Цель: Формирование глубоких знаний учащихся по изученным темам через коллективно- познавательную, частично поисковую деятельность
Задачи:
- Углубить знания учащихся по ранее изученному материалу
- Совершенствовать познавательные способности учащихся через учебно-исследовательскую и частично-поисковую работу
- Развивать:
- умение работать в коллективе;
- орфографическую зоркость учащихся;
- память, речь, мышление
- Стимулировать интерес учащихся к творческой работе.
- Воспитывать:
- чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания
Средства: стихотворение, репродукции картин И. Айвазовского
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
- Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Оборудование урока:
- выставка репродукций картин И.Айвазовского, подготовленная учащимися
- музыкальное сопровождение,
- выставка рисунков учащихся на тему “Море”
Ход урока
I. Орг. момент. Приветствие гостей
II. Объявление темы и цели урока-соревнования учителем:
- Сегодня мы проводим лингвистический турнир между 4 “А” и 4 “Б” классами нашей школы
(звучит музыка)
III. Представление и приветствие команд обоих классов
IV . Разминка для команд.
Вопросы для 1-й команды:
1). Сколько звуков в названии третьего месяца весны?
2). Предмет, на котором ехал Емеля в сказке “По щучьему велению…”
3). Оно наступает сразу после ночи.
4). Часть слова между корнем и окончанием
5). К какой части речи относится пропущенное слово в следующей поговорке: “…в мешке не утаишь”?
6). Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов
7). Слово с приставкой “при”
8). К какому склонению относится существительное – ответ на загадку: “зимой и летом одним цветом?”
Вопросы для 2-й команды:
1). Вторая буква в слове “всход”?
2). Что есть у существительного, растения и зуба?
3). Сколько букв в названии первого дня недели?
4). Часть речи, которая обозначает предмет.
5). В одном из популярных стихотворений А.С. Пушкина она “мглою небо кроет…”?
6). Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
7). Слово с приставкой “пре”.
8). Правда ли, что в следующих словах: меч, мяч, мир – одинаковое количество звуков?
Слово предоставляется жюри
V. Конкурс “Юный грамотей”
- Сейчас нашим командам будет предложен диктант. Но этот диктант сегодня будет писать не каждый ученик по отдельности, а все члены команды по “цепочке”. Поэтому очень важно быть внимательными, т.к. от этого зависит успех команды в целом. Каждая допущенная ошибка принесет команде один отрицательный балл. Текст диктанта определяется жеребьевкой, а помогут нам в этом родители (вытаскивают один из текстов диктанта)
Слово предоставляется жюри
VI. Конкурс “Поэтическая минутка”.
- Следующее задание состоит том, чтобы прослушать стихотворение Ф.Тютчева и найти в нем как можно больше частей речи, обозначающих цвет моря.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Январь 1865
- Запишите эти слова на листе. (Листы вывешиваются на стенд).
Слово предоставляется жюри
VII. Конкурс “Домашнее задание”.
- А сейчас команды на ваш суд предоставят результаты исследовательских работ по некоторым словам русского языка, которые они выполнили предварительно. Обе команды исследовали морские термины: чумичка (половник), бак (носовая часть корабля), подволок (потолок).
- Что же из этого получилось, мы сейчас увидим и услышим. (Команды поочередно защищают свои работы)
Защита исследовательских работ учащимися
Слово предоставляется жюри
VIII. Конкурс “Я люблю сочинять”. Сочинение-миниатюра
- Перед вами репродукция картины русского художника-мариниста
И. Айвазовского “Девятый вал”
- Посмотрев внимательно на картину, напишите сочинение-миниатюру,
(Во время работы звучит спокойная музыка)
Викторина по творчеству И.Айвазовского (для болельщиков)
- Вам предстоит ответить на 5 вопросов по творчеству художника Айвазовского и тем самым заработать для своей команды дополнительные баллы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы записаны на карточках. (Команды вытягивают карточки по очереди)
1) Назовите полную дату рождения И.К.Айвазовского
(17 июля 1817г)
2) Сколько детей было в семье Гайвазовских?
(пятеро – 2 девочки и 3 мальчика)
3) Как назвали мальчика родители?
(Ованесом)
4) С каким великим поэтом был знаком Айвазовский?
(А.С. Пушкиным)
5) Сколько примерно картин написал художник?
(более 6 тыс картин)
6) На каком инструменте хорошо играл маленький Айвазовский?
(на скрипке)
7) Сколько лет прожил художник – маринист?
(82 года)
8) Какая картина является вершиной творчества Айвазовского?
(“Среди волн” 1898)
9) Назовите наиболее известные картины Айвазовского
(“Среди волн”, “Радуга”, “Чесменский бой”, “Девятый вал” и др.)
10) Назовите место рождения И.К.Айвазовского
(Феодосия)
(Жюри за каждый правильный ответ присуждает болельщикам по 1 баллу) Итак, мы начинаем…(Зачитываются вопросы викторины для болельщиков)
Каждая группа болельщиков отвечает на 5 вопросов викторины
Чтение сочинений-миниатюр командами
Жюри оценивает этот конкурс по следующим критериям:
- наличие сюжета
- наличие в рассказе трех основных частей (начала, основной части, заключительной)
- наличие сравнений;
Слово предоставляется жюри
IX. Подведение жюри общих итогов лингвистического турнира.
Награждение команд
Использованная литература:
- Н.К. Винокурова “Развиваем способности детей” 4 класс, Москва, “Росмэн”, 2003г.