Ход урока
I этап урока. Проверка готовности учащихся.
Цель: Сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.
II этап урока. Актуализация опорных знаний.
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.
У: Мы продолжаем разговор о жизни наших предков – славянах.
Видеозапись (о расселении славянских племен).
У: Как называется летопись, в которой говорится о расселении славян?
У: Кто был ее составителем?
У: Монах Нестор рассказал нам и о происхождении славян, и о нашествии кочевников, и об образовании первых славянских княжеств.
У: Кто основал первую княжескую династию на Руси?
Ответы учащихся.
На доске выставляю карточку НОВГОРОД РЮРИК 862 (приложение 1)
У: Почему возникла необходимость объединения разрозненных славянских племен?
Д: Сообща легче было отражать набеги кочевых племен. Надо было контролировать торговый путь “из варяг в греки”
У: Откройте тетради, проверьте, как ваш сосед обозначил этот путь.
У: Показать по карте торговый путь “из варяг в греки”. Вблизи каких городов он проходил?
Д: В местах, где купцы останавливались для отдыха и торговли, появились первые русские города - Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Киев.
У: Неспокойно было на “пути из варяг в греки”. Много людей погибло в постоянных войнах между племенами. И Рюрик с сильной дружиной был призван объединить под своей властью те земли, через которые продвигались купцы.
У: Постепенно князья распространили свою власть на территории, которые находились намного южнее Новгорода. Летопись связывает эти события с правлением какого князя?
На доске выставляю карточку ОЛЕГ 882 (приложение 1)
У: Олег успешно воевал с кочевым народом – хазарами, прославился своими походами в Византию, присоединил к владениям другие славянские земли, а столицей сделал какой город?
На доске выставляю карточку КИЕВ (приложение 1)
У: С объединением Новгорода и Киева под властью одного князя возникло Древнерусское государство или как оно называлось?
На доске выставляю карточку КИЕВСКАЯ РУСЬ (приложение 1)
У: Кто продолжил подчинять власти Киева славянские племена?
На доске выставляю карточку ИГОРЬ (приложение 1)
У: А после смерти Игоря, кто стал княжить?
На доске выставляю карточку ОЛЬГА (приложение 1)
У: Ольга неустанно заботилась о порядке в Русской земле. Она первая из русских правителей приняла крещение во время своего визита в Константинополь. Православная церковь нарекла Ольгу Святой, а русский народ прозвал Мудрой.
На доске выставляю карточку КРЕЩЕНИЕ (приложение 1)
У: Как вы понимаете значение слова “крещение”?
ПОСЛЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА УБРАТЬ ТАБЛИЧКУ В ЦЕНТР ДОСКИ (приложение 1, приложение 2)
У: По ходу урока мы должны выяснить, правы ли мы?
У: Вырос сын Ольги.
На доске выставляю карточку СВЯТОСЛАВ (приложение 1)
У: Он прославился военными походами. Никогда не нападал неожиданно, исподтишка, всегда вызывал врага на честный поединок словами, вошедшими в историю: “Иду на Вы!” Святослав сложил свою голову в бою с кочевниками-печенегами.
У: Обобщим. Чем занимались первые русские князья?
Д: Расширяли границы своих владений, обкладывали данью соседские племена, воевали с недругами, ходили походами на Царь-град (так называлась столица Византии – Константинополь.
III этап урока. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками.
Цель: Дать понятие о крещении Руси, сформировать понимание необходимости перехода от языческой веры к христианству, раскрыть особенности христианской религии.
Задача: Организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей. Донести до учеников мысль, что принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель.
У: После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел
На доске выставляю карточку Владимир (приложение 1)
У: Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги (показываю на карте) селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство.
Князь Владимир – собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов.
О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его …
На доске выставляю карточку Красное Солнышко (приложение 1)
У: А, как вы думаете, почему?
Д: Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.
У: Древнерусское государство вступило в пору своего расцвета.
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский.
Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснение всему неизвестному. Так появились религиозные верования.
У: Что же такое религия?
На доске выставляю карточку Религия (приложение 2)
Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.
У: Все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Весь мир казался ему населенным добрыми и злыми духами.
А еще славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали их от бед и злых духов. На амулетах они изображали солнце, огонь, воду и растения.
У: Как вы думаете, почему славяне верили в духов, и их верования были тесно связаны с природой?
Д: Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов.
Поклонение множеству богов называется языческой верой (религией).
На доске выставляю карточку Языческая вера (приложение 2)
У: Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения.
У: А что могли предпринять славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов?
Д: Они обращались к богам с молитвами (просьбы и благодарности), приносили им подарки и жертвы (дары богам), для чего существовали специальные места – святилища.
У: Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место - пантеон (что означает “все боги”).
Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги
Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
У: В “Повести Временных лет” содержится подробный рассказ о выборе веры.
К X веку многие народы и государства Русь окружали. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.
Выступление заранее подготовленных учащихся. (приложение 4)
У: В результате Владимир выбрал христианство.
На доске выставляю карточку Владимир (приложение 2) христианство
У: А как вы думаете, почему именно греческую веру решил принять Владимир?
Д: Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Русь давно имела прочные связи с Византией. К тому же княгиня Ольга была христианкой.
У: Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г.,
На доске выставляю карточку 988 г
а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.
На доске выставляю карточку Крещение (приложение 2)
У: Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”.
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Показываю иллюстрацию из книги И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998
У: Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.
IV этап урока. Осмысление нового материала.
Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.
У: Так что же такое крещение?
Высказывания детей.
У: В словаре Ожегова написано так: “Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”
У: А кто из вас прошел обряд крещения?
Высказывания детей.
V этап урока. Систематизация знаний, применение усвоенного, закрепление изученного.
Цель: Выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
1. Работа в тетради на печатной основе (приложение 3)
2. Выполнив №8, вы узнаете, как в русской истории почетно именуется князь Владимир.
На доске выставляю карточку Святой (приложение 2)
У: Принятие христианства на Руси связано с именем князя Владимира.
VI этап урока. Работа в компьютерном классе с программой для ЭВМ “Дракоша и занимательная история России”.
У: Работаем четко, быстро, организованно.
1.
1 статья Откуда пошло выражение “Чур меня”?
2 статья В каком году Русь приняла христианство?
3 статья Какое значение имело принятие христианства на Руси?
Обобщение: Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель.
Оно укрепило власть князя над всеми поданными.
Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры.
Так как новая вера требовала длительных постов и вводила пищевые ограничения, на Русь проникают новые огородные культуры, которые начинают возделываться в монастырских хозяйствах.
Сразу же после крещения Руси Владимир начал отдавать детей на обучение монахам.
2. Тест. Проверка.
VII этап урока. Проверка и общение знаний, подведение итогов, рефлексия.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
Обобщение по плану, получившемуся на доске (приложение 2)
У: Какой год считается годом крещения Руси?
У: В правление какого князя произошло крещение Руси?
У: Почему князь Владимир выбрал для Руси православное христианство?
У: Чем привлекла князя Владимира христианская вера?
Д: Она понравилась его послам больше всего, в церкви было красиво и хорошо. Князь Владимир принял христианскую веру, потому что этой веры была и его бабушка княгиня Ольга, а она была умным человеком.
У: А зачем надо было крещение Руси?
У: С какой целью князь Владимир крестил Русь?
Д: В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами. Чтобы объединить государство, чтобы вера была единой.
У: Как происходило крещение Руси?
Д: Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
У: Чем отличается христианство от язычества?
Д: Язычники верят во многих богов, ставят им идолы, поклоняются им.
Язычники приносили жертвы богам, даже людей. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.
У: Легко ли народ принял новую веру?
Д: Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней.
У: Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства
Мы знаем из уроков чтения, что первые книги были религиозные. Одна из самых важных – БИБЛИЯ. (Не убивай. Не кради. Не обманывай. Не клевещи. Не будь завистлив).
У: Кто доволен своей работой на уроке?
Анализ и оценка успешности достижения цели.
VIII этап урока. Домашнее задание.
- Учебник с.43-45
- ТПО с.17-18
- Желающие могут подготовить рассказ об одном из чудес Иисуса Христа, прочитав его в Библии.