Урок природоведения. "Вода. Основные свойства воды"

Разделы: Начальная школа


Задачи.

  1. Продолжить расширение и углубление представлений учащихся о неживой природе на основе изучения сведений о воде, ее роли в природе, в жизни людей.
  2. В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды, показать значение воды; объяснить значение чистой воды, причины ее загрязнения и способы очистки; обратить внимание детей на меры охраны водоемов от загрязнения; формировать экономное отношение к расходу воды.

Средства обучения.

  • Таблицы, картины с изображением разных источников воды и способов ее использования;
  • Таблицы по охране природы, иллюстрирующие загрязнение воды и ее очистку;
  • Фотографии или репродукции картин, показывающие красоту моря и реки, водопада и родника;
  • Презентация в программе Power Point. [Приложение 1].

Опорные точки урока

  • Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке – вода есть везде.
  • Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.
  • Дождь — это потоки воды из облаков и туч.
  • Снег, лед, иней — это вода в особом состоянии при низкой температуре.
  • Пар – это вода в особом состоянии при высокой температуре.
  • Значение чистой воды для неживой и живой природы.
  • Загрязнение воды в результате неразумного ее использования.
  • Необходимость очистки воды от различных загрязнений.
  • Бережное отношение к воде — охрана природы.
  • Красота воды в природе и в искусстве.

Методы и приемы

  • Рассказ о воде в природе, распространении и использовании ее в труде и жизни людей.
  • Беседа о загрязнении воды вредными веществами, о работе очистных сооружений.
  • Итоговая беседа о бережном отношении к воде — проявление заботы об охране природы, способы экономного расхода воды, о красоте воды.

Контроль знаний

  • Можно ли прожить без воды в течение одного дня?
  • Где в природе можно встретить воду?
  • Почему становится грязной вода рек и озер?
  • Что происходят с растениями, если долго не идут дожди?
  • Как надо экономить воду?

Оборудование

Для учителя:

  • Стаканы чистые - 2 шт.
  • Стакан с мутной водой
  • Фильтр
  • Воронка
  • Стакан с молоком
  • Спиртовка
  • Спички
  • Треножник
  • Блюдце с водой
  • Плакаты, картины о воде
  • Схемы, рисунки
  • Выставка книг
  • Глобус

Для учащихся:

  • Учебник
  • Тетради по природоведению
  • Календарь природы
  • 2 стакана с водой
  • Ложка
  • Соль
  • Сахар
  • Пипетка
  • Стекло

Ход урока

1. Орг. момент. Постановка целей и задач.

Учитель: Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Тогда отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

- Правильно, это вода.

Ни умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. (слайд 2)

Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека.

Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. (слайд3, 4) И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что. (слайд 5)

- Какие виды осадков бывают в природе? (слайд 6, 7)

- Молодцы! А теперь откройте учебники. Читаем до практической работы.

2. Работа по учебнику (1 учащийся читает)

3. Вопросы.

- Имеются ли в нашем районе водные источники? В каком состоянии они находятся?

- Чиста ли вода в них?

- Можно ли ее использовать для питья?

- Какие предприятия загрязняют нашу воду?

- Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках и озерах была чистая?

4. Практическая работа

Сегодня вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды.

Опыт 1. (проводит учитель, можно взять в помощники учащегося)

(На столе 1 стакан пустой, 1 стакан с водой, детское ведерко, бутылка)

  • Берем стакан с водой. Переливаем его в пустой стакан.
  • Переливаем в детское ведерко.
  • Переливаем в бутылку.

- Что произошло? Почему?

Вывод. Вода принимает форму сосуда. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита. (слайд 8)

Опыт 2. (проводит учитель)

(Мутная вода в стакане, воронка, бумажный фильтр, чистый стакан)

- Что произошло с водой? Какая она стала?

Вывод. Так можно очистить от мути воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка — бумажный фильтр. (слайд 9)

- Можно использовать и такое сооружение для очистки воды. [Рисунок 1].

- Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная. Люди давно заметили свойство песка очищать воду от разных примесей и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

- А вот на больших предприятиях используют огромные очистные сооружения, т. к. им требуется очень много воды.

- Можно ли в домашних условиях использовать фильтры? («Родничок»)

Опыт 3. (проводит дети под руководством учителя)

Приготовьте два стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли.

В другой — сахара.

- Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром. Попробуй воду на вкус в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала солёной, во втором — сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно.

Учитель в стакан с водой кладет измельчённого мела. Мел оседает на дно. Он хорошо виден.

Вывод. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом — мутная. Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода — растворитель.

Опыт 4. (проводит учитель)

На столе 2 стакана: один – с водой, а другой с молоком. В каждый стакан опускается чайная ложка.

- Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода - прозрачна. (слайд 10)

Опыт 5. (проводит учитель)

На столе стакан с водой, пластмассовая пластинка, стакан пустой.

- Наливаем воду на пластинку. Что произошло с водой? Переливаем воду в пустой стакан.

Вывод. Вода - текучая

Вывод. Вода бесцветная, не имеет запаха, текучая, прозрачная, вода – растворитель.

(слайд 11)

Опыт 6. (проводит учитель)

На столе: спиртовка, спички, треножник, блюдце с водой.

- Куда делась вода? «Ис-пари-лась», т. е. превратилась в пар — это и есть газообразное состояние — крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно.

Вывод. Вода превратилась в пар. (слайд 12)

- А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли.

- Куда делась вода? (Она испарилась.)

- Что произойдет с водой, если блюдце с водой вынести на мороз или поставить в морозильник?

Она превратиться в лед. (слайд 13)

Вывод. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях.

(слайд 14, 15)

- С поверхности морей и рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (слайд 16, 17)

5. Работа в тетрадях, в дневниках наблюдения.

- Открыли дневники наблюдений, отмечаем погоду.

6. Закрепление изученного. Актуализация знаний.

- Открыли тетради, записали число и тему.

Вода в природе.

Вода – бесцветная, прозрачная жидкость, не имеет формы, цвета, запаха, текучая, вода — растворитель. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях (записано на доске).

- А как вы думаете, много ли нужно воды? (слайд 18)

- А хватит ли ее, если мы не будем беречь ее?

- Что для этого нужно делать?

Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, во-вторых, беречь воду от загрязнения.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения, В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. (слайд 19)

(Закрепление можно провести по опорной таблице, слайд 21)

7. Охрана воды. Беседа.

- Представьте, что наша планета стала вот такой. (У учителя в руках глобус, на нем «пятна грязи» - кусочки бумаги разной формы)

- Что это за пятна? Это – загрязнители. Давайте очистим наше голубое пространство. Что для этого нужно делать? (Не выбрасывать мусор, не мыть машины, очищать отходы заводов и фабрик и т. д.) (Учитель после каждого слова «очищает» нашу планету от «пятен грязи»)

А теперь, посмотрите, какая будет наша планета, если мы будем ее беречь (глобус стал «чистым»).

8. Заключительная беседа о воде. Итог урока.

- А еще очень многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде (выставка рисунков и книг). Озёра называют голубыми глазами Земли. (слайд 22-27)

Все это вы сможете посмотреть и прочитать на перемене.

Вот здесь мы взяли слова – высказывания великих людей (на плакатах)

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

А.де Сент-Экзюпери. Земля людей.

Вода - начало всех начал.

Гиппократ

Вода – это жизнь.
Без воды – земля пустырь.

(На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)

Была бы водица, а зелень народится.
Под лежачий камень вода не течёт
.

Умный человек, как родник.
Много воды - много травы.

- А кто знает загадки о воде? (учащиеся)

- Молодцы. Оценки получили…... (такие-то учащиеся)

- Закончить урок я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского (слайд 34)

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.
И ванне и в бане - всегда и везде
Вечная слава - воде!

Дополнительный материал об образовании снега и видов снежинок дан на слайдах 28, 29.

«Клуб любознательных» – на слайде 30

Тесты для проверки по темам

Вода и жизнь (слайд 31).

Превращения воды (слайд 32).

Берегите воду! (слайд 33).

Литература:

  1. Л.Ф. Мельчаков «Уроки природоведения в 3 классе»,
  2. В.П.Русанов «Капля чистой воды»,
  3. «Хрестоматия по физической географии», А.А. Плешаков
  4. Учебник «Природоведение» для 3 кл четырехлет. нач. шк./ Под ред И.Д.Зверева, Клепинина З.А.
  5. Учебник «Природоведение» для 4 кл. четырехлет. нач.шк., детская энциклопедия,
  6. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. кроссворды, викторины. головоломки.