Сенсорное воспитание как основа коррекционно-развивающего обучения

Разделы: Социальная педагогика


Сегодня успешное функционирование любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах деятельности. Совершенствование системы образования требует внедрения в практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества.

Задача коррекционной работы – формирование тех качеств личности ребенка, которые важны не только на данной возрастной ступени, но и являются также необходимой основой дальнейшего развития. У детей, которые находятся в СРЦН (Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), чаще всего страдает познавательное развитие. Следовательно, основная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности.

Чувственное и рациональное познание следует рассматривать как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Но с прогрессом теоретического, логического мышления чувственное познание отнюдь не деградирует, а является его основой. Оно имеет исключительное значение в развитии и воспитании ребенка и должно быть специально организовано.

Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих способностей ребенка. Если принять во внимание, что большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу и что эта сенсорная основа способностей интенсивно формируется в раннем и дошкольном детстве, то станет ясно, какое важное значение имеет сенсорное воспитание для всего последующего развития ребенка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности.

Развитие ощущений и восприятий – это необходимая предпосылка формирования более сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка, ибо всякое целесообразное действие, как указывал еще И.М. Сеченов, “регулируется чувствованиями” и его управление осуществляется с помощью сложнейших систем “обратной афферентации” (П.К. Анохин), при посредстве механизмов “сенсорной коррекции” (Н.А. Бернштейн).

Особенности развития восприятия у детей с отклоняющимся развитием

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с недостаточным развитием сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Негативно сказывается на развитии ребенка отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, которая обеспечивает “присвоение” и смену ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе.

У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информации.

Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, “не видит” многое при демонстрации наглядных пособий, картин.

Серьезный недостаток восприятия – значительная замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются “несхваченными”, как бы невидимыми.

Скорость восприятия у детей с недостаточным развитием становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают плохое освещение, расположение предмета под непривычным углом зрения, наличие рядом других аналогичных предметов (при зрительном восприятии); частая смена сигналов (объектов), сочетание или одновременное появление нескольких сигналов (особенно характерно для слухового восприятия). Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.

Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с недостаточным развитием с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов.

Наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный.

Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в недостаточности тонких движений пальцев рук и кистей, затруднении выработки двигательных и трудовых школьных навыков.

Исходя из вышеперечисленных нарушений восприятия у детей с недостаточным развитием, можно определить задачи сенсорного воспитания для детей этой категории:

  1. Сенсорное развитие, соответствующе возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), о свойствах материалов.
  2. Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временные, пространственные, количественные).
  3. Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка.
  4. Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте.
  5. Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Содержание занятия Организационная форма работы
1 Красный, желтый, синий – различение, называние. Подбор предметов из окружающей обстановки, сходных по цвету с образцом. Дидактические игры: “Цветное лото”, “Футболист”, “Подбери картинку по цвету”.

Оборудование: предметы красного, желтого, синего цветов; фишки.

2 Закрепление цветов: красный, желтый, синий. Круг. Обследование с помощью разных анализаторов. Большой – маленький. Дидактические игры: “Заполни пустые клетки”, “Составь цепочку”.

Оборудование: круги разного цвета и двух размеров.

3 Получение зеленого. Различение желтого, зеленого, синего. Сопоставление предметов по цвету (прикладывание). Нахождение круга в окружающей обстановке. Сравнение приложением (размер). Дидактические игры: “Разноцветная вода”, “Цветные дома”.

Оборудование: цветные карандаши, прозрачные бутылочки, различные предметы круглой формы, пирамидка, бусинки 4х цветов.

4 Закрепление цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Сопоставление предметов (сличение с образцом). Круг – дорисовывание до изображений предметов. Длинный – короткий. Дидактические игры: “Узнай по описанию”, “Спрячь мышку”, “Цветное лото”.

Оборудование: фигурки из картона 4х цветов, карточки для дорисовывания, предметы и игрушки разного цвета.

5 Получение оранжевого. Различение желтого, красного, оранжевого цветов. Квадрат. Обследование, нахождение в окружающем. Дидактические игры: “Цепочка”, “Красивый букет”.

Оборудование: цветные карандаши, геометрические фигуры, кружки разного цвета.

6 Цвета: различение, называние, согласование прилагательного с существительным. Квадрат – вершины, стороны, углы. Сравнение с кругом, группировка. Дидактические игры: “Помоги Незнайке собрать букет”, “Где какие фигуры”, “Цепочка”.

Оборудование: счетные палочки, геометрические фигуры разного цвета и размера, предметные картинки.

7 Фиолетовый цвет. Различение красного, синего, фиолетового. Форма: составление ряда с закономерностями. Высокий – низкий. Дидактические игры: “Бусы”, “Одень куклу”, “Геометрическое лото”.

Оборудование: цветные карандаши, геометрические фигуры, контурные изображения предметов.

8 Закрепление цветов. Треугольник. Сравнение с квадратом. Элементы фигуры. Широкий, узкий. Дидактические игры: “Полосатые коврики”, “Цепочка”, “Разложи по порядку”.

Оборудование: геометрические фигуры, полоски разной ширины, предметные картинки.

9 Оттенки цветов: светлые и темные. Круг, квадрат, треугольник: группировка по форме и цвету. Дидактические игры: “Геометрическое лото”.

Оборудование: прозрачные стаканчики, гуашь, кисти, геометрические фигуры разного цвета.

10 Сериация по цвету (от светлого к темному). Овал. Сравнение с кругом. Различение. Толстый – тонкий. Дидактические игры: “Разложи по порядку”, “Чудесный мешочек”, “Найди пару”.

Оборудование: полоски одного цвета, но разных оттенков, геометрические фигуры.

11 Черный и белый цвета. Сравнение, нахождение в окружающем пространстве. Геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник. Закрепление. Величина. Дидактические игры: “Подбери по форме”, “Найди цветок для бабочки”, “Сложи фигуры”.

Оборудование: предметные картинки, геометрические фигуры разного размера.

12 Коричневый цвет. Сравнение коричневого, черного, белого. Прямоугольник, сравнение с квадратом (путем наложения). Дидактические игры: “Построй ворота”, “Чей домик”, “Разложи по порядку”.

Оборудование: прямоугольники и квадраты, кружки разного цвета, полоски трех цветов.

13 Получение серого цвета. Четырехугольники: общее, различия. Величина. Дидактические игры: “Спрячь мышку”, “Подбери по форме”, “Разложи в две кучки”.

Оборудование: цветные карандаши, геометрические фигуры, полоски разной высоты, ширины.

14 Отбор предметов заданного цвета. Геометрические фигуры (закрепление). Дидактические игры: “Найди такую же”, “Что изменилось?”

Оборудование: карточки разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера.

15 Формирование групп предметов по 1 и 2-м признакам. Шар. Сравнение с кругом. Дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Сделай картинку”, “Бусы”.

Оборудование: счетные палочки разного цвета и высоты, геометрические фигуры.

16 Радуга (спектр). Порядок цветов. Деление геометрической фигуры на части. Дидактические игры: “Разложи по порядку”.

Оборудование: силуэтное изображение спектра и цветные полоски к нему, геометрические фигуры, ножницы.

17 Радуга. Куб и шар: сравнение, нахождение в окружающем. Величина. Дидактические игры: “Матрешки”, “Сравни предметы”, “Чей домик”.

Оборудование: объемные геометрические тела, изображение радуги, полоски и круги разной величины.

18 Закрепление цветов. Цилиндр, конус. Деление на 4 части. Дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Разложи по порядку”.

Оборудование: цветные бусинки, геометрические тела, кружки разного цвета.

19 Геометрические фигуры – закрепление. Дорисовывание до предметов. Цвета. Величина (длина, ширина, толщина). Дидактические игры: “Геометрическое лото”, “Водители”, “Гирлянды”.

Оборудование: доски Сегена, контурные изображения геометрических фигур, предметы разного цвета.

20 Группировка фигур по цвету и величине. Измерение условной меркой. Дидактические игры: “Геометрическое лото”, “Подбери по цвету”.

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера; шнурки; предметы разной величины.

21 Составление картин из геометрических фигур. Цвета. Измерение условной меркой. Дидактические игры: “Спрячь картинку”, “Составь картинку”.

Оборудование: плоскостные геометрические фигуры разного размера и цвета, карточки с контурным изображением геометрических фигур, квадраты шести цветов, силуэты разного цвета.

22 Закрепление названий элементов фигур. Знакомство с линейкой. Оборудование: линейки, изображения элементов различных фигур, фигуры из бархатной и наждачной бумаги.
23 Зрительное расчленение предмета на части и воссоздание из частей. Оттенки цветов. Измерение линейкой. Дидактические игры: “Разноцветная вода”, геометрические фигуры, “Колумбово яйцо”.

Оборудование: линейки, карточки с изображением линий различной длины, краски, карандаши.

24 Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание). Оборудование: фигуры из бумаги, ножницы, плоскостные геометрические фигуры.
25 Классификация фигур по разным основаниям. Сериация по форме и цвету. Дидактические игры: “Геометрическое лото”, “Разложи по порядку”.

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера, счетные палочки разной длины и цвета.

26 Рисование фигур в тетрадях в клетку. Оборудование: тетради, карандаши, трафареты геометрических фигур.
27 Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек. Оборудование: счетные палочки, контурные изображения геометрических фигур.
28 Закрепление знаний о плоскостных фигурах. Цвета. Дидактические игры: “Петушок”, “Составь картинку”, “Геометрическое лото”.

Оборудование: аппликация “Петушок”, цветные квадратики, геометрические фигуры.

29 Закрепление знаний о геометрических телах (отличие от плоскостных). Дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Конструктор”.

Оборудование: объемные и плоскостные геометрические фигуры.

30 Геометрические фигуры и формы - классификация. Цвета и их оттенки. Оборудование: трафареты геометрических фигур, упражнение “Воздушные шары”, тетради, карандаши.
31 Линия – прямая, кривая. Измерение линейкой. Оборудование: различные линии из бархатной и наждачной бумаги, линейки, отрезки различной длины.
32 Линия – прямая, ломаная. Отрезок (измерение). Оборудование: см. занятие №31.
33 Закрепление Дидактические игры и оборудование на усмотрение педагога.
34 Закрепление