми занятиями.
Проводится тренинговое занятие, посвященное развитию таких качеств, присущих самоактуализирующимся личностям, как гибкость, более эффективное восприятие реальности и чувство юмора.
Завершают курс занятия, посвященные проблеме креативности.
Формы организации обучения представлены фронтальной, групповой и индивидуальной. Основные теоретические положения раскрываются в лекционной форме. Практические (тестирование) и тренинговые занятия направлены на применение полученных теоретических знаний для анализа своей личности с целью повышения уровня стремления к самоактуализации. После изучения курса обучающиеся сдают зачёт.
Основными принципами отбора содержания являются следующие:
- принцип научности;
- принцип практикоориентированности;
- принцип целостности (предполагает обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий);
- принцип дополнительности (предполагает взаимодействие различных форм педагогического знания).
Основное содержание курса
1. Организационно-методические данные дисциплины:
Работа | Общая трудоёмкость |
Классная: Лекции Семинары Практические занятия Итого: |
6 2 12 20 |
Внеклассная: Рефераты Самоподготовка Другие виды внеклассной работы Итоговый контроль (зачет) Общая трудоёмкость дисциплины: |
8 48
4 16 |
2. Тематический план изучения дисциплины:
№ | Наименование разделов темы; перечень лабораторных работ, курсовых проектов, другие виды занятий; | Всего | Количество часов | |||
Классная работа | Внеклассная работа | |||||
Лек. | Сем. | Прак. | Виды внеклассной работы | |||
1 | Проблема самоактуализации в психологических теориях личности. | 4 | 2 | 2 | Проработка лекционного материала. Выполнение задания "Анализ "пик-переживания"". Анализ одной из предложенных статей. | |
2 | Самоменеджмент. | 2 | 2 | Проработка лекционного материала. Написание синквейна по данной теме. | ||
3 | Тренинг "Жизненные цели" | 4 | 4 | |||
4 | Психологические особенности уверенной в себе личности. | 2 | 2 | Проработка лекционного материала. Выполнение задания "Уверенная в себе личность". | ||
5 | Тренинг уверенности в себе. | 4 | 4 | |||
6 | Элементы реориентационного тренинга | 2 | 2 | |||
7 | Творческая личность. | 2 | 2 | Самостоятельная проработка материала |
3. Содержание программы дисциплины ПРИЛОЖЕНИЕ:
Лекционные занятия
1. Проблема самоактуализации в психологических теориях личности.
Понятие актуализации (К. Роджерс). Иерархия потребностей (А.Маслоу). Понятие самоактуализации как уровень развития, мотив, процесс развития, как кратких эпизодов в жизни человека; теория метамотивации и ценностей бытия (А.Маслоу). Исследование самоактуализирующихся личностей, их сущностные характеристики (А.Маслоу).
2. Самоменеджмент.
Понятие "самоменеджмент". Функции самоменеджмента. Техника самоменеджмента. Важнейшие правила и принципы самоменеджмента.
3. Психологические особенности уверенной в себе личности.
Основы неуверенности в себе (А.Сальтер, Д.Вольпе, Р.Зигмунд). Понятие и компоненты уверенности в себе. "Поведенческая" основа уверенности в себе. (А.Лазурус). Уверенность в себе и агрессивность. Сравнительная характеристика уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Причины возникновения неуверенности в себе: теории "обучения на моделях" (А.Бандура), "выученной беспомощности" (М.Селигман). Диагностика и коррекция неуверенности в себе.
Глоссарий курса: гениальность, личность, метамотивация, мотив, мотивация, потребность, базовые потребности, мышление, одаренность, общение, развитие, рефлексия, самоактуализация, самоменеджмент, смысл жизни, способность, талант, творчество, уверенность в себе, цель.
Практические занятия
1. Проблема самоактуализации в психологических теориях личности.
Понятие самоактуализации. Диагностика уровня стремления к самоактуализации.
2. Тренинг "Жизненные цели".
Цели:
- cтаршеклассники знают понятия цели, смысла жизни;
- cтаршеклассники осознают свои жизненные цели, упорядочивают их.
Упражнения: "Смысл жизни", "Радуга", "Волшебная лавка", "Ожидания",
"Превращаем проблемы в цели".
3. Элементы реориентационного тренинга.
Цели:
- cтаршеклассники способны видеть одновременно множество путей решения объяснения проблемы и ее решения;
- обучающиеся способны быстро переключаться с одной реакции на другую, умеют переходить с одного языка мышления и общения на другой.
Упражнения: "Пум-пум-пум", "Перефразирование стихов", "Юмор классиков".
4. Тренинг уверенности в себе.
- старшеклассники знают понятие уверенности. Источники уверенности неуверенности. Права личности на уверенность;
- обучающиеся повышают свой уровень уверенности.
Упражнения "Воспитание самоуважения", "Избавление от багажа",
"Идеальная роль", "Использование "ключей".
Планы семинарских занятий
Тема: Творческая личность.
Цель: Обучающиеся 11-го класса знают понятия "творчество", "творческие способности", "творческое мышление"; анализируют и интерпретируют теоретический материал, приводят примеры.
Старшеклассники убеждены в необходимости развития творческих способностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Предрасположенность к творчеству. Способность. Одарённость. Талантливость. Гениальность.
2. Творческие способности. Творческое мышление. Этапы творческого мышления.
Практические вопросы и задания:
1. Какие существуют методы и способы развития творческих способностей?
2. Подберите упражнения, направленные на развитие творческих способностей, творческого мышления.
Литература:
1) Айян Д. Эврика!: 10 способов освободить ваш творческий гений. Спб, 1997.
2) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3) Баррет С. Тайны мозга. Питер, 1997.
4) Дружинин Д. Е. Психология общих способностей. М., 1998.
5) Немов Р.С.Практическая психология. М., 2001.
Творческие задания
Рефераты (примерная тематика):
1. Психология творческого мышления.
2. Сознавание и искусство жить в настоящем.
3. Ваши межличностные отношения в ваших руках.
4. Жизненная стратегия личности.
5. Человек-организатор своего времени.
6. Психология уверенной в себе личности.
Вопросы для самостоятельного изучения дисциплины
1. Предрасположенность к творчеству. Способность. Одарённость. Талантливость. Гениальность.
2. Творческие способности. Творческое мышление. Этапы творческого мышления.
3. Психология уверенного поведения личности.
4. Манипулятивное общение и личность манипулятора.
5. Транзактный анализ Э.Берна.
6. Гештальт-терапевтический подход Ф.Перлза.
Методические указания к изучению дисциплины
Активное участие в тренингах, обязательное условие для всех, в целях эффективного влияния данного вида работы на личность. Особая заинтересованность и активная работа требуется от тех обучающихся, у которых были выявлены низкие показатели в ходе предшествующего тренингу тестирования.
Тренинг, как особая форма занятия требует соблюдения конфиденциальности и проявления искренности.
При самостоятельном изучении литературы необходимо опираться на информацию, полученную на лекциях, отталкиваться от них при поиске нужных книг, а прочитанное в одном источнике сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания, которые, в свою очередь, сверять с жизненными фактами реальными психическими явлениями, наблюдаемыми у себя и других людей.
Во время тестирования необходимо работать самостоятельно, независимо друг от друга, не оказывая влияния на других обучающихся, чтобы не изменить результаты тестирования. Отвечая на вопросы теста необходимо быть искренним, внимательным, по возможности избегать нейтральных ответов (не знаю, возможно, и т.д.), не раздумывать долго над ответом.
Перечень и содержание контрольных заданий (текущая аттестация)
1. Прочитайте и проанализируйте одну из предложенных статей. Составьте конспект, выпишите тезисы.
Статьи: "Человек в поисках смысла" (В.Франкл). "Психология бытия", "Самоактуализация" (А.Маслоу). "Несколько гипотез касающихся помощи в росте личности" (К.Роджерс). "Самоактуализация и самотрансценденция личности" (А.А.Реан).
2. Анализирование "пик-переживания".
Попробуйте ясно вспомнить какое-либо "пик-переживание" из вашей жизни – момент радости, счастья, восторга, который возникает в вашей памяти. Переживите вновь этот опыт.
Что принесло это переживание? Что еще было уникальным в ситуации, в которой оно возникло?
Что вы чувствовали? Было ли это чувствование отличным от того, что вы чувствуете обычно-эмоционально, физически, интеллектуально?
Казались ли вы себе иным (иной)? Казался ли мир вокруг иным?
Как долго длилось переживание? Что вы чувствовали после него?
Имело ли ваше переживание какое-нибудь последействие (в вашем видении окружающего или ваших отношениях с другими, например)?
Как ваш собственный опыт соотносится с теориями Маслоу по поводу "пик-переживаний" и человеческой природы?
Чтобы яснее представить себе "пик-переживание", сравните свой опыт с опытом других. Найдите как общее, так и различия. Являются ли различия следствием различия ситуаций или различий в типах личности или в культурной среде? Что говорят сходства об идеях Маслоу относительно человеческих возможностей в целом?
3. Напишите синквейн по теме "Самоменеджмент". Методические рекомендации к выполнению заданий:
Синквейн – это фраза (стихотворение) построенная по определённым правилам:
1 строка – тема занятия, его суть (одно слово или смысловая единица, как правило существительное);
2 строка – два определения, характеризующие основные качества темы.
З строка – три глагола, имеющих отношение к теме;
4 строка-фраза или слово определяющие главный смысл или своё отношение к ней (всё желательно срифмовать).
Например: Тема "Брак" БРАК.
Равноправный, добровольный, Объединяет, заключается, расторгается Взаимная ответственность.
4. Проведите наблюдение и установите, кого из близкого вам окружения или из современных деятелей (науки, искусства, политики и т.д.) вы можете назвать самоактуализирующимися. По наличию каких признаков вы можете говорить об этом?
5. "Уверенная в себе личность". Проведите наблюдение и установите, кого из близкого вам окружения или из современных деятелей (науки, искусства, политики и т.д.) вы можете назвать уверенной в себе личностью. Обоснуйте ваше мнение.
6. Подберите методики для изучения творческих способностей. Продиагностируйте себя, своего товарища.
Вопросы контроля качества усвоения дисциплины (итоговая аттестация)
1. Что такое самоактуализация личности? Как происходит этот процесс, по мнению разных авторов?
2. Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися?
3. Каковы причины неуверенности в себе?
4. Дайте сравнительную характеристику уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Каким, по-вашему мнению, является ваше поведение? Совпадает ли ваше мнение с результатами тестирования?
5. Для чего необходимо знать о самоменеджменте? Как самоменеджмент помогает решать практически важные задачи?
6. Для контроля качества усвоения дисциплины можно использовать рейтинговую систему оценивания. Предложенные виды работы имеют следующий удельный вес:
Работа | Количество баллов | Максимальное количество баллов |
Посещение
практических занятий Выполнение предложенных заданий Написание реферата и его защита Ответ на семинарском занятии |
10 15 50 20 10 |
30 90 70 10 |
Максимум можно получить 200 баллов. Получение 140–200 баллов
гарантирует автоматический зачет по данной дисциплине.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Немов Р.С.Практическая психология. М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Психология личности в трудах отечественных психологов./Сост. Куликов Л.В. СПб: Изд-во Питер, 2000. 480 с.
3. Психология личности в трудах зарубежных психологов./ Сост. и общая редакция А.А.Реана. СПб: Изд-во Питер, 2000. 320 с.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах./ Под ред. В.А.Лабунской. М.: Гардарики, 1999. 397 с.
Дополнительная
- Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики./ Под ред. И. И. Акининой. Спб.: Евразия, 1997. 430 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 214 с.
- Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 286 с.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Спб.: Речь, 2003. 176 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М. М. Исениной. Под общ. ред. и предисл. М. М. Исениной. М.: Прогресс: Универс. 1994. 480 с.
- Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние// Психологический журнал. 2002. №1. с.52–61.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
- Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху: Пер. с англ. М.: Культура и спорт, 1994. 288 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.