Урок-исследование по МХК в 11-м классе "Мотив дороги в живописи XIX века на примере картин В.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.Н. Крамского"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

Учебная: проследить, как художники-передвижники (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. Н. Крамской) раскрывают в своем творчестве тему выбора пути.

Развивающая: исследовательская работа в группах с целью обобщения важной традиционной темы – мотива дороги в русской культуре XIX века.

Воспитательная: самим содержанием картин воспитывать любовь к Родине.

Задача: формирование гражданской позиции.

Оборудование:

  • репродукции картин художников XIX века, портреты художников (В. М. Васнецов «Витязь на распутье» - Рисунок 1, В. М. Васнецов «Автопортрет» - Рисунок 2, И. И. Левитан «Владимирка» - Рисунок 3, В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана» - Рисунок 4, И. Н. Крамской «Христос в пустыне» - Рисунок 5, И. Н. Крамской «Автопортрет» - Рисунок 6);
  • книга-альбом Н. Дмитриевой «Краткая история искусств»;
  • учебник Рябцева «История русской культуры»;
  • аудиозаписи: фрагмент «Валаамского пения»; Свиридов, романс «Зимняя дорога»;
  • эпиграф на доске:
    Нет пути ни проезжему,
    ни прохожему,
    ни пролетному. (Из русских народных сказок)
    Какое странное, и манящее, и несущее,
    и чудесное в слове: дорога! («Мертвые души», Н. В. Гоголь).

План урока

I. Организационный этап. Вступительное слово учителя о значимости обращения к данной теме и возможности самореализации учащихся.

II. Аналитическая работа в группах (искусствоведческий анализ картин)

1-ая группа. В. М. Васнецов «Витязь на распутье».
2-ая группа. И. И. Левитан «Владимирка».
3-я группа. И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

III. OФормы работы

1. Сопоставительный анализ двух видов искусств: живописи и литературы, живописи и музыки.
2. Выявление способов персонификации художника.
3. Беседа по истории русской живописи XIX века.
4. Выразительное чтение текста художественного произведения. Диалог, информативность, формулировка ощущений и поэтического видения.
5. Выводы по результатам исследования.
6. Подведение итогов урока.
7. Информирование о домашнем задании.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы должны подвести важный итог вашей исследовательской работы в группах, где каждый из вас выработал ту или иную позицию. Обсудим это вместе.

(Звучит медленная мелодия русской народной песни, «Валаамское пение», фрагмент)

Представим себе мысленно рождение нового дня…

Светает. Роса еще не обсохла. Не слышно пение птиц, а заря вступает свои права, вливаясь в бесконечный оркестр природы, высвечивая каждую тропинку, уходящую в нескончаемые дали. Путник делает первые шаги, размышляя, ожидает чего-то нового, неизведанного. Он осторожно ступает, боясь спугнуть тишину, а, может, стряхнуть росу.

Не так ли и мы с замиранием сердца останавливаемся перед художественным изображением и, вглядываясь, ловим себя на мысли, что мы те же путники, бредущие по дорогам XIX века, по дорогам прошлого нашего Отечества. И вы согласитесь, друзья, как верно подметил Николай

Васильевич Гоголь: «Какое странное, и манящее, и несущее и чудесное в слове: дорога!»

И прошлое заговорило:

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Что вы видите? Вам слово.

(В центре картины образ воина, остановившегося перед камнем, на котором надпись: «Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному. А кругом – поле бескрайнее, усыпанное костьми, да вороны летают, предвещая беду»)

Слово учителя: Живопись – это тот вид искусства, который рождает чувства, отклик на изображение. Как сказал Леонардо да Винчи, живопись – это поэзия, которую видят. Какие возникают у вас ощущения? Какими воспоминаниями наполняется ваша душа? Вам слово.

Ученик 1: Эта картина Васнецова «Витязь на распутье» исторического жанра. Перед нами Древняя Русь. В центре - образ воина, а может, витязя, вбирающего в себя понятие ратника, доблестного воителя, рыцаря, богатыря, который посвящает себя воинским подвигам. Мне видится, что это воин, отбившийся от дружины Игоря, вопрошающий: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!». Далеко ушла дружина Игоря, а вокруг – мертвая тишина, вызывающая ощущение тревожности: Бились так день,

Бились другой,
А к полудню на третий день
Пали знамена Игоревы
…………….
И вина кровавого тут недостало;
Тут и пир тот докончили
Храбрые русичи:
Сватов напоили:
А сами легли за русску землю… («Слово о полку Игореве»)

Воин в печали от совершенного, но он перед выбором пути.

Ученик 2: А мене видится, что передо мной пушкинский Руслан с задумчивым видом: куда держать путь? Ведь он попал на безвестную тропу:

О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебя со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы? («Руслан и Людмила», А. С. Пушкин)

Руслан на распутье – на перекрестке дорог, скорее, на жизненном перекрестке. Ведь когда мы говорим: «Я на распутье», это значит, что я в поисках решения: какую мне выбрать дорогу?

Слово учителя: Выбор пути. Что же значит он для человека?

Ученик 3: Это выбор жизненного пути. Это морально-нравственный аспект, который формируется у человека всей жизнью.

Слово учителя: Вы выпускники. Сейчас с начала года у вас особо остро стоит этот вопрос –

правильности выбора. Многие еще не определились. Кстати, этот вопрос вечный, не правда ли?

Посмотрим на нашего витязя. Ведь он на распутье. Каков его выбор пути, и какими художественными средствами это достигнуто?

Ученик 4: У богатыря нет иного выбора, как идти прямым путем! Он не будет прятаться, поедет прямоезжей дорогой.

Ученик 5: Ведь сказано в былине:

А иду служить за веру христианскую,
И за землю российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, сирот, за бедных людей.

Богатырь – надежная защита от всяких бедствий и будет до конца стоять на своем.

Слово учителя: Когда и как вы поняли, что он защитник, богатырь?

Ученик 6: Все, что мы видим на картине – суровая реальность, зловещие следы давней битвы, вороны, предвещающие беду, выгоревшая полынь и воин – на белом коне. Белый конь – это конь победителя.

Ученик 5: Кстати, на белом коне, значит княжеского, благородного рода. А военные доспехи того времени указывают на то, что он готов к бою.

Ученик 4: Он преисполнен спокойной и доброй силы. Статен, красив, хотя мы не видим его лица, но он крепко держит копье, а значит, готов сразиться насмерть, встретиться с врагом лицом к лицу.

Слово учителя: А все-таки, почему Виктора Михайловича Васнецова так волновала эта тема – тема выбора пути?

Ученик 1: Для В. М. Васнецова и для многих его современников этот выбор пути – это служение народу, Отечеству! И в этом они видели смысл всей жизни. Не зря ведь их называли народниками.

Слово учителя: Почему художник В. М. Васнецов, живший в XIX веке, использует сюжет изображения прошлого Отечества?

Ученик 7: Ведь понятно, что без прошлого будущее не существует. Это еще и особенность стиля Васнецова: уходя в прошлое, он восхищался мужеством, доблестью, пониманием дружбы, чести воинов Древней Руси и вообще, этим временем. Он хотел видеть этот идеал в современной жизни, но не находил его, поэтому и обращался к историческому прошлому. Вспомним его «Царь-лебедь», «Серый волк и Царевич». Это было его художественным стилем.

Ученик 5: Глядя на картины Васнецова, ощущаешь тревогу, такое впечатление, что что-то произойдет сейчас. И эти картины похожи на стихи А. С. Блока. Пример тому – его лирический цикл «На поле Куликовом»

Наш путь – степной,
Наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
Летит, летит степная кобылица
и мнет ковыль…
О нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь.

Слово учителя: Друзья мои, вы только вслушайтесь в эти строки: «закат в крови», «покоя нет». В истории нашего Отечества очень часто было вот это – «покоя нет», которое переходило из

столетия в столетие, составляя историю, судьбу нашего народа и нашу с вами судьбу.

Но мы не будем обращаться ко всем историческим событиям. Предлагаю перешагнуть исторический пласт и поговорить об определенном историческом периоде.

Перед нами картина Исаака Ильича Левитана «Владимирка».

Всмотритесь в картину: это другое время, в ней нет сюжета. Но сколько впечатлений и ассоциаций будит эта картина?

Ученик 1: Передо мной огромное пространство, узенькие тропки, отбегающие от Владимирского тракта, словно желают оторваться от его неумолимого движения и все же вынуждены снова и снова покориться судьбе и снова слиться с ним.

Ученик 2: Это одинокая фигура странницы, коих было немало в XIX веке, бредущих по дорогам и бездорожью, передающая настроение безнадежности, неоконченности пути.

Ученик 3: Мой взгляд останавливается на изображении верстового столба, да церквушке вдалеке – единственном белом пятнышке.

Слово учителя: Каков жанр картины? Свяжите с идеей выбор пути.

Ученик 4: Это историческая картина. Ведь и понятно: Владимирка, т. е. Владимирский тракт – это этапный путь арестантов, дорога, истертая тысячами подошв или колодочниками, избитая скрипучими телегами пересылаемых в Сибирь на каторгу.

Ученик 5: По Владимирке гнали пешком ссыльных, как политических, так и уголовных, зачастую в кандалах, прикованных по 20 человек к толстому железному пруту. По ней ехал Радищев и декабристы. Перед этими людьми нет проблемы выбора, за них он уже сделан, предрешен.

Слово учителя: Представьте, что картина ожила – вот она самая Владимирка, но у автора Якоби («Привал арестантов») Представьте мысленно, что вы стоите рядом, на обочине, а не в самой страждущей толпе. Что вы слышите, видите? Вспомните описание у Лескова.

Ученик 1: Слышен долгий заунывный звон кандалов и стон болезненный от изнуренного долгого пути пешком… Кто-то подает копейку, кто-то кусок хлеба. Сердце сжимается от боли, ощущения безысходности – такая безнадёга.

Ученик 4: Эта картина как один вдох: схвачена минута, но так притягивает нас и долго-долго не отпускает от себя.

Ученик 3: Мне кажется, что Владимирка – это не просто исторически сложившийся факт, это своеобразный символ скорби людской на пути своего жизненного выбора:

Да, для нас это грязь на калошах.
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замеченный прах,
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею!

(«Родная земля. И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас», А. А. Ахматова)

Слово учителя: Вот всмотритесь,… дорога… на уровне глаз эта картина как один вдох: схвачена одна минута, но так притягивает нас и долго-долго не отпускает от себя…а детали, выписанные Левитаном, таят в себе свои секреты, но и они ясны, т. к. пейзаж несет в себе… что? Правильно, у Левитана – социальное звучание.

Ученик 8: Мы смотрим на картину и мысленно представляем людей, бредущих по дороге и страждущих. Мы слышим стон, раздающийся от сердец людей. Этот стон, как набат, отдается в наших душах. Это бряцают кандалы, доводя до отчаяния все живое вокруг.

Слово учителя: И если бы могла заговорить картина Левитана «Владимирка», то она поведала бы нам одну из тайн «очарованного странника», может быть, бежавшего по этой дороге…

(Звучит музыка Свиридова, романс «Зимняя дорога»)

«Гляжу на степи … в одну сторону, в другую – все одинаково… Знойный вид, жестокий; простор– краю нет; травы, буйство: ковыль белый, пушистый, овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет… Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней.

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещенскую землю и заплачешь. Убогая крестьянская Русь, но велика вера и любовь к своей Родине!» (Н. С. Лесков, «Очарованный странник»)

Согласитесь, друзья мои, лучше Лескова не скажешь. Два талантливых человека – кисть художника Левитана и перо писателя Лескова, но как восхитительно говорят об одном и том же.

Согласитесь, каждое произведение так или иначе переплетено с судьбой автора. Что вы можете сказать?

Ученик 7: В момент работы над картиной «Владимирка» в жизнь художника грубо вторглись произвол и насилие: царскими властями он был выдворен из Москвы (будучи ужу знаменитым), как не имеющий прав на жительство. Мы также знаем, что для художника эта картина была любимой картиной, и он не продавал ее, а завещал в дар Третьякову.

Ученик 2: Сегодня современники говорят: «В этой простоте целый мир высокой поэзии». И я согласна с ними. Пейзажем печальным Левитан передал социальную проблему – выбор пути – дороги России и каждого человека в отдельности.

Слово учителя: «У нашей русской живописи есть та сила, есть то желание и умение идти до самых корней народной жизни», - сказал Иван Николаевич Крамской, верно подметив, что самое важное для художника – это умение отобразить духовную сущность эпохи – эпохи XIX века, такого тяжелого, мрачного и такого поворотного в судьбе Отечества, державы.

Если бы он был нашим современником, сейчас мы бы сказали, что он соединил в себе бизнес и творчество. Что вы можете добавить?

Ученик 3: Иван Николаевич Крамской – сильная личность, понимающая реалии современной ему жизни. А реалии были таковы:

  • показать жизнь, как она есть;
  • дать возможность художникам-передвижникам просто заработать на жизнь, а некоторым буквально на кусок хлеба, как Васнецову, например.

Ученик 6: Современники Крамского называют его идейным лидером, совестью, мозгом товарищества передвижников, т. к. он первый делает смелый шаг: организовывает не зависимую от официальных кругов организацию, носившую первоначально название «Бунт 14-ти», не подчиняясь законам Академии Художеств ради одной цели - показа правды жизни, действительности, от которой, по мнению художника, «сердце забило бы тревогу».

Ученик 5: Мне кажется, что у слов: передвижничества, подвижничества, подвига - один корень. Их труд был поистине равен подвигу, т. к. целью было – разбудить молчание многих смирившихся, показывая правду жизни. Ведь, глядя на эти картины, человек начинал задумываться о своем существовании.

Слово учителя: Одной из первых картин, принесших славу Ивану Николаевичу Крамскому, была картина «Христос в пустыне». Внимательно всмотримся в эту работу художника. Вам слово, друзья мои.

Ученик 7: Разрешите мне! В центре картины – огромная фигура Христа. На этой картине нет действия, но показана жизнь духа, дана зримо работа мысли. Фигура Христа мучительно согнута, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет время. А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но, вопреки всему, выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Ученик 8: Мне кажется, что здесь передано такое ощущение тревоги. Здесь тревога настолько разлита, что даже от камней исходит эта тревога.

Ученик 9: Я добавлю по поводу камней…. Детали… Здесь играют важную роль детали. Это не камни. Как мне кажется, это каньон, просто фигура большая, а небольшие камни настолько реалистичны, что можно их потрогать, подержать в руках.

Ученик 10: Но ведь еще мы видим чувство тревоги и страшную работу души: Христа стесняет страх грядущих истязаний, ибо знает он, что его ждет, и, может, вопрошает: «Если только можно Авва, Отче, мимо эту чашу пронеси».

Слово учителя: Вот и мы подошли к главной мысли и идее написания, создания этой картины. Это главное, что определяет любой труд: сочинение, книга, фильм или живопись. Перед нами огромный труд – полотно. В нем есть идея. Какова? Коль скоро мы сегодня собрались исследовать, так давайте исследовать. Вам слово.

Ученик 5: Мы ведь уже сказали, что он был идейным лидером передвижников, не значит ли это то, что путь Христа, его искания смысла жизни – это и путь художника. Это тяжелейший выбор жизни во имя других людей.

Ученик 11: Не хлебом ведь единым жив человек… Он должен задуматься о смысле жизни, понять, зачем… одинокость пустыни – выбор в одиночку….

Ученик 10: Ему нелегко дался этот выбор: он отказался от золотой медали, от поездки заграницу ради одного – выразить протест существующим законам Академии, этим самым получив в ответ неприятие. Он мог стать профессором Академии Художеств, мог быстро разбогатеть, ведь ему надо было помогать еще своим девятерым братьям в семье. И вот он неистово пишет «Христос в пустыне».

Ученик 6: Страдание Христоса – это еще и страдание и боль Ивана Николаевича Крамского.

Слово учителя: Вот цель художника достигнута: не доказывать, а показывать реальность.

Ученик 12: Можно я добавлю… Мы ведь делимся здесь впечатлениями. Я хочу добавить по поводу важной еще детали, которая раскрывает идейный смысл картины. Я хочу сказать, заря – это как появление новой веры, которая расколет весь мир и в тоже время поведет за собой миллионы. Посмотрите, прошло две тысячи лет, а Библия до сих пор бестселлер, а главный герой Библии – Иисус Христос. Сейчас я смотрю на картину и, можно так выразиться, «мороз по коже» - я так вижу: как много будет стоять за этими стиснутыми руками, глядя на которые, мы видим исторические события. Это первое, мучительное принятие веры, гонение за веру. Это вся Аппиева дорога, а на ней – первые распятые мученики – христиане. Ведь смотрите, эти глаза – они все знают: что будет в течение этих 2-ух тысяч лет и многое другое…

Ученик 10: Позвольте, вот вы все говорите о проблеме выбора, а у него здесь нет этой проблемы. Все уже давно решено: и Богом-отцом, и им самим. Он здесь не выбирает пути, а собирает силы перед тем, что придется пройти. В этом, я считаю, главная идея картины. Ведь и мы тоже в трудную минуту, верующие и неверующие, в минуту страха говорим: «Господи, помоги!».

Слово учителя: Вот уже 134 года смотрит человек на эту картину: что он берет для себя? Что вы берете?

Ученик 8: Извечный вопрос человек задает себе. Что есть истина? Для чего человек в этой жизни? Кто я? И что я?

Ученик 3: Времена меняются, но вечные ценности неизменны. Это любовь, добро, истина… Сам художник восклицал: «Настало время поставить перед лицом всех зеркало, при виде которого бы содрогнулось сердце». Это картина для нас.

Слово учителя: Вот и подошли мы к выводу урока «Мотив пути в живописи XIX века».

  • Что унесете вы в памяти у себя?
  • Что запало в душу вам?
  • О чем хотелось бы еще поговорить?

Ученик 4: Мотив пути – это тема без начала и конца. Это вечная тема. Уже много веков поднимается этот вопрос: какой выбрать путь, кому под силу пройти? Ясно одно: каждый выберет ношу, которую ему под силу будет вынести.

Слово учителя: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом…» («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Дорогие ребята! Вы молодцы. И скажу, почему… Мне радостно было слушать вас, потому что вы доказательно, образно высказывали свое мнение и видение о шедеврах XIX века,… но не только это! Вы еще говорили о выборе пути для человека и целых народов (если иметь в виду выбор веры). Я уверена, что сегодняшний урок не пройдет бесследно, он заронит в ваш ум и в ваши сердца большой духовный потенциал, так как говорили мы сегодня о важных понятиях: о любви к Родине, и милосердии, о пожертвовании собой для человечества – т. е. о том, что заложено в картинах и Васнецова, и Левитана, и Крамского. Мне было приятно слушать и смотреть на вас, потому что я вас всех люблю.

И совсем в заключение урока еще один выбор пути. Подтверждается истина: не хлебом единым жив человек. Автор говорит, что необходимо всем иметь храм в душе, а у каждого будет своя дорога к нему, как в песне О. Газманова «Мой храм».

Домашнее задание: Проследите эту тему и сравните XIX век с XX-ым веком в творчестве современных художников.