"Лингвистический турнир между четвертыми классами по русскому языку"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование глубоких знаний учащихся по изученным темам через коллективно- познавательную, частично поисковую деятельность

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся по ранее изученному материалу
  2. Совершенствовать познавательные способности учащихся через учебно-исследовательскую и частично-поисковую работу
  3. Развивать:
    • умение работать в коллективе;
    • орфографическую зоркость учащихся;
    • память, речь, мышление
  4. Стимулировать интерес учащихся к творческой работе.
  5. Воспитывать:
    • чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания

Средства: стихотворение, репродукции картин И. Айвазовского

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
  3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
  4. Приобретение коммуникативных навыков.
  5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
  6. Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
  7. Развитие речи и обогащение словаря.
  8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Оборудование урока:

  • выставка репродукций картин И.Айвазовского, подготовленная учащимися
  • музыкальное сопровождение,
  • выставка рисунков учащихся на тему “Море”

Ход урока

I. Орг. момент. Приветствие гостей

II. Объявление темы и цели урока-соревнования учителем:

- Сегодня мы проводим лингвистический турнир между 4 “А” и 4 “Б” классами нашей школы

(звучит музыка)

III. Представление и приветствие команд обоих классов

IV . Разминка для команд.

Вопросы для 1-й команды:

1). Сколько звуков в названии третьего месяца весны?
2). Предмет, на котором ехал Емеля в сказке “По щучьему велению…”
3). Оно наступает сразу после ночи.
4). Часть слова между корнем и окончанием
5). К какой части речи относится пропущенное слово в следующей поговорке: “…в мешке не утаишь”?
6). Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов
7). Слово с приставкой “при”
8). К какому склонению относится существительное – ответ на загадку: “зимой и летом одним цветом?”

Вопросы для 2-й команды:

1). Вторая буква в слове “всход”?
2). Что есть у существительного, растения и зуба?
3). Сколько букв в названии первого дня недели?
4). Часть речи, которая обозначает предмет.
5). В одном из популярных стихотворений А.С. Пушкина она “мглою небо кроет…”?
6). Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
7). Слово с приставкой “пре”.
8). Правда ли, что в следующих словах: меч, мяч, мир – одинаковое количество звуков?

Слово предоставляется жюри

V. Конкурс “Юный грамотей”

- Сейчас нашим командам будет предложен диктант. Но этот диктант сегодня будет писать не каждый ученик по отдельности, а все члены команды по “цепочке”. Поэтому очень важно быть внимательными, т.к. от этого зависит успех команды в целом. Каждая допущенная ошибка принесет команде один отрицательный балл. Текст диктанта определяется жеребьевкой, а помогут нам в этом родители (вытаскивают один из текстов диктанта)

Слово предоставляется жюри

VI. Конкурс “Поэтическая минутка”.

- Следующее задание состоит том, чтобы прослушать стихотворение Ф.Тютчева и найти в нем как можно больше частей речи, обозначающих цвет моря.

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

Январь 1865

- Запишите эти слова на листе. (Листы вывешиваются на стенд).

Слово предоставляется жюри

VII. Конкурс “Домашнее задание”.

- А сейчас команды на ваш суд предоставят результаты исследовательских работ по некоторым словам русского языка, которые они выполнили предварительно. Обе команды исследовали морские термины: чумичка (половник), бак (носовая часть корабля), подволок (потолок).

- Что же из этого получилось, мы сейчас увидим и услышим. (Команды поочередно защищают свои работы)

Защита исследовательских работ учащимися

Слово предоставляется жюри

VIII. Конкурс “Я люблю сочинять”. Сочинение-миниатюра

- Перед вами репродукция картины русского художника-мариниста

И. Айвазовского “Девятый вал”

- Посмотрев внимательно на картину, напишите сочинение-миниатюру,

(Во время работы звучит спокойная музыка)

Викторина по творчеству И.Айвазовского (для болельщиков)

- Вам предстоит ответить на 5 вопросов по творчеству художника Айвазовского и тем самым заработать для своей команды дополнительные баллы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы записаны на карточках. (Команды вытягивают карточки по очереди)

1) Назовите полную дату рождения И.К.Айвазовского

(17 июля 1817г)

2) Сколько детей было в семье Гайвазовских?

(пятеро – 2 девочки и 3 мальчика)

3) Как назвали мальчика родители?

(Ованесом)

4) С каким великим поэтом был знаком Айвазовский?

(А.С. Пушкиным)

5) Сколько примерно картин написал художник?

(более 6 тыс картин)

6) На каком инструменте хорошо играл маленький Айвазовский?

(на скрипке)

7) Сколько лет прожил художник – маринист?

(82 года)

8) Какая картина является вершиной творчества Айвазовского?

(“Среди волн” 1898)

9) Назовите наиболее известные картины Айвазовского

(“Среди волн”, “Радуга”, “Чесменский бой”, “Девятый вал” и др.)

10) Назовите место рождения И.К.Айвазовского

(Феодосия)

(Жюри за каждый правильный ответ присуждает болельщикам по 1 баллу) Итак, мы начинаем…(Зачитываются вопросы викторины для болельщиков)

Каждая группа болельщиков отвечает на 5 вопросов викторины

Чтение сочинений-миниатюр командами

Жюри оценивает этот конкурс по следующим критериям:

  • наличие сюжета
  • наличие в рассказе трех основных частей (начала, основной части, заключительной)
  • наличие сравнений;

Слово предоставляется жюри

IX. Подведение жюри общих итогов лингвистического турнира.

Награждение команд

Приложение

Использованная литература:

  1. Н.К. Винокурова “Развиваем способности детей” 4 класс, Москва, “Росмэн”, 2003г.