Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.
А.И. Маркушевич.
Участники: учащиеся 7-х классов.
Действующие лица: великие математики разных времен (I, II, III).
Цель игры:
- расширить знания;
- повысить интеллект учащихся;
- уметь применять свои знания в нестандартной ситуации;
- сплотить коллективы разных классов;
- уметь работать в команде
- развить логическое мышление.
Команда: 5-7 человек + капитан команды.
Количество команд до 10.
Ход игры
I математик: Внимание! Господа ученые, великие математики всех времен и народов! Последние годы меня все чаще и чаще тревожит мысль, что наши с вами труды и открытия прошли даром.
II математик: Да! Наши потомки не хотят изучать математику и слова “Математика- царица наук” больше не актуальны.
III математик: Уважаемые господа-ученые! Ведь мы с вами за многие века наших плодотворных научных поисков открыли всё, и нашим потомкам, наверное, ничего не осталось.
II математик: Позвольте с Вами не согласиться! Ведь во все века существовали отроки, которые хотели знать еще больше, чем их предки!
III математик: Господа, господа! Позвольте! О чем мы спорим? Посмотрите вокруг! Ведь в этом зале сегодня собрались лучшие из лучших! Они все умны, любознательны, умны и жаждут знать ещё больше! Именно за ними будущее нашей науки!
I математик: Да, господа-ученые! Не будем спорить, а лучше на деле проверим, на что они способны, так восхваляемые Вами отроки!
II математик: А рассудит нас в нашем споре многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Все наши конкурсы будут оцениваться в баллах.
III математик: Команды! Представьтесь, пожалуйста. (Представление команд).
I математик: А вот и первое испытание. Каждая команда получает конверт с заданием. В конверте находится набор слов. Из этого набора слов команды должны сформулировать математическое утверждение и записать его на выданном вам листе бумаги. Как только команда выполнит задание, лист с ответом приносит жюри. Учитывается скорость выполнения и точность. Приступаем к выполнению задания. (Карточки для всех команд заранее разрезаны и сложены в конверты).
степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей каждый из которых равен а
квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение этих чисел плюс квадрат второго числа
квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа минус удвоенное произведение этих чисел плюс квадрат второго числа
при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются
при возведении дроби в степень возводится числитель и знаменатель этой дроби в эту степень
при возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются
при делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются
при возведении произведения в степень в эту степень возводится каждый множитель
корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство
чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить одночлен на каждый член многочлена
II математик: Пока команды работают, мы попросим выйти от каждой команды по 1 человеку. Сейчас мы проведем с вами конкурс “литераторов”.
Задание: Вы должны написать на выданном вам листе бумаги как можно больше названий книг или фильмов, в названии которых используются числительные. (Участнику даётся время для работы, затем работы сдаются в жюри).
III математик: А сейчас послушаем наших “литераторов”. Все подходят ко мне со своими листами. Читаем по одному названию по порядку. У кого написанные названия закончились- тот выбывает. Повторяться нельзя! Первая выбывшая команда получает 1 очко, вторая соответственно 2 очка и т.д. Итак, слушаем. (Читают).
III математик: Следующий конкурс - для любителей геометрии. Командам из предложенного набора фигур нужно сложить равносторонний треугольник и квадрат. Капитаны команд подходят за заданиями. (Выполняют). (Фигуры разрезаны по штрихпунктирным линиям).
I математик: Пока наше досточтимое жюри подводит итоги трех конкурсов, мы дадим отдых нашему напряженно работающему уму. (Музыкальная пауза).
I математик: Предоставляем слово нашему жюри.
II математик: А сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанов команд просим подойти к нам. Задание: каждый из вас должен быстро, не раздумывая долго, ответить на вопросы. Если ответа не даете, или ответ неверный, то капитан выбывает. Жюри считает количество верных ответов.
- результат сложения. (Сумма)
- сколько цифр вы знаете? (10)
- наименьшее трехзначное число. (100).
- сотая часть числа. (Процент).
- сколько сантиметров в метре? (100).
- сколько секунд в минуте? (60).
- результат деления. (Частное)
- сколько лет в одном веке? (100).
- наименьшее простое число. (2).
- сколько нулей в записи числа миллион? (6).
- величина развернутого угла. (180°).
- наименьшее натуральное число. (1).
- сколько часов в сутках? (24).
- сколько граммов в килограмме? (1000).
- наибольшее двузначное число. (99).
II математик: А теперь мы отдохнем и посмотрим выступление танцевального коллектива… Для оглашения итогов предыдущих конкурсов слово предоставляется жюри. А сейчас от каждой команды выходит самый сообразительный игрок. Для вас задание такое: Из предложенного слова путем его преобразования вы должны получить слово, являющееся геометрическим термином.
Зетокро, Ватысо, Ремтипре, Аменида, Токрозе, Емерпитр, Мрепрети, Корезот, Идамена, Токорез,
II математик: А пока они работают, все остальные члены команды тоже получают задание:
Задача: Было это давно. Шли через пустыню два араба. У первого араба было 4 лепешки, а у второго 8 таких же лепешек. Повстречали они умирающего от голода путешественника. Решили арабы поделиться едой с голодным. Сложили все лепешки и поделили поровну на троих. В благодарность путешественник отдал арабам все свои деньги, а было у него 6 серебряных монет.
Первый араб предложил поделить все монеты поровну, так как лепешки они делили поровну. Второй араб с ним не согласился, ведь у него было вдвое больше лепешек. А как бы вы поделили монеты? (дается время для решения задачи).
III математик: Команды заканчивают свою работу, приносят решения жюри. Пока жюри подведет итоги конкурса, мы с вами немного отдохнем. (Музыкальная пауза). Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
I математик: Ну, вот и подошла к концу наша игра.
II математик: Спасибо вам, друзья! Мы убедились, что наши открытия не канули в века!
III математик: Мы убедились, что вы умные, сообразительные и любознательные!
II математик: Мы спокойны за наше будущее! Впереди вас ждут встречи с интересной и очень полезной наукой – математикой!
I математик: И мы уверены, что с вашей помощью математика всегда есть и будет царицей наук! Слово предоставляется жюри. (Вручение грамот).