Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога:
Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.
Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.
Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.
Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса.
Программа “Профессиональное самоопределение”
Пояснительная записка.
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.
В настоящее время существует проблема профессионального самоопределения. По данным Центра профессионального самоопределения РАО – готовность к ситуации самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11 класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов.
Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Цели:
- сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;
- повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
- формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Содержание курса.
1. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 часа).
Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Уровень притязаний. Определение уровня самооценки и уровня притязаний – “Методика определения уровня самооценки”, “Моторная проба” (Шварцландера).
2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности (3 часа).
Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.
3. Способности, условия их проявления и развития (2 часа).
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей.
4. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (6 часов).
Психические процессы. Общая характеристика психических процессов. Совершенствование психических процессов.
Память. Виды и особенности памяти. Развитие памяти, способность к запоминанию.
Восприятие, его виды и свойства. Воображение и его виды. Развитие пространственного восприятия и воображения.
Мышление. Виды мышления. Определение типа мышления – тест “Тип мышления”. Развитие мышления.
Внимание. Функции и виды внимания. Развитие внимания, способность быть внимательным.
5. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности (7 часов).
Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии. Определение типа темперамента – “Личностный опросник” (Айзенка). Характер. Типология характеров. Формирование характера. Характер и его проявления в деятельности. Определение черт характера.
Понятие о воле. Развитие воли у человека. Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.
Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.
6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа).
Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”.
7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности (6 часов).
Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”. Определение профессионального личностного типа – тест Холланда. Составление профессиограммы.
8. Человек среди людей (2 часа).
Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса).
9. Профессиональная консультация (4 часа).
Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра).
Использованная литература:
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Организация психологической службы в школе. Под ред. А.С.Чернышева, Е.И. Полонского и др. Курск, 1991.
- Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
- Материалы к программе “Профессиональное самоопределение” В.Д. Симоненко. Волгоград, 2005.