Задачи.
- Продолжить расширение и углубление представлений учащихся о неживой природе на основе изучения сведений о воде, ее роли в природе, в жизни людей.
- В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды, показать значение воды; объяснить значение чистой воды, причины ее загрязнения и способы очистки; обратить внимание детей на меры охраны водоемов от загрязнения; формировать экономное отношение к расходу воды.
Средства обучения.
- Таблицы, картины с изображением разных источников воды и способов ее использования;
- Таблицы по охране природы, иллюстрирующие загрязнение воды и ее очистку;
- Фотографии или репродукции картин, показывающие красоту моря и реки, водопада и родника;
- Презентация в программе Power Point. [Приложение 1].
Опорные точки урока
- Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке – вода есть везде.
- Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.
- Дождь — это потоки воды из облаков и туч.
- Снег, лед, иней — это вода в особом состоянии при низкой температуре.
- Пар – это вода в особом состоянии при высокой температуре.
- Значение чистой воды для неживой и живой природы.
- Загрязнение воды в результате неразумного ее использования.
- Необходимость очистки воды от различных загрязнений.
- Бережное отношение к воде — охрана природы.
- Красота воды в природе и в искусстве.
Методы и приемы
- Рассказ о воде в природе, распространении и использовании ее в труде и жизни людей.
- Беседа о загрязнении воды вредными веществами, о работе очистных сооружений.
- Итоговая беседа о бережном отношении к воде — проявление заботы об охране природы, способы экономного расхода воды, о красоте воды.
Контроль знаний
- Можно ли прожить без воды в течение одного дня?
- Где в природе можно встретить воду?
- Почему становится грязной вода рек и озер?
- Что происходят с растениями, если долго не идут дожди?
- Как надо экономить воду?
Оборудование
Для учителя:
- Стаканы чистые - 2 шт.
- Стакан с мутной водой
- Фильтр
- Воронка
- Стакан с молоком
- Спиртовка
- Спички
- Треножник
- Блюдце с водой
- Плакаты, картины о воде
- Схемы, рисунки
- Выставка книг
- Глобус
Для учащихся:
- Учебник
- Тетради по природоведению
- Календарь природы
- 2 стакана с водой
- Ложка
- Соль
- Сахар
- Пипетка
- Стекло
Ход урока
1. Орг. момент. Постановка целей и задач.
Учитель: Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тогда отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- Правильно, это вода.
Ни умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. (слайд 2)
Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека.
Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. (слайд3, 4) И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что. (слайд 5)
- Какие виды осадков бывают в природе? (слайд 6, 7)
- Молодцы! А теперь откройте учебники. Читаем до практической работы.
2. Работа по учебнику (1 учащийся читает)
3. Вопросы.
- Имеются ли в нашем районе водные источники? В каком состоянии они находятся?
- Чиста ли вода в них?
- Можно ли ее использовать для питья?
- Какие предприятия загрязняют нашу воду?
- Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках и озерах была чистая?
4. Практическая работа
Сегодня вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды.
Опыт 1. (проводит учитель, можно взять в помощники учащегося)
(На столе 1 стакан пустой, 1 стакан с водой, детское ведерко, бутылка)
- Берем стакан с водой. Переливаем его в пустой стакан.
- Переливаем в детское ведерко.
- Переливаем в бутылку.
- Что произошло? Почему?
Вывод. Вода принимает форму сосуда. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита.
(слайд 8)Опыт 2. (проводит учитель)
(Мутная вода в стакане, воронка, бумажный фильтр, чистый стакан)
- Что произошло с водой? Какая она стала?
Вывод. Так можно очистить от мути воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка — бумажный фильтр. (слайд 9)
- Можно использовать и такое сооружение для очистки воды. [Рисунок 1].
- Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная. Люди давно заметили свойство песка очищать воду от разных примесей и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
- А вот на больших предприятиях используют огромные очистные сооружения, т. к. им требуется очень много воды.
- Можно ли в домашних условиях использовать фильтры? («Родничок»)
Опыт 3. (проводит дети под руководством учителя)
Приготовьте два стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли.
В другой — сахара.
- Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром. Попробуй воду на вкус в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала солёной, во втором — сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно.
Учитель в стакан с водой кладет измельчённого мела. Мел оседает на дно. Он хорошо виден.
Вывод. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом — мутная. Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода — растворитель.
Опыт 4. (проводит учитель)
На столе 2 стакана: один – с водой, а другой с молоком. В каждый стакан опускается чайная ложка.
- Что можно сказать о прозрачности воды?
Вывод. Вода - прозрачна. (слайд 10)
Опыт 5. (проводит учитель)
На столе стакан с водой, пластмассовая пластинка, стакан пустой.
- Наливаем воду на пластинку. Что произошло с водой? Переливаем воду в пустой стакан.
Вывод. Вода - текучая
Вывод. Вода бесцветная, не имеет запаха, текучая, прозрачная, вода – растворитель.
(слайд 11)
Опыт 6. (проводит учитель)
На столе: спиртовка, спички, треножник, блюдце с водой.
- Куда делась вода? «Ис-пари-лась», т. е. превратилась в пар — это и есть газообразное состояние — крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно.
Вывод. Вода превратилась в пар.
(слайд 12)- А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли.
- Куда делась вода? (Она испарилась.)
- Что произойдет с водой, если блюдце с водой вынести на мороз или поставить в морозильник?
Она превратиться в лед. (слайд 13)
Вывод.
Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях.- С поверхности морей и рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (слайд 16, 17)
5. Работа в тетрадях, в дневниках наблюдения.
- Открыли дневники наблюдений, отмечаем погоду.
6. Закрепление изученного. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, записали число и тему.
Вода в природе.
Вода – бесцветная, прозрачная жидкость, не имеет формы, цвета, запаха, текучая, вода — растворитель. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях (записано на доске).
- А как вы думаете, много ли нужно воды? (слайд 18)
- А хватит ли ее, если мы не будем беречь ее?
- Что для этого нужно делать?
Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, во-вторых, беречь воду от загрязнения.
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения, В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. (слайд 19)
(Закрепление можно провести по опорной таблице, слайд 21)
7. Охрана воды. Беседа.
- Представьте, что наша планета стала вот такой. (У учителя в руках глобус, на нем «пятна грязи» - кусочки бумаги разной формы)
- Что это за пятна? Это – загрязнители. Давайте очистим наше голубое пространство. Что для этого нужно делать? (Не выбрасывать мусор, не мыть машины, очищать отходы заводов и фабрик и т. д.) (Учитель после каждого слова «очищает» нашу планету от «пятен грязи»)
А теперь, посмотрите, какая будет наша планета, если мы будем ее беречь (глобус стал «чистым»).
8. Заключительная беседа о воде. Итог урока.
- А еще очень многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде (выставка рисунков и книг). Озёра называют голубыми глазами Земли. (слайд 22-27)
Все это вы сможете посмотреть и прочитать на перемене.Вот здесь мы взяли слова – высказывания великих людей (на плакатах)
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
А.де Сент-Экзюпери. Земля людей.
Вода - начало всех начал.
Гиппократ
Вода – это жизнь.
Без воды – земля пустырь.
(На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)
.Была бы водица, а зелень народится.
Под лежачий камень вода не течёт
Умный человек, как родник.
Много воды - много травы.
- А кто знает загадки о воде? (учащиеся)
- Молодцы. Оценки получили…... (такие-то учащиеся)
- Закончить урок я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского (слайд 34)
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.
И ванне и в бане - всегда и везде
Вечная слава - воде!
Дополнительный материал об образовании снега и видов снежинок дан на слайдах 28, 29.
«Клуб любознательных» – на слайде 30
Тесты для проверки по темам
Вода и жизнь (слайд 31).
Превращения воды (слайд 32).
Берегите воду! (слайд 33).
Литература:
- Л.Ф. Мельчаков «Уроки природоведения в 3 классе»,
- В.П.Русанов «Капля чистой воды»,
- «Хрестоматия по физической географии», А.А. Плешаков
- Учебник «Природоведение» для 3 кл четырехлет. нач. шк./ Под ред И.Д.Зверева, Клепинина З.А.
- Учебник «Природоведение» для 4 кл. четырехлет. нач.шк., детская энциклопедия,
- Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. кроссворды, викторины. головоломки.