Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А явление социальной патологии в молодежной среде, такие как алкоголизм, наркомания, суицид становятся обычным делом, поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Начинаем мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию.
А для этого ребенка надо научить уже с детства волноваться чужим печалям, радоваться радости другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь людям.
Начиная с младшей группы, мы уделяем большое внимание социально- эмоциональному развитию личности ребенка, стараемся создать психологически благополучную среду в группе, где малыш находится весь день.
В группе оборудован уголок настроения, в котором дети, приходя утром в детский сад, размещают свои фотографии, показывая свое эмоциональное состояние (радостное, грустное, печальное).
Мы учим детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию. Помогает нам в этом психогимнастика: “Фотография”, “Веселая зарядка”, “Походка и настроение” и т.п. (Чистякова М.И. “Психогимнастика”).
В более старшем возрасте используем тренинги и упражнения: определить по внешним признакам то или иное состояние человека. Например, узнай, как чувствует себя твоя бабушка, или, что-то грустная твоя подружка, спроси, что случилось, или, посмотри внимательно на маму и своего друга и определи, какое у них настроение. А “коврики примирения” помогают улучшить плохое настроение и помирить поссорившихся детей.
В результате такой работы дети становятся более чуткими, отзывчивыми, умеют определять эмоциональное состояние другого человека, замечают, в каком состоянии взрослые. Так Алина З., подойдя к воспитателю, участливо спросила: “А почему вы такая грустная, устали?” Как приятно это было слышать. Такой ребенок и дома проявит чуткость и доброту по отношению к близким, лишний раз не обидит сверстника.
Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: “ В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи.
С какой гордостью они рассказывают о себе и своих родителях. “А это мы с папой в зоопарке”, – говорит Марина П. и с восторгом рассказывает о том, кого они там видели, а Настя замечает: “Посмотрите, какая у меня красивая мама. Это мы на море” и т. п. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.
В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.
Поэтому, в начале года для родителей младшей группы мы проводим встречу, которая называется “Семья – 7 Я”, где подчеркиваем огромную роль нравственного воспитания, отмечаем те семьи, в которых практикуются совместные дела родителей с детьми (прогулки, выходы на природу, труд и т.п.). Родители обмениваются опытом семейного воспитания детей.
Оформляется фотовыставка “Вот как мы живем день за днем”. И мы рады, когда после такой встречи родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в различных конкурсах: “Поделки из природного материала”, “Новогодние игрушки”, в вечерах досуга: “День именинника”, “Веселые старты”, “Папа, мама, я – дружная семья”, “ Первое апреля” и др.
Традиционно, в начале года в младшей группе мы предлагаем родителям анкету с целью выявления их увлечений, талантов. В октябре проводим совместный вечер досуга “Здравствуйте – это мы!”- это своеобразная визитная карточка семьи, где родители и дети демонстрируют свои способности: поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах (гитара, фортепиано, скрипка), читают стихи, показывают свою сноровку, силу, рисуют с закрытыми глазами.
Все это происходит в атмосфере тепла, радости и доброты. Такие вечера сближают, помогают лучше понять друг друга, формируют чувство заботы друг о друге, учат считаться с интересами и переживаниями других людей, дети испытывают первые коллективные радости.
Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему наши дети с нетерпением ждут таких вечеров и спрашивают: “А когда у нас еще будет такой праздник?” Родители же благодарны нам за полученное удовольствие от общения с детьми и друг с другом. Они как бы вновь открывают для себя своих детей. Мне не забыть, с какой торжественностью пел Дима К. вместе с мамой и папой под аккомпанемент гитары “Песню о Сарове”. Глаза мальчика светились от радости и счастья. С удовольствием дети слушали русскую народную песню “Калинка” в исполнении Лили и ее бабушки.
В старших группах организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях: “Осенины”, “Колядки”, “Масленица”, “Веснянка”, “В русской светелке”, “Посиделки” с удовольствием участвуют родители и фольклорный инструментальный ансамбль сотрудников детского сада – “Лебедушка”. В этом году нашему ансамблю исполняется 13 лет. В его репертуаре русские народные мелодии: “Посею лебеду на берегу”, “Ах вы сени, мои сени”, “Утушка луговая”, “На горе-то калина”, “Как под яблонькой” и др. Дети с восторгом принимают выступление ансамбля, затем отражают свое впечатление в свободной деятельности игрой на музыкальных инструментах, исполнением частушек.
Участвуя в таких праздниках и развлечениях, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Некоторые наши выпускники – участники городского детского ансамбля русской народной песни “Забава”, 25% детей поступают ежегодно в музыкальную школу по классам: скрипки, фортепиано, народных инструментов
Привлекаем мы родителей и к организации экскурсий по городу, музеям, на предприятия, где они работают: хлебозавод, в пожарную и в воинскую части, куда ребята приезжают с концертом и подарками. Такие встречи надолго запоминаются детям. Ребята потом рассказывают друг другу, какие там машины и спортивные снаряды, а Кирилл заметил: “Я обязательно буду солдатом, буду сильным, ловким, смелым”, на что Дима ответил: “А я маму защищать буду”. Итоги таких экскурсий мы отражаем в фотовыставках, видеосъемках. Наши родители подарили в видеотеку детского сада два замечательных фильма о городе. Кроме того, они – активные участники различных городских конкурсов. Так семья Пантилеевых стала призером в конкурсе “Пожарная безопасность”, а семья Курочкиных и Грачевых – призерами конкурса “Правила дорожного движения”.
Наша заведующая Гриневич Н.Б. является идейным вдохновителем и организатором работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Под ее руководством обобщен немалый опыт: музыкального руководителя высшей квалификационной категории Котловой М.А. и воспитателя второй квалификационной категории Дмитриевой З.И. на тему “Воспитание любви к Родине средствами фольклора и народно – прикладного искусства Нижегородской области”, опыт воспитателя первой квалификационной категории Исмагиловой И.Р. “Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе городского сквера”., опыт работы кружков: “Родничок” – воспитателя второй квалификационной категории Варнавской Т.П. и “Из бабушкиного сундучка” – воспитателя второй квалификационной категории Дмитриевой З.И.;
Внедряя находки коллег, мы развиваем у детей интерес и любовь к родному городу, формируем бережное отношение к природе и всему живому.
Способствуют этому и совместные походы в лес, вечера поэзии по творчеству русских поэтов (А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок), где звучат стихи под авторскую музыку в исполнении детей и взрослых, классическая и народная музыка. Эстетически продуманные вечера будят в детях новые чувства и переживания.
Родители принимают активное участие в пополнении музея “Традиционная русская культура” предметами старинного быта (сито, безмен, ухват), народными игрушками, семейными фотографиями.
В музее дети знакомятся с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами. Дети приобщаются к народной культуре.
В группе создан уголок старины, в котором находятся предметы русского быта, народно-прикладного искусства (полх-майдановские и хохломские матрешки, городецкие лошадки, русские полотенца, куклы, обшитые в мордовский и татарский костюмы, русские народные музыкальные инструменты: трещотки, шумелки и т.д.).
Начиная со старшей группы, совместно с родителями ведем работу по ознакомлению детей с представителями разных национальностей, формированию чувства уважения к другим народам, их традициям. Ежегодно проводим вечер досуга, посвященный неделе славянской культуры и письменности (последняя неделя мая) с участием родителей и сотрудников – представителей мордовской и татарской национальностей. Звучат народные песни, в танцах представляем национальные костюмы.
Традиционными стали встречи с ветеранами войны и труда 9 мая в День Победы в Великой Отечественной Войне. Проводится праздник “Вам, ветераны, посвящается”, на котором организуем при участии родителей выставки: художественной литературы, рисунков, произведений народно – прикладного искусства, коллекции орденов и медалей из семейных архивов. Большой интерес вызывают у ребят рассказы бывших сотрудников детского сада – ветеранов тыла, песни военных лет в исполнении взрослых. А сами дети так проникновенно исполняют песню “У обелиска”, что у некоторых ребят и взрослых на глазах появляются слезы.
Мы считаем, что проведение совместных мероприятий с родителями и детьми дают свои плоды: родители становятся нашими единомышленниками, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более раскрываются перед нами.
Отрадно, когда нас не забывают выпускники, приходят в детский сад, делятся своими печалями и радостями, дарят на память игрушки для группы.
Мы по праву гордимся теми взаимоотношениями, которые сложились у нас в коллективе.
Ведь самое главное, как писал А. Швейцер:
“…человек должен сохранить в своем отношении к самому себе и к миру ЖИВУЮ ДУХОВНОСТЬ”.